Социальные нормы первобытного общества

Понимание неолитической революции как рубежа, делящего всю историю человечества на два способа его существования и воспроизводства – на присваивающую и производящую экономику, является также и методологическим ключом к изучению происхождения права. Присваивающая экономика объективно не нуждается в учете вклада каждого члена общества в результате конкретной охоты, занятия рыболовства, в другие способы добывания пищи. Не было в присваивающем хозяйстве и какого-либо нормирования затрат времени на участие того или иного члена общины в этих процессах жизнеобеспечения. Регулятивным факторам для таких затрат выступала половозрастная структура общины. Самоорганизация, самопроизвольные процессы – вот главное, что характеризует в целом взаимодействие человека и природы. Социальное регулирование бывает двух видов: нормативное и индивидуальное. Первое носит общий характер: нормы (правило) адресованы всем членам общества и не имеют конкретного адресата. Второе относится к конкретному субъекту. Оба эти вида неразрывно связаны между собой. Нормативное регулирование в конечном итоге приводит к воздействию на конкретных индивидов, приобретает конкретного адресата.

При первобытно-общинном строе основным регулятором общественных отношений были обычаи. Они закрепляли выработанное веками наиболее рациональное полезное для общества варианты поведения в определенных ситуациях, передавалась из поколения в поколение, и отражали в равной степени интересы всех членов общества. Обычаи изменялись очень медленно, что вполне соответствовало темпам изменения самого общества, происходившим в тот период. В более позднее время появились тесно связанные с обычаями и отражающие существование в обществе представления о справедливости, добре и зле нормы общественной морали и религиозные догмы. Все эти нормы постепенно сливаются, чаще всего на основе религии, в единый нормативный комплекс, в единстве обеспечивающее достаточно полную регламентацию еще не очень сложных тогда общественных отношений. Такими обычаями, одобренными моралью и освещенными религией, были и существовавшие в первобытном социуме нормы, определяющие порядок обобществления добытого членами сообщества продукта и его последующего перераспределения, которые всеми воспринимались как не только правильные и, безусловно, справедливые, но и как единственно возможные.

В юридической литературе эти нормы носят название мононорм, т.е. единых еще не расчлененных специфических норм первобытного общества. Они характеризуются: по содержанию: закреплением распределительной системы (той или иной территории, той или иной пищи и т.д.), установлением тотемной системы (символизации существа – покровителя), установлением соответствия мужчин и женщин в общине т.п.; по способу регулирования: установлением трех основных способов – запретов, дозволений и позитивных обязываний (в зачаточном виде). Запреты – табу, т.е. подкрепленные религиозными верованиями недопустимость совершать те или иные поступки. Дозволения проявлялись, например, в определении тех или иных животных, на которых разрешалась охота, территории для этого, источника воды и т.п.; формы выражения: процедуры, обряды, ритуалы, мифологические системы и т.п.; санкции: общественное порицание, изгнание из общины, нанесение телесных повреждений, смертная казнь.

Мононормы отличаются от правовых норм отсутствием системности, обусловленностью конкретными условиями жизни, несложностью. Они отличаются от норм морали тем, что их нарушение ограничивается общественным порицанием, а обеспечивается твердо фиксированными санкциями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: