Вопросы и упражнения для повторения. 1. Что является основанием умозаключений по аналогии?

1. Что является основанием умозаключений по аналогии?

2. Какую роль умозаключения по аналогии играют в науке? Почему они сравнительно редко используются в доказательствах?

3. В чем отличие аналогии свойств от аналогии отношений? Приведите примеры умозаключений по аналогии.

4. В чем заключается причина ошибок выводов по аналогии и какие требования необходимо выполнять, чтобы повысить их достоверность?

5. Почему неполная индукция дает только правдоподобное знание?

6. Как можно охарактеризовать информативность индуктивных умозаключений в сравнении с дедукцией?

7. В чем состоит различие популярной и научной индукции?

8. Что является видовым признаком популярной индукции?

9. Каковы пути повышения надежности выводов популярной индукции?

10. В чем заключается ошибка «поспешное обобщение»?

11. Каковы основные свойства причинных связей?

12. Какими недостатками обладают эмпирические методы установления причинной зависимости явлений?

13. Определите виды умозаключений и установите их правильность:

а) Известно, что железо, золото, серебро, цинк, медь, алюминий - твердые тела. Значит, твердыми телами являются все металлы.

б) Одну мышь поместили в атмосферу, лишенную кислорода. Другая находилась в обычных условиях. Первая мышь погибла. Так мы заключаем, что кислород необходим для жизни.

в) Чем больше воздуха попадает в горн, тем жарче в нем разгорается огонь. Если же доступ воздуха в горн совсем прекратить, то огонь погаснет. Значит, воздух является необходимым условием горения.

г) При взвешивании вещества определенного химического состава было установлено, что его вес больше веса суммы составляющих его веществ. Это означало, что в состав вещества входит какое-то неизвестное вещество. Им оказался литий.

д) Некий школьник утверждал, что органы слуха у пауков находятся на ногах... Положив пойманного паука на стол, он крикнул: «Бегом!» Паук побежал... Затем он оторвал пауку ноги и, снова положив его на стол, скомандовал: «Бегом!» Но на сей раз, паук остался неподвижен. «Вот видите, - торжествующе заявил юный экспериментатор, - стоило пауку оторвать ноги, как он сразу оглох».


Тема 8. Логико-эпистемические аспекты

Аргументации


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: