Поведение фирмы в области ценообразования

Поведение фирмы в условиях конкурентного рынка отличается от поведения фирмы в условиях монополии.

В условиях конкурентного рынка устанавливается равновесная рыночная цена. Эта цена дана рынком, отдельная фирма изменить цену не может. Задача фирмы в этих условиях — найти тот объем производ­ства, который обеспечит максимальную прибыль. Объем производства, обеспечивающий конкурентной фирме максимальную прибыль, опре­деляется на основе двух подходов — сопоставления валового дохода с валовыми издержками и использования правила МР = МС (предель­ный доход равен предельным издержкам).

В условиях монополии стремящийся к прибыли монополист руководствуется той же логикой, что и стремящаяся к прибыли фирма в конкурентной отрасли. Она будет производить каждую последующую единицу продукции до тех пор, пока ее реализация обеспечивает боль­ший прирост валового дохода, чем увеличение валовых издержек. По другому варианту фирма будет наращивать производство продукции до такого объема, при котором предельный доход равен предельным издержкам. Отличие в том, что монополия может устанавливать цену, отклоняющуюся от равновесной. Чтобы назначить цену выше, чем рав­новесная, монополист должен уменьшить продажи ниже максимизиру­ющего прибыль уровня. Если, наоборот, монополист назначает цену меньше, чем равновесная, это вызывает рост объема продаж сверх мак­симизирующего прибыль уровня. Таким образом, монополист ищет максимизирующую прибыль комбинацию объема продукции и цены. Монополист стремится установить цену повыше, а производить по­меньше. В результате компания получит больше прибыли, а потребитель теряет, что неизбежно приводит к застойным явлениям в экономике. Такая ситуация характерна не только для чистой монопо­лии, но и для олигополии и монополистической конкуренции, - одним словом, для несовершенной конкуренции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: