Допустим, монополист (тот, кто может влиять на цену) установил цену Р, которая при объеме продаж Q обеспечит ему получение максимальной прибыли. Но при этом некоторое количество продукции сверх Q продать по тем же ценам невозможно. Можно ли Q товара продать по цене Р, a Q товара продать по цене Р 1, которая меньше Р? При определенных условиях монополист мог бы увеличить свои прибыли, назначая разные цены для различных покупателей. Поступая так, продавец занимается ценовой дискриминацией. Ценовая дискриминация имеет место, когда данный продукт продается по разным ценам для разных покупателей.
Имеется немало способов различать покупателей, готовых платить дорого и тех, кто купит только по низкой цене. Скидка предлагается только тем, кто в противном случае не сделает покупки. У П.Хейне в книге "Экономический образ мышления" приводится пример с авиакомпаниями. Если авиакомпании понизят цены на свои билеты, они смогут заполнить некоторое число свободных мест отправляющимися в отпуск пассажирами, которые в противном случае поедут на машине. Но авиакомпании не хотят понижать свои цены для бизнесменов, совершающих деловые поездки, которые готовы дорого заплатить за проезд, чтобы сэкономить время. Каким образом можно разделить эти две группы пассажиров и предоставить скидку только тем, кто не полетит, если ее не получит? Одним из возможных способов заключается в предоставлении скидок только тем, кто покупает билеты только туда и обратно и проводит на месте больше недели или выходные дни. Бизнесмены обычно не могут позволить себе отсутствовать так долго. Аналогично можно дифференцировать цены на обед и ужин в ресторане (дешевый обед и дорогой ужин), плату за учебу в колледже, билеты на концерты рок-групп и т. д.
|
|