Первобытное общество

Первобытное общество возникло около 40 тыс. лет назад, когда возник человек современного типа «homo sapiens», с развитием которого около 5 тыс. лет назад приводит к возникновению первых государственных и правовых систем. Первобытно-общинный строй называют древним типом коллективного производства, который был результатом слабости отдельного, обособленного человека перед окружающей средой, природой. Трудовые навыки только формировались, орудия труда были примитивны. Экономической формой организации людей является коллективный труд. Совместная охота, рыболовство, собирание плодов и ягод и т.п. обеспечивает устойчивость общества. Характер собственности был общим – все орудия труда, добытые с их помощью средства к существованию (плоды, рыбы, животные и т.д.) принадлежали всем. Поскольку орудие труда и средства к существованию использовались коллективно, распределение предметов труда было уравнительным. Такая коллективность, общность была своеобразным «коммунизмом» и являлось естественным состоянием первоначально возникшей коллективности.

Изначально формой социальной организации стала первобытные стада из 30 – 40 человек. На смену данной форме приходит род, причем не только как объединение людей, связанных узами родства (происходящих от одного прародителя), но и как общественная группа, сложившаяся для совместного ведения хозяйства. На более поздних стадиях развития возникают племена, объединяющие близкие роды, а затем и союзы племен. Укрупнение общественных структур было выгодно обществу: оно позволяло более эффективно противостоять силам природы, использовать более совершенные приемы труда (например, охоту с загоном), успешнее отражать агрессию соседей и самим нападать на них; происходило поглощение более слабых, необъединенных. Вместе с тем укрупнение способствовало более быстрому освоению новых орудий и приемов труда.

Все наиболее важные вопросы жизни рода решались общим собранием его членов. Каждый взрослый имел право участвовать в обсуждении и решении любого вопроса. Для осуществления оперативного управления избирался старейшина – наиболее уважаемый член рода. Должность эта была не только выборной, но и сменяемой: как только появлялся более сильный (на ранних ступенях развития), более умный, опытный человек (на последующих стадиях), он заменял старейшину. Власть старейшины основывалась исключительно на его авторитете, уважение к нему других членов рода. Племя управлялось советом старейшин, представляющих соответствующие роды. Совет избирал племенного вождя, на ранних этапах сменяемого. Союз племен управлялся советом племенных вождей, который избирал вождя союза.

Отношения между членами первобытного общества регулировались обычаями т.е. правилами поведения, которые сложились путем их многократного повторения. Обычаи закрепляли определенный порядок. Закрепляющий такой порядок правила поведения, в какой-то части унаследованные от далеких предков, постепенно формируется в систему норм, регулирующих производство и распределение, семейные, родственные и иные общественные связи. Эти правила закрепляют на основе накопленного опыта наиболее рациональные, выгодные для рода и племени отношения людей, формы их поведения и т.д. Возникают устойчивые обычаи, которые передаются из поколения в поколение и соблюдаются в подавляющем большинстве добровольно, в силу привычки. В случае же нарушения они поддерживаются всем обществом, в том числе мерами принуждения, вплоть до смерти или равносильного ей изгнания виновного. Первоначально закрепляется, видимо, система запретов (табу), на основе которых постепенно появляются обычаи, устанавливающие обязанности и права. Изменения в обществе, усложнение социальной жизни приводят к появлению и закреплению новых обычаев, увеличению их числа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: