Тема. Этика делового общения как учебная дисциплина и ее задачи

Экономические законы – внутренне необходимые, устойчивые, существенные связи экономических явлений и процессов. Экономические законы отражают суть производственных отношений. Необходимо отличать экономические явления и экономические законы. Явления более широки по своему содержанию, чем законы, так как они включают случайные и неустойчивые связи. Законы же раскрывают лишь глубинные сущностные формы экономических процессов.

Следует различать механизм действия и механизм использования экономических законов. Познавая глубинную суть законов и механизм их действия, государство, общество, производители и все другие субъекты экономической деятельности будут способствовать реализации основных требований каждого из экономических законов, тем самым обеспечат условия для стабильного и эффективного развития экономической системы.

Экономические законы нельзя смешивать с законами природы, их нельзя отождествлять, хотя у тех и других имеются общие свойства. Сходство их проявляется и в том, что они действуют независимо от воли людей, т.е. объективно. Однако между ними имеется ряд существенных и принципиальных различий:

1) Естественные законы (законы природы) действуют вечно. Например, законы развития материи, закон перехода количества в качество и др. Экономические законы – это законы развития общественной жизни, хозяйственной деятельности людей, они носят исторический, преходящий характер;

2) Открытие и применение новых законов естествознания проходит более или менее гладко; в экономической области оно сопровождается сопротивлением отживающих сил общества.

3) Экономические законы - законы общественных взаимодействий; деятельность людей опосредуется различными обстоятельствами: политическими, идеологическими, религиозными и т.п.; поэтому экономические законы не могут безусловно проявляться, как законы природы; они действуют как основные, господствующие тенденции.

Экономические законы являются объективными, т.е. не зависящими от воли и сознания людей. Они существуют и действуют столь же объективно, как и законы природы, вне зависимости от того, открыты они наукой или нет, используются или не используются в практической деятельности людей.

При этом важно подчеркнуть, что каждый экономический закон не действует сам по себе, изолированно от других законов, а функционирует как их совокупность, иначе говоря, как система законов.

В качестве критериев классификации системы экономических законов выделяются:

исторический принцип и принцип функциональный.

По историческому принципу законы можно классифицировать на:

1) всеобщие законы, действующие на всех этапах развития общественного производства. К ним относятся законы, регулирующие взаимодействие человека с природой, законы развития производительных сил; законы роста производительности общественного труда, закон обобществления производства и др.;

2) особенные законы, действующие на некоторых этапах развития производства. Речь идет о законах, связанных с товарным производством: закон стоимости, закон спроса и предложения, законы денежного обращения и др.

3) специфические законы, выражающие сущность системы общественно-экономических отношений, данного способа производства. Так, в истории общественного производства действовали и сошли со сцены специфические законы первобытного, рабовладельческого и феодального общества. Развитие производства в рыночной экономике определяют специфические законы рынка, конкуренции, накопления капитала и др.

Важен функциональный принцип классификации законов. По нему выделяются сферы действия законов и определяется их роль в развитии общественного производства:

1) законы производства регулируют в соответствии со спросом: объем производства предметов первой необходимости (предметы потребления), предметов труда, номенклатуру и объем машин, оборудования и т.п.;

2) законы распределения регулируют распределение всех видов ресурсов по отраслям народного хозяйства. Распределение произведённого продукта между участниками общественного производства определяется законами этой сферы;

3) законы обмена регулируют обмен результатами деятельности между людьми;

4) законы потребления регулируют двоякого рода потребление: личное и производительное, в результате которого осуществляется воспроизводство вещественного фактора производства, средств производства. Таким образом, система производственных отношений проявляется во всех сферах общественного производства и реализуется через систему экономических законов.

Метод – учение о происхождении, структуре и способах применения всей совокупности познавательных средств для изучения предмета определенной науки. Метод экономической науки, как и любой другой науки, отражает сущность уже познанных законов экономики, выступая одновременно средством последующего познания.

При изучении своего предмета экономической теории использует совокупность следующих методов и приемов:

Метод формальной логики – изучение мысли со стороны ее структуры и формы. Формальная логика оперирует инструментами: аналогий, сравнения, выдвижения и доказательства гипотез; метода индукции, основанного на движении познания от частных случаев к общему выводу, от отдельных фактов – к обобщениям; и дедукции – движения мысли от общего к частному, от общих суждений – к анализу частных случаев.

Диалектический метод нацеливает на выявление глубинных причинно-следственных связей, внутренних противоречий как источника, движущей силы развития всех явлений природы, общества, мышления. Экономическая система рассматривается как развивающаяся взаимосвязь категорий и законов, а каждое из явлений и система в целом анализируется в процессе самодвижения от низшего к высшему, от старого к новому. Развитие понимается как переход количественных изменений в качественные, как единство и борьба противоположностей, как отрицание отрицания.

Экономическая теория использует специфические методы:

метод единства логического и исторического анализа, когда логический анализ фор-

мируется на основе конкретного исторического развития;

метод научных абстракций - отвлечение от непосредственного многообразия кон- кретных явлений и сосредоточение внимания на отдельных, конкретных сторонах и характе- ристиках изучаемого объекта, не отрываясь при этом от реальной действительности;

метод анализа и синтеза, когда мысль совершает движение от конкретного к абст- рактному и обратно – от абстрактного к конкретному. В ходе анализа выявляются наиболее характерные признаки каждой составной части исследуемого объекта, определяются его первичные и производные, существенные или несущественные признаки. В ходе синтеза восстанавливается целостная картина, т.е. исследуемый объект рассматривается таким, ка- ким он существует в действительности;

метод позитивного и нормативного анализа: позитивный анализ дает возможность увидеть экономические явления и процессы такими, какими они есть в действительности; нормативный анализ стремится проникнуть в суть происходящих процессов и выявить их движущие силы. Как правило, нормативный анализ использует данные позитивного анализа, а позитивный обогащается результатами нормативного анализа. Посредством взаимодейст- вия этих двух видов анализа происходит формирование экономических теорий и постулатов.

Метод экономической теории систематически обогащается современным научным аппаратом и методами, используемые в других науках. Речь идет о таких методах, как структурно-функциональный анализ, метод общей теории систем, метод уровней, метод моделирования процессов.

Тема. Этика делового общения как учебная дисциплина и ее задачи.

Слово в общении бывает животворящим и разрушительным. Оно может объединять и разъединять людей, приносить удовольствие или неприятности.

Все зависит вот того, какая информация передается с помощью слова и как это делают ее отправители.

С целью улучшения информирования людей на данном этапе все шире используются технические средства, включая компьютеры, и в этом конечно, видится прогресс. Но одновременно непосредственное общение заменяется опосредованным, осуществляемой СМИ, а это ведет к росту отчуждения между людьми, снижение уровня их коммуникабельности, контактности, а также - эмоциональности.

От того, на каком уровне находится культура деловых людей, зависят результаты их профессиональной деятельности, взаимоотношения с коллегами, партнерами по бизнесу и клиентами, в конце концов психическое здоровье.

1. "Этика делового общения" как учебная дисциплина и ее задачи

Объект дисциплины - деловое общение, а ее предмет - его моральный и психологический аспекты, этические и психологические механизмы.

Этика делового общения - это новая учебная дисциплина, становлению и развитию которой способствовали различные области науки (этика, психология, философия, социология) и практики (управление, менеджмент, маркетинг и т.д.). Однако наиболее существенное влияние на нее, конечно, произвели этика и психология - науки, занимающиеся человековедением и изучают одну и ту же природу человеческого поведения (но под разными углами зрения) и факторы, влияющие на жизнедеятельность людей и их взаимодействие.

Этика - наука о морали, ее развитие, принципы, нормы и роль в обществе, то есть о правильном (и неправильное) в поведении. Итак, надо различать этику как науку, а мораль как реальное явление, которое она изучает. Мораль является формой общественного сознания, направленной на утверждение самоценности человека, его прав на достойную и счастливую жизнь.

Следует различать понятия "мораль" и "нравственность", хоть в какой-то мере они рассматриваются как синонимы. Мораль всего является определенной формой сознания, совокупность осознаваемых людьми принципов, правил, норм поведения, а нравственность в основном понимается как воплощение этих принципов, правил и норм в реальном поведении людей и отношениях между ними. Естественно, что такое воплощение имеет несколько иной смысл, чем совокупность абстрактных правил и предписаний морали.

2. Деловое общение и его особенности

Люди, как правило, начинают общаться по какой-то причине. При этом их действия связаны с предметом общения, определяет его сущность, позволяет определить его направленность. Существует, например, общение интимное, профессиональное, деловое и др. Предметом нашего анализа является деловое общение.

Содержанием делового общения является "дело", по поводу которого возникает и развивается взаимодействие. В литературе есть разные описания его специфики. Выделяются следующие характеристики делового общения: собеседники являются личностями, значимымимы друг для друга, они взаимодействуют по поводу конкретного дела, а основная задача такого общения - продуктивное сотрудничество. По мнению некоторых ученых, общение следует считать деловым, если его определяющим содержанием выступает социальное значимая совместная деятельность. Другие считают, что деловое общение - это устный контакт между собеседниками, имеют для этого необходимые полномочия и ставят перед собой задачу решить конкретные проблемы.

При деловом общении легче устанавливается контакт между людьми, если они говорят "на одном языке" и хотят прийти к продуктивному сотрудничеству. При этом основами их общения являются этические нормы и ритуальные правила деловых взаимоотношений, знания и умения, связанные с обменом информацией, использованием способов и средств взаимовлияния, взаимопонимания.

Большое значение имеет моральный аспект делового общения. В профессиональной деятельности люди пытаются достичь не только общих, но и лично значимых целей.

Этика делового общения базируется на таких правилах и нормах поведения партнеров, которые способствуют развитию сотрудничества. Прежде всего речь идет об укреплении взаимодоверия, постоянного информирования партнера относительно своих намерений и действий. В некоторых зарубежных корпорациях и фирмах также разработаны кодексы чести для служащих. Доказано, что бизнес, который имеет нравственную основу, является выгодным и прогрессивным.

Профессиональное общение формируется в условиях конкретной деятельности, а потому в определенной степени впитывает в себя ее особенности, является важной частью, средством этой деятельности. В профессиональной культуре общения можно выделить общие нормы общения, обусловленные характером общественного строя и основываются на достижениях прошлого и настоящего.

Имея деловые отношения с иностранцами, следует помнить о национальных особенностях общения. У каждого народа есть свои культурные традиции, свой национальный характер, их нельзя игнорировать. Пока интересы сторон совпадают, национальные различия практически не заметны. Если возникает конфликт - они играют важную роль. Национальный стиль общения - это только типичные, более ярко выражены особенности мышления и поведения. Эти черты присущи не обязательно всем представителям определенной нации. Но всегда при встречи с иностранцами эта информация должна служить ориентиром, поскольку национальные особенности могут повлиять на результаты общения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: