Объем или величина предложения – это количество товара, которое желает продать на рынке продавец или группа продавцов в единицу времени при определенных условиях

Объем предложения также как и спрос зависит от целого ряда факторов.

Главным, определяющим фактором предложения является цена. Цена предложения (Pa,) – это минимальная цена, по которой продавцы согласны предложить на рынке данное количество товара. Цены других товаров (PbPz), и в предложении являются вторым по значимости фактором. Так, если цена на товары-заменители повысится, то производитель данного товара может также, не боясь сокращения продаж, увеличивать свои цены. Цены на ресурсы (R) лежат в основе формирования издержек производства, которые напрямую влияют на предложение. Чем больше издержки на выпуск единицы продукции, тем, при прочих равных условиях, меньше предложение, и наоборот. Технический потенциал производства и характер применяемой технологии (Т). Наиболее эффективное производство единицы продукции достигается за счет совершенствования техники и технологии. Это ведет к снижению затрат ресурсов, что приводит к снижению издержек, а в результате этого увеличивается предложение. Налоги и дотации (Н). Большинство налогов рассматриваются предприятиями как дополнительные издержки. Поэтому увеличение налогов ведет к увеличению издержек и сокращению предложения. Дотации и субсидии снижают реальные издержки предприятия и ведут к увеличению объема предложения. Ожидания продавцов (О) изменения цены также может повлиять на их желание увеличить или уменьшить объем поставок, производимого им товара. Число продавцов (Ч) напрямую влияет на объем предложения, чем больше производителей, тем больше предложение, и наоборот. Возможно наличие и других факторов (W).Зависимость объема предложения от определяющих его факторов называется функцией предложения. Ее можно представить формулой:

QSA = ¦ (Pa, Pb …Pz, R, Т, Н, О,Ч,…W) (4.4)

где S - предложение

QSA – объем предложения товара А.

Функцию предложения можно представить как функцию предложения товара А от его цены:

QSA = ¦ (Pa) (4.5)

 
 
S


QSA = ¦ (Pb …Pz, R, Т, Н, О,Ч,…W) (4.6)

Рассмотрим зависимость объема предложения от других факторов. Для этого предположим, что цена на данный товар неизменна, т.е. Ра – const., тогда зависимость предложения товара А от других факторов может быть выражена формулой

Если при неизменной цене другие факторы будут улучшаться, например, увеличатся субсидии или дотации, то объем предложения возрастет, что отразится на графике в виде смещения кривой предложения вправо и вниз. При ухудшении тех же неценовых факторов объем предложения упадет, а кривая от первоначального положения переместиться влево и вверх. Прямая зависимость объема предложения от цены называется законом предложения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: