Типология государств в цивилизационном подходе

Наряду с формационным подходом к решению вопроса типологии государств широко применяется цивилизационный подход, в основе которого тоже лежит идея соотношения государства и социально-экономического строя с учетом духовно-нравственных и культурных факторов общественного развития. В основе цивилизационного подхода лежит типология государств по признаку цивилизации. Цивилизация – совокупность национальных, природно-климатических, экономических, культурных условий и связей в обществе, формирующая особый тип общества и государства.

При цивилизационном подходе тип государства определяется не столько объективно-материальными, сколько идеально-духовными, культурными факторами. А. Тойнби пишет, что культурный элемент представляет собой душу, кровь, лимфу, сущность цивилизации; в сравнении с ним экономический и тем более политический планы кажутся искусственными, несущественными, заурядными созданиями природы и движущих сил цивилизации. Понятие цивилизации он сформулировал как относительно замкнутое локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, географических и иных признаков, два из которых остаются неизменными: религия и формы ее организации, а также степень удаленности от того места, где данное общество первоначально возникло. Из 21 цивилизации, считает А. Тойнби, сохранились лишь те, которые смогли последовательно освоить жизненную среду и развить духовное начало во всех видах человеческой деятельности. Выделяются следующие виды цивилизации, существующие в мировой истории: египетская; китайская; цивилизация междуречье; западная; православная; иранская; сирийская; арабская; цивилизация коренных народов Америки (Майя, Инки, Ацтеки); степенная и иные цивилизации. Разными учеными выделяются от 15-20 до 30 цивилизаций. Каждая цивилизация придает устойчивую общность всем государствам, существующим в ее рамках.

В настоящее время в российской юридической науке распространено мнение, что оптимальным при типологии государств является совмещение формационного и цивилизационного подходов.

В типологии государства важно учитывать аспект, характеризующий процесс перехода государства от одной ступени к другой, от одного типа государства к другому. В литературе речь идет о процессе перехода от одного типа государства к другому, сочетающему органически в себе элементы непрерывности, эволюционности развития государства с элементами их дискретности, качественной скачкообразности, революционности. Эволюционость развития государства выступает в виде постепенного накопления в них количественных и качественных изменений, революционность развития представляет собой быстрое, скачкообразное качественное изменение государства. Во вне они появляются как две взаимосвязанные, органически сочетающиеся друг с другом, взаимодополняющие друг друга стороны процесса их естественно-исторического развития. Эволюционное развитие государства совершается в основном в рамках одного и того же типа государства, в пределах одной и той же общественно-экономической формации. Революционное же развитие государства приводит к быстрому и вместе с тем качественно иному, коренному изменению социально-классовой сущности государства к другому, последующему типу, от одной общественно-экономической формации к другой. Выделяется так же понятие «переворот», означающий антиконституционный, чаще всего насильственный переход (захват) власти от одной части правящего класса к другой, от одной группы или фракции господствующей политической элиты к другой.

Переходные государства представляют собой государственность, возникающей в результате национально-освободительной борьбы зависимых народов и опирающиеся на разнотипные производственные отношения. В дальнейшем, по мере преобладания господствующей формы собственности, подобные государства должны примкнуть к определенному историческому типу государства. Такие государства выделялись на этапе параллельного существования капиталистического и социалистического государств, когда выделялись государства социалистической ориентации, как переходные государства к социалистическому типу, когда существует возможность перехода отдельных стран к социализму, минуя капиталистическую стадию. Главной задачей государства социалистической ориентации считалось создание экономических, социальных, политических, идеологических, культурных и других предпосылок перехода к социализму.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: