Понимание неолитической революции как рубежа, делящего всю историю человечества на два способа его существования и воспроизводства – на присваивающую и производящую экономику, является также и методологическим ключом к изучению происхождения права. Присваивающая экономика объективно не нуждается в учете вклада каждого члена общества в результате конкретной охоты, занятия рыболовства, в другие способы добывания пищи. Не было в присваивающем хозяйстве и какого-либо нормирования затрат времени на участие того или иного члена общины в этих процессах жизнеобеспечения. Регулятивным факторам для таких затрат выступала половозрастная структура общины. Самоорганизация, самопроизвольные процессы – вот главное, что характеризует в целом взаимодействие человека и природы. Социальное регулирование бывает двух видов: нормативное и индивидуальное. Первое носит общий характер: нормы (правило) адресованы всем членам общества и не имеют конкретного адресата. Второе относится к конкретному субъекту. Оба эти вида неразрывно связаны между собой. Нормативное регулирование в конечном итоге приводит к воздействию на конкретных индивидов, приобретает конкретного адресата.
|
|
При первобытно-общинном строе основным регулятором общественных отношений были обычаи. Они закрепляли выработанное веками наиболее рациональное полезное для общества варианты поведения в определенных ситуациях, передавалась из поколения в поколение, и отражали в равной степени интересы всех членов общества. Обычаи изменялись очень медленно, что вполне соответствовало темпам изменения самого общества, происходившим в тот период. В более позднее время появились тесно связанные с обычаями и отражающие существование в обществе представления о справедливости, добре и зле нормы общественной морали и религиозные догмы. Все эти нормы постепенно сливаются, чаще всего на основе религии, в единый нормативный комплекс, в единстве обеспечивающее достаточно полную регламентацию еще не очень сложных тогда общественных отношений. Такими обычаями, одобренными моралью и освещенными религией, были и существовавшие в первобытном социуме нормы, определяющие порядок обобществления добытого членами сообщества продукта и его последующего перераспределения, которые всеми воспринимались как не только правильные и, безусловно, справедливые, но и как единственно возможные.
В юридической литературе эти нормы носят название мононорм, т.е. единых еще не расчлененных специфических норм первобытного общества. Они характеризуются: по содержанию: закреплением распределительной системы (той или иной территории, той или иной пищи и т.д.), установлением тотемной системы (символизации существа – покровителя), установлением соответствия мужчин и женщин в общине т.п.; по способу регулирования: установлением трех основных способов – запретов, дозволений и позитивных обязываний (в зачаточном виде). Запреты – табу, т.е. подкрепленные религиозными верованиями недопустимость совершать те или иные поступки. Дозволения проявлялись, например, в определении тех или иных животных, на которых разрешалась охота, территории для этого, источника воды и т.п.; формы выражения: процедуры, обряды, ритуалы, мифологические системы и т.п.; санкции: общественное порицание, изгнание из общины, нанесение телесных повреждений, смертная казнь.
|
|
Мононормы отличаются от правовых норм отсутствием системности, обусловленностью конкретными условиями жизни, несложностью. Они отличаются от норм морали тем, что их нарушение ограничивается общественным порицанием, а обеспечивается твердо фиксированными санкциями.