Влияние неценовых факторов на эластичность спроса

В каждом отдельном случае могут присутствовать самые различные факторы, влияющие на эластичность спроса по цене. Так, спрос на лимонад и питьевую воду в ларьке на пляже может зависеть от степени удаленности фонтанчика с питьевой водой. Чем ближе фонтанчик, тем спрос более эластичен и, наоборот, чем он дальше, тем менее эластичен. Несмотря на все многообразие возможных неценовых факторов, выделяют такие, которые встречаются наиболее часто. К ним можно отнести а) наличие товаров – заменителей, или как их иначе называют товаров-субститутов; б) значимость товара для потребителя; в) наличие взаимодополняющих (комплиментарных) товаров; г) удельный вес товара в доходе потребителя; д) временные рамки, в пределах которых принимается решение о покупке.

Кратко охарактеризуем каждый из этих факторов. По потребительским свойствам любой товар имеет большее или меньшее количество товаров близких к нему и способных его заменить. Такие товары заменители называются субститутами. Эластичность спроса на товар находится в прямой зависимости от количества субститутов. Чем их больше, тем спрос эластичней и, наоборот, чем меньше, тем менее эластичен, т.к. потребители легко могут переключаться на них в случае повышения цены на основной товар.

Товары можно разделить на две большие условные группы: товары первой необходимости (хлеб, соль, сахар, спички) и предметы роскоши (антиквариат, эксклюзивные дорогие ювелирные украшения, яхты и т.д.). В зависимости от дохода определенной группы населения те или иные товары могут быть отнесены ими к предметами роскоши или первой необходимости. Если покупатель будет считать данный товар предметом первой необходимости, то его спрос на него будет неэластичен и он станет покупать его вне зависимости от колебания цен. Хотя при этом сам объем спроса может быть снижен. Если же товар будет отнесен покупателем к предметам роскоши, не удовлетворяющего насущные потребности, и от которого можно легко отказаться, то спрос на такой товар будет эластичен. Здесь действует общий принцип: чем меньшее значение придает потребитель данному товару, тем эластичнее будет спрос на него.

Большое влияние на эластичность спроса оказывает наличие взаимодополняющих (комплиментарных) товаров например, автомобиль и бензин; магнитофон и кассеты и др. Только при наличии в продаже каждого из них эти товары будут приобретаться. В случае, если цена на один из них или на оба будет непомерно высокой покупатель может отказаться от приобретения обоих товаров.

Заметное влияние на эластичность спроса оказывает временной период, в пределах которого принимается решение о покупке. В целом, просматривается следующая тенденция: чем длиннее период времени, в течение которого принимаются решения, тем эластичнее спрос. Первая причина – медленная адаптация потребителей к изменяющимся условиям. Другая причина – количественные и качественные изменения всей покупательной корзины в процессе приспособления к изменению цен.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: