Принятие русского подданства северо-восточных башкир

Вхождение северо-восточных башкирских племен в состав России с присоединением к Русскому государству Западной Сибири.

В середине XVI века присоединение огромных зауральских пространств становится одной из важнейших задач внешней политике России. Интерес к Сибири обуславливался как возросшими экономическими потребностями государства, так и интересами безопасности его восточных границ. После падения Казани, Россия оказалась в непосредственном соседстве с Сибирским ханством, куда входили зауральские башкиры.

Под постоянной угрозой вторжения со стороны Сибирского ханства была основная часть Башкирии, вошедшая в состав России. Кучум и его вассалы организовали набеги на русские поселения, грабили торговых людей и сборщиков ясаков. По сообщениям летописей, в составе отрядов Кучума, совершивших крупные походы в Прикамье и на Западный Урал в 1572 и 1581 гг. были и башкиры, которые еще не приняли русского подданства. Возможно, они участвовали в набегах сибирского хана по его принуждению.

Политика Кучума и возросшие экономические потребности Русского государства, убедили Москву в необходимости активной борьбы против Сибирского ханства. Первый серьезный удар по Сибирскому ханству, был нанесен казачьим атаманом Ермаком, отряд которого после многочисленных боев с войсками Кучума (26 октября 1582 г.) занял столицу Кучума (Кашлык).

Часть населения Сибирского ханства, начала переходить на сторону Ермака. Положение Кучума стало критическим, он оставил свою столицу и скрылся в степях. Однако сибирский хан мог еще собраться салами и в любой момент напасть на ослабевших в боях казаков. Ермак обратился в Москву за помощью к Ивану IV, но, несмотря на воинское подкрепление, Ермаку не удалось закрепить победу. В августе 1585 г. он попал в засаду и погиб, а остатки его дружины покинули Сибирь. К осени 1585 г. власть в ханстве вновь перешла Кучуму.

В конце XVI века русское правительство приступило к более прочному освоению Сибири, создавая там укрепленные опорные пункты, города, остроги с военными гарнизонами и содействуя переселению в Сибирь крестьян из центральных областей страны. В 1586-1587 гг. в самом центре Сибирского ханства были построены город Тюмень и острожек глобальск, а в 1598 г. на р. Туре, в Западной Сибири, возникла крепость Верхотурье, которая стала официальными "воротами в Сибирь".

По свидетельству сибирских летописей уже в 1582 г население Сибири стало принимать русское подданство. В лице русских служивых людей и казаков народы Сибири видели защитников от грабежа и эксплуатации со стороны татарских феодалов и соседних феодальных государств.

Строгановская летопись (Спасский список) называет реки, по которым жили народности принявшие русское подданство в 1586 г. по Каме и по Чюсовой, и по Усве и по Сылве, и по Яйве и по Обве, и по Инве, и по Косве и по иным рекам” В районе этих рек жили также и башкиры, которые, как известно по сохранившимся источникам, участвовали в набегах хана Кучума в 1572 и 1581г. на русские поселения в Пермском крае. Значит, вместе с другими народностями указанного края и башкиры в 1586 г вошли в состав русского государства. В том же году приняли русское подданство и остальные башкиры, ранее находящиеся под властью Сибирского ханства. Исключение составили лишь отдельные группы башкир табынцев, сынрянцев и мякотинцев, которые оставались приверженцами Кучума и его сыновей.

4 апреля 1598 г татарский воевода А. Войков выступил с отрядом к берегам Оби, где со своими приближенными и отрядами в 500 чел. Находился хан Кучум. 20 августа Войков напал на ханский стан. Бой продолжался с “Солнечного восхода” до полудня. Кучум потерпел полное поражение, после чего ушел в Среднею Азию.

Таким образом, борьба Русского государства за присоединение Западной Сибири привела к окончательному падению Сибирского ханства. Разноплеменное население Западной Сибири вошло в состав России. Но полная безопасность границ страны еще не была достигнута.

Сыновья, внуки и правнуки последнего сибирского хана на протяжении всего XVII века, даже в первой половине XVIII в. не растовались с мечтой о возрождении ханства.

После смерти Кучума его старший сын Алей провозгласил себя ханом. В немногочисленных улусах кучумовичей Алия “меж себя называют царем” сами по себе кучумовичи не были опасны, ибо не располагали сколько-нибудь значительными силами. Гораздо опаснее было то, что кучумовичи превратились в своеобразный центр антирусских сил на юге России. В своей борьбе с подданными России они находили союзников среди ногайцев, а также калмыков, прикочевавших в Сибирь в начале XVII в.

Алею удалось удержать при себе и группу башкир - табынцев, сырьянцев и мякотинцев. Кочевья кучумовичей находились преимущественно в верховьях Имима, Иртыма и Глобола, но иногда доходили до Яика. Кучумовичи подстрекали местное население против русских, используя его недовольство гнетом и злоупотреблениями сибирской администрации, совершали набеги на пограничные районы России, мстя тем сибирским народам, которые стали подданными Русского государства.

Попытки воеводы Тобольска, Тюмени и Уфы с помощью дипломатических переговоров склонить кучумовичей к принятию русского подданства не увенчались успехом. Поэтому сибирские воеводы вынуждены были прибегнуть к военным действиям. В августе 1608 г. в сражении с русским отрядом, посланным из Тюмени, царевич Алей потерпел поражение и попал в плен. С того времени в стане кучумовичей башкир не осталось. Мякотинцы, по видимому, ушли от кучумовичей уже до разгрома Алея и оказались в числе башкир, принявших русское подданство. Правда, они не сразу признали над собой власть Русского государя, и некоторое время платили Ясак ногайским мурзам. На в 20 - их гг. XVII в. источники называют их среди жителей Верхотурского уезда, плативших подати в царскую казну. На этом завершилась вхождение зауральских башкир в состав Русского государства.

Значение присоединения Башкортостана к России.

Характер и условия принятия башкирами подданства Русского государства.

Башкиры приняли русское подданство по-своему волеизъявлению, добровольно. Это диктовалось сложившейся в тот период исторической обстановкой, когда башкирский народ вел борьбу против своих властителей – татарских ханов и ногайских мурз. Западные башкиры не поддерживали Казанское ханства во время решительного наступления на него русских войск, ибо в лице хана они видели поработителя и угнетателя. По той же причине основная масса южных и юго-восточных башкир воспринималась требованиями ногайских феодалов уйти с ними за пределы родного края, и поднялось на борьбу за освобождение от их господства. Башкирский народ надеялся на помощь со стороны Русского государства и стремился к объединению с сильным и дружественным соседом.

Условия, на которых московский царь принимал под свою власть башкир, вполне устраивало башкирских феодалов, так как они сразу получали определенные экономические выгоды. Например, жалованные грамоты царя на вотчинное владение землей давали им возможность по своему усмотрению распоряжаться земляными угодьями, а тарханные грамоты освобождали их от платежа ясака.

Не все башкирские феодалы выступали за принятие русского подданства, были и противники. Одни из них оставили Башкирию и откочевали с ногайскими мурзами на Кубань или за Яик, а другие, остались на родине, вынуждены были мириться с свершившимся актом.

Добровольному характеру присоединение Башкирии к Русскому государству соответствовали и те же условия, на которые согласились обе стороны при оформлении подданства. Включая башкир в число своих подданных, Русское государство брало на себя защиту их от грабежей со стороны соседних племен и народов от попыток кочевых ханов подчинить башкир своему господству, а также гарантировало земельные права башкир, признав за их общинами вотчинное право на занимаемые ими земли. Башкиры обязывались платить ясак, нести воинскую службу за свой счет. Московское правительство обещало не вмешиваться во внутренние управление башкир, не притеснять мусульманскую религию, соблюдать обычаи и обряды местного населения.

На башкир возлагалась охрана юго-восточных границ страны от нападений соседних кочевых феодалов. Башкирская конница в составе русских войск должна была принимать участие в войнах, которые вело Русское государство. Предусматривались и другие государственные повинности. Таким образом, условия, на которых башкиры получили русское подданство и вотчинные права на земли, были мягкими. Но сложившиеся в это время устойчивое политическое положение в Башкирии, ставшей частью Русского государства, упорядочиванию уплаты натуральной подати-ясака, регламентирование других повинностей принесли некоторое облегчение трудовым массам башкирского народа.

Условия принятия башкирами русского подданства вполне отвечали насущным потребностям Русского государства. Присоединение Казани и Астрахани отнюдь не исчерпывались его внешнеполитические задачи на Востоке. Для московского правительства важно было превратить в Поволжье и Предуралье в опорные пункты для проведения военно-политических и торгово-экономических мероприятий в отношении Казахстана, Средней Азии и Сибири.

Вхождение в состав Русского государства было прогресивным событием в истории Башкирии. Оно знаменовало переломный момент в судьбах башкирского народа.

Несмотря на всю свою подлость и славянскую грязь, господства России играет цивилизаторскую роль для Черного и Каспийского моря и Центральной Азии. Для башкир и татар с середины XVI в. историю башкир уже нельзя рассматривать вне связи с историей России.

Принятие подданства Русского государства положило конец жестокому господству ногайских, казанских и сибирских ханов, покончило с политической раздробленностью края и бесконечными феодальными войнами, оградив тем самым производительные силы Башкирии от дальнейшего разрушения.

Русское государство стало надежным гарантом башкирских земель от любых агрессивных внешних нападений и грабительских набегов кочевых феодалов.

Прогрессивное значение присоединения Башкирии к России сказалось на развитии экономики и культуры края. Это способствовало развитию в крае земледелия, кустарно – промысловых занятий, а позднее и промышленности.

К концу XVI в. завершился многовековой и сложный процесс формирования башкирской народности.

Вошедшие в нее племена имели территориальную, экономическую, языковую и культурную общность, осознавали принадлежность к своему народу, признавали его самоназвание.

В составе Русского государства башкирский народ получил возможность для сближения с другими народностями. В край или русские, татарские, марийские, чувашские, удмурдские крестьяне, бежавшие от феодально-крепостнической эксплуатации.

Присоединение Башкирии, как и народов Поволжья, имело важное значение для укрепления Русского государства и облегчивало его борьбу с внешней опасностью.

С падением Казанского и Астраханского ханств и присоединением Башкирии произошло заметное оживление в сношениях России со Средней Азией, Казахстаном. Через Башкирию пролег один из основных сухопутных торговых путей в страны Востока. Планомерное укрепление государственных позицией в Башкирии превратило ее в плацдарм для проведения восточной политики России.

§ 2. Башкирия в составе русского государства. Восстания против гнёта и насилия. Присоединение к русскому государству и его прогрессивное значение. В 1552 году войска Ивана Грозного разгромили одно из самых сильных ханств - Казанское. Это было сделано для того, чтобы обезопасить от набегов татар восточные границы Русского государства, завоевать новые земли для раздачи дворянам, захватить волжский торговый путь. Разгромив Казанское ханство, в которое входила и значительная часть Башкирии, Иван Грозный обратился к башкирам с предложением стать его подданными. Он обещал не трогать их земли, религии и обычаев. Обещал защиту и покровительство от всех врагов. Башкиры одобрительно встретили предложение русского царя. Для них это было спасением от разорительных междоусобиц и войн. Правда, ногайские мурзы запугивали башкир тем, что русские отнимут имущество, уничтожат их веру и обычаи. Они даже пытались увести башкир племени Мин на Кубань. Но ногайские мурзы встретили решительный отпор и были изгнаны башкирами. Башкиры решили просить русского царя принять их под свое подданство. Первыми признали себя подданными московского царя племена, живущие по нижнему течению реки Белой. Это произошло в 1554 - 1555 годах. Предание рассказывает, что от племени Гайна ездил в Казань, к наместнику царя, Айсукбий. За ними последовали башкиры племени Мин, владения которых простирались по реке Деме. Изгнав в 1555 году ногайских мурз, они послали в Казань 11 биев с просьбой принять их в русское подданство. Посольство в Казань отправили также племена Юрматы, Кылсяк и другие. В 1557 году башкирские посольства побывали уже в Москве. Они привезли туда богатые подарки русскому царю и ясак (дань) в казну. Царь дал им жалованные грамоты, которыми закреплялось их подданство русскому царю. Иван Грозный оставил во владении башкир все их земли, на которых кочевали они и их предки, подтвердил прежние свои обещания. За это башкиры обязаны были платить царю ежегодно ясак пушниной, скотом, медом и т. д. Восточная Башкирия присоединилась к России после завоевания Сибирского ханства в 1598 году. Условия присоединения были те же. Добровольное присоединение Башкирии к Русскому государству имело для нее прогрессивное значение. Покончено было с господством ногайских, казанских и сибирских ханов, с бесконечными междоусобными войнами, которые разоряли башкирскую землю. Башкирские племена и время их присоединения к Русскому государству: I - конец 1554 - начало 1555 года; II - осень 1555 года; III-конец 1555 -начало 1556 года; IV -конец XVI века. Дальнейшее экономическое и культурное развитие Башкирии происходит под влиянием русского народа. От русских башкиры переняли земледелие и многие земледельческие орудия труда. Усвоив навыки земледелия, башкиры стали постепенно переходить к оседлому образу жизни. Вместе с русским народом башкирский народ боролся против гнета и насилия. В совместной борьбе с внутренними и внешними врагами крепла дружба башкирского народа с великим русским народом. Он приобщался к более высокой русской культуре. Положение башкир в конце XVI и в XVII веках. Во второй половине XVI и в XVII веках территория Башкирии составляла Уфимский уезд, который делился на 4 дороги: Казанскую - на западе, Сибирскую - на востоке, Ногайскую - на юге и в центре, Осинскую - на севере. Дороги в свою очередь делились на волости, территория которых совпадала со старым родоплеменным делением. Во главе волостей стояли старшины - представители феодальной знати, отвечавшие за сбор ясака с под-властных им волостей. Общее управление Уфимским уездом находилось в руках царского воеводы. В составе Русского государства башкирский народ не избавился от угнетения, а оказался под гнетом русских помещиков и чиновников и своих собственных феодалов. Земля у башкир находилась в общинном владении. Однако внутри общины фактическими хозяевами земли являлись феодалы. Они владели огромными стадами скота, которые паслись на самых лучших общинных землях. Пастухами у них были обедневшие члены рода. На землях башкир царское правительство начинает ставить города и крепости - опорные пункты колонизации. В 1574 году была построена крепость Уфа, которая в 1586 году стала городом. В 1663 году был основан Бирск. Уфу построили при впадении речки Сутолоки в Белую, на высоком берегу. Место это (ныне Первомайская площадь) было очень удобно в военном отношении. Подступы к городу хорошо защищены рекой Белой и глубоким оврагом, по дну которого протекает Сутолока. Впоследствии на территории Башкирии возникли и некоторые другие города. В городах и крепостях жили служилые люди и чиновники. За службу царь жаловал им земельные угодья, отнятые у башкир. К тому же они и сами за-хватывали земли, расположенные вокруг городов и крепостей. Царские чиновники, собиравшие ясак, произвольно увеличивали сумму сбора в свою пользу. Жаловаться башкирам было некуда. Тяжелым бременем для них была и подводная повинность. Башкиры должны были давать большое число подвод для перевозки казенных грузов и царских чиновников. Царское правительство всячески ограничивало те права, которые были закреплены за башкирами жалованными грамотами Ивана IV. Это вызывало недовольство среди башкир, которые брались за оружие, чтобы отстоять свои права. Первые башкирские восстания. Первым крупным восстанием башкир в XVII веке было восстание 1662-1664 годов. Восстание охватило весь Башкирский край, но оно было стихийным и не имело единого руководства. Во главе восстания стояли башкирские старшины Иш-Мухамед, Конкас и Девеней, Давлетбаевы. В пределах Сибирской дороги восстание возглавлял Сары-Мергень. Восставшие нападали на царские отряды и русские селения. Не щадили они ни помещика, ни крестьянина. Ненависть к угнетателям башкиры по своей темноте переносили на все русское население края. На подавление восстания из Казани и Тобольска царское правительство двинуло войска. В первом же сражении у озера Иртяш в Зауралье повстанцы были разбиты, но на этом, однако, восстание не закончилось. Чтобы обезглавить движение, царские воеводы начали привлекать на свою сторону старшин - руководителей восстания, обещая им царскую милость и награды. Зимой большинство старшин принесло повинную и отошло от восстания. Но весной 1663 года восстание разгорелось с новой силой. На этот раз Уфимский воевода получил инструкции уступить в некоторых требованиях не только башкирской знати, но и всем башкирам. В ходе переговоров башкиры добились подтверждения тех прав, которые были даны им Иваном Грозным. Вскоре правительство издало распоряжение, запрещавшее продажу башкирских земель и лесов, а также сдачу угодий в длительную аренду. Но уступка царского правительства не означала коренного изменения его политики по отношению к башкирскому народу. В конце XVII века царское правительство начинает насильственную христианизацию народов Поволжья. Слух о насильственном обращении башкир-мусульман в христианскую веру вызвал новое восстание, которое продолжалось с 1681 по 1683 год. Во главе его стоял старшина Сеит Садиир. В 1682 году восставшие напали на Мензелинск, Заинек, Шешминск и даже доходили до Самары (ныне Куйбышев). На реке Каме повстанцами почти полностью было уничтожено крупное торговое село Челны. Царское правительство поручило казанскому воеводе подавить восстание и предоставило в его распоряжение значительные военные силы. Уфимский воевода, в свою очередь, собрал отряд из дворян и служилых людей и пошел на соединение с войсками казанского воеводы. 28 мая 1682 года отряд уфимского воеводы встретился с повстанцами на реке Ик. В результате кровопролитного сражения башкиры потерпели поражение и были рассеяны. Но Сеит Садиир не был пойман и продолжал борьбу в пределах Сибирской дороги. Восстанием башкир воспользовался калмыцкий тайша (князь) Аюка Мончаков. С отрядом в 40 тысяч человек он вторгся в пределы Башкирии с тем, чтобы жестокими мерами принудить башкир отделиться от России и перейти под его власть. Жестокость калмы-ков заставила башкирских повстанцев прекратить борьбу против Русского государства. Этому способствовало и заявление царского правительства о том, что оно никогда не издавало указа о насильственном крещении мусульман. Таким образом, царское правительство вынуждено было отказаться от насильственной христианизации мусульман. Изменения в общественной жизни башкир в XVIII веке. Усиление гнета. Если до присоединения к Русскому государству башкиры почти не занимались земледелием, то к началу XVIII века на территории Осинской и Казанской дорог оно наряду со скотоводством становится уже основой их хозяйства. У башкир Сибирской и Ногайской дорог преобладало полукочевое скотоводство, но и у них уже были зачатки земледелия. Навыки земледелия башкиры получили от пришлого населения - в основном от русских крестьян. В XVIII веке продолжается массовый приток крестьян из Поволжья и центральных районов России. С разрешения башкир-вотчинников, а часто и самовольно они поселялись на башкирских землях. Их называли припущенниками. Они были допущены или припущены к поселению башкирами. Русские крестьяне-припущенники относились к разряду государственных и удельных крестьян. Нерусских припущенников именовали тептярями и бобылями. К припущенникам относились также мишари или мещеряки - татарское племя, переселившееся в Башкирию после ее присоединения к Русскому государству. За пользование землей припущенники платили башкирам оброк или принимали участие в уплате ясака и несении подводной повинности. В первой половине XVIII века усиливается власть башкирских феодалов над трудящимися массами. Значительную часть феодалов составляли тарханы, появившиеся еще в период господства монголо-татарских ханов. Русский царь также давал это звание башкирским феодалам, отличившимся в военных походах. Тарханы - привилегированные феодалы. Они освобождались от уплаты ясака и наделялись правом свободно пользоваться охотничьими угодьями и заводить борти в общественных лесах. Да и пастбищами распоряжались они бесконтрольно, хотя царь этого права им не давал. Оброк с припущенников за пользование землей большей частью также попадал в руки феодалов. Ведь волостные старшины выбирались из их числа. Особенностью феодального строя в Башкирии было то, что здесь сохранилось очень много пережитков родовых отношений: земля находилась в общинной собственности, самоуправление строилось по старым родовым обычаям и т. д. В середине и в первой половине XVIII века царское правительство усиливает давление на башкир. Вводятся новые налоги, начинается строительство медеплавильных и чугуноплавильных заводов. На землях башкир были построены Воскресенский, Златоустовский, Саткинский, Симский, Белорецкий, Благовещенский и другие заводы. Большие территории у башкир были отобраны и для постройки линии крепостей на юго-восточной границе Башкирии. Уменьшение земельных владений башкир сильно сказалось на их скотоводческом хозяйстве, которое нуждалось в больших земельных просторах. Все это вызывало острое недовольство башкирского народа и привело к ряду новых восстаний. Восстание 1704 - 1711 годов. В самом начале XVIII века вспыхнуло крупное восстание, вызванное усилением налогового гнета и произволом чиновников. Началось оно так. В 1704 году царские чиновники, собрав большое количество башкир на берегу реки Белой, объявили им указ о 72 новых налогах. Кроме того, они потребовали 20 000 лошадей, а потом еще и 4000 воинов: в то время Россия вела Северную войну со шведами. Возмущенные непомерными требованиями, башкиры прогнали чиновников. Но царское правительство не отступило от своих притязаний и послало из Казани в Башкирию 6 полков во главе с Сергеевым. Последний потребовал, чтобы на каждой почтовой станции ему давали 600 подвод, и для острастки приказывал стреSлять из пушек. Прибыв в Уфу, Сергеев созвал выборных от всех волостей и приказал немедленно собрать 20 000 лошадей и 4000 человек. Выборные отказались выполнить приказ. Тогда их избили. От побоев несколько человек умерло. Оставшихся в живых заковали в колодки и бросили в тюрьму. Затем собрали всех башкир, находившихся тогда в Уфе, и стали насильно поить их вином до потери сознания. От такого "угощения" умерло еще несколько человек. После расправы в Уфе Сергеев уехал в Мензелинск. Здесь он совершал нападения на башкирские села, разорял их, захватывал имущество и пленных. Все эти злодеяния вызвали стихийное восстание башкир. Во главе восстания стояли батыры Алдар и Кусюм. Восстание охватило всю Башкирию, но наибольшего размаха оно достигло в западных районах. Власти двинули против восставших полк, но башкирский отряд Кусюма разгромил его. Повстанцы захватили пушки и другое оружие. Тогда из Москвы прибыл князь Хованский с дополнительным войском. Действуя силой и уговорами, ему удалось склонить Кусюма к покорности. Другого руководителя восстания - Алдара одолели с помощью калмыков, южных соседей башкир. Каратели натравили их на башкир и таким путем покончили с восстанием. Восстание было подавлено, но царскому правительству пришлось пойти на некоторые уступки. Восстания середины XVIII века. Следующее наиболее крупное восстание произошло в 1735-1740 годах. Вызвано оно было решением правительства построить Оренбургскую линию укреплений на юге и юговостоке Башкирии. Организация строительства крепостей была поручена крупному государственному чиновнику И. К. Кириллову, который возглавил особую Оренбургскую экспедицию. В 1734 году экспедиция Кириллова прибыла в Уфу. Башкиры заранее узнали об экспедиции. В Уфе к Кириллову явилась делегация и потребовала отказаться от постройки крепостей на башкирской земле. Башкиры заявили, что царь Иван даровал им право - жить при старых порядках и обычаях, на своей земле. Они жаловались, что царь и его наследники слова своего не сдержали, а теперь помышляют о постройке Оренбурга и многих других крепостей. Они заявили также, что башкиры вынуждены, будут защищать свое право оружием. Кириллов не обратил внимания на предупреждение, и летом 1735 года экспедиция двинулась на реку Орь, где решено было построить город Оренбург. Недалеко от Уфы отряд вооруженных башкир напал на полк, отставший от основных сил экспедиции. Полк понес значительные потери, но Кириллову удалось добраться до устья реки Ори, и 15 августа он заложил здесь Оренбург. В течение 1735-1736 годов царской администрации удалось подавить восстание и даже захватить его предводителя Кильмяк-Абыза. Каратели никого не щадили при этом. Так, в деревне Сеянтуся по приказу Тевкелева - помощника Кириллова - было перебито около 1000 человек, в том числе много женщин и детей. 105 человек Тевкелев сжег живьем, закрыв их в амбаре. Когда наступило некоторое затишье, власти потребовали, чтобы все участники восстания принесли повинную и уплатили "штрафную лошадь". Это привело к возобновлению восстания в 1737 году. На этот раз во главе его стоял Бепеня Трупбердин. Новая вспышка восстания была подавлена только к концу 1738 года. Бепеня был пойман и казнен. Перепись башкирского населения, начатая в 1739 году, послужила поводом к третьему выступлению башкир за одно пятилетие. Восставшие на этот раз выдвинули самозванного хана Карасакала (Чернобородый). Но в июне 1740 года Карасакал с основными силами повстанцев был разбит и бежал в казахские степи. С трудом подавив восставших башкир, правительство поспешило воспользоваться плодами победы. Возобновилось расхищение башкирских земель и лесов. Башкирам запретили добычу соли, обязав их покушать ее в казенных магазинах по высокой цене. Православная церковь приступила к насильственному обращению башкир в христианскую веру. Усиление гнета и принудительная христианизация вызвали новое восстание в 1755 году. Оно связано с именем муллы Батырши Алиева, который выступил с лозунгом священной войны против русских - "неверных". Началось это восстание 15 мая 1755 года в Бурзянской волости Ногайской дороги. Башкиры убили начальника горноизыскательной партии, который же-токо относился к башкирскому населению, затем рагромили Саксальскую почтовую станцию. Никаких дальнейших планов у них не было. Спасаясь от наказания, повстанцы решили бежать в казахские степи. Это им удалось, но при переходе через реку Яик они понесли большие потери от правительственных войск, которые пытались их задержать. Оренбургский губернатор жестоко наказал ни в чем не повинных жителей Бурзянской волости, оставшихся на месте. После ухода войск возмущенное население волости восстало. После расправы со своим старшиной, помогавшим карателям, отряды вооруженных башкир окружили Преображенский и Вознесенский заводы и строившуюся Зилаирскую крепость. Правительственный отряд, посланный на помощь гарнизону крепости, был разбит. После этого повстанцы опять отошли за реку Яик, где были разбиты натравленными на них казахами. Так царское правительство разжигало рознь между народами и укрепляло свое господство над ними. Характерной особенностью восстания 1755 года было то, что повстанцы боролись не только против цаской власти, но и против своих феодалов-старшин. Все башкирские восстания XVII - первой половины XVIII веков были вызваны растущим угнетением башкирского народа со стороны русских помещиков, колонизаторов. Все восстания кончались поражением, ибо они были стихийными, плохо организованными, а восставшие не имели определенных целей и планов. Но они ограничивали крайности колониальной политики царизма.
Во второй половине XVI в. политика правительства; в крас полностью соответствовала условиям присоединения. Не нарушались земельные и другие права башкир, Не случайно Уфа - первый царский город в Башкирии был основан лишь после получения согласия коренных жителей Возникновение города Уфы стало очень заметным событием. Появление города отвечало интересам и правительства, и башкир. Правительству город был нужен для организации управления краем, укрепления там своих позиций Башкиры нуждались в нем, прежде всего как в месте уплаты ясака, ибо они вынуждены были ездить платить ясак в далекую Казань. Кроме того, башкиры надеялись получить военную помощь от гарнизона нового города для отражения нападений ногайцев и калмыков. Поводом для основания Уфы стало обращение башкир к Ивану Грозному в 1573 г. с просьбой о строительстве на их землях города. Жители Минской волости указали удобное место на правом берегу Белой у устья Уфимки. В 1574 г. отряд русских служилых людей и башкиры основали здесь небольшую крепость. С 1586 г. Уфимская крепость превращается в город. Новый город стал местопребыванием воеводы. Он управлял Башкирией, опираясь; на гарнизон. Гарнизон состоял из 5-6 дворян, 15-18 мелких служилых людей (воротники, пушкари, переводчики, сторожа, кузнецы) и 150 стрельцов. В XVII в. политика царизма в Башкирии меняется. Официально, на словах, власти заверяли башкир в своей верности условиям присоединения. Об этом свидетельствуют грамоты и указы, направленные башкирам в 1664, 1682 и 1694 гг. На самом деле в начале XVII в. правительство встало на путь нарушения этих условий. В первую очередь стали нарушаться земельные права башкир, В Башкирии по решению правительства начали; строить крепости и другие пункты. В самом конце XVI в. на северо-западе края на земле башкир Гайнинской волости появляется крепость Оса. В середине и во второй половине XVII в. во владениях башкир Казанской дороги: строятся крепости Мензелинск, Новошешминск, Кичуевск, Заинек и Бирск, несколько позже - Алексеевск и Сергиевск. На территории Табынской волости Ногайской дороги возникает Соловарный городок. Во второй половине XVII в. на землях башкир Сибирской дороги основываются Исетский, Китайский, Колчсданский и другие остроги, Шадринская, Терсютская, Арамильская, Усть-Миасская, Окуневская, Чумлякская, Теченская и другие слободы. Всего к началу XVIII в. в различных районах Башкирии имелся 31 укрепленный пункт. При их основании власти не только не спрашивали согласия башкир, но даже не ставили их в известность об этом. Крепости строились, несмотря на недовольство и сопротивление хозяев земли башкир. Земли вокруг крепостей раздавались офицерам, дворянам, чиновникам, стрельцам и казакам. В Башкирии появляются христианские монастыри. В конце XVI в. на левом берегу р. Камы вблизи с Никольского основывается Преображенский, около г. Осы Спасо-Преображенский монастыри. В первой половине XVII в возникают вблизи с. Челны - Богородицкий, в Уфе- Успенский мужской и Христорождественский женский, около Соловарного городка - Вознесенский монастыри. В 1664 г на р. Исеть строится Долматовский монастырь. Все перечисленные монастыри имели земельные владения. Они вначале захватывали башкирские земли, затем от властей получали документы о закреплении их за собой. Земельные владения в Башкортостане имели и крупные монастыри центральных районов и Среднего Поволжья. На рубеже XVII-XVIII вв. началось изъятие башкирских земель под заводы. В это время на территории Салжиутской волости Сибирской дороги были основаны казной Каменский и Уктусский заводы. Каждый из них занял земли и леса 20-30 верст кругом. Наряду со служилыми людьми в Башкортостан переселялись и русские крестьяне. В описываемое время царское правительство к самовольным крестьянским переселенцам в целом относилось отрицательно. Но, стремясь использовать русское население для укрепления своих позиций в крае, оно не всегда преследовало беглых русских крестьян. Крестьяне превращались в жителей дворцовых и государственных сел и деревень. Они занимали башкирские земли частично самовольно, частично - по договоренности с коренными жителями. В конце XVI в. на территории Казанской и Осинской дорог возникли села Рождественское, Николо-Березовка и Ново-Никольское. В первой половине XVII в. появляются села Челны, Пьяный Бор, Каракулино на берегу р. Камы, Красный Яр, Богородское, Дуванеи, Енгалыш, Покровское (Сорвиха), Вознесенское (Чесноковка), Токмак и Архангельское вблизи г. Уфы. Во второй половине XVII в. села и деревни стали возникать в Зауралье около крепостей и слобод. Таким образом, из-за строительства крепостей, острогов, монастырей, заводов, сел и деревень башкиры потеряли часть своих земель. Это привело к уменьшению пастбищ, бортных лесов, охотничьих угодий, мешало нормальному ведению скотоводческого хозяйства, сокращалось поголовье скота, ухудшалась жизнь башкир. После вхождения Башкортостана в состав Российского государства башкиры, за исключением тарханов, были обложены налогами. Они платили в казну 2 вида поземельных податей: первый, основной налог, ясак, который являлся податью с земельных владений; второй, дополнительный, который платился с особо выгодных угодий с бортных лесов, с бобровых гонов, с рыбных ловель. Ясак платился в первое время шкурами куниц и лисиц, позже с конца XVII в. постепенно заменялся деньгами. Вторая подать, которую условно можно назвать оброком, вносилась за бортные угодья медом, за бобровые гоны- мехами бобров, за рыбные ловли - деньгами. В среднем ясака на одного плательщика приходилось 25 коп. в год. Для того времени эти деньги представляли значительную сумму. Например, чтобы заработать 25 копеек, взрослому мужчине надо было трудиться в течение трех месяцев. Таким образом, ясак был тяжелой повинностью для башкир. В начале XVIII в. произошло очередное увеличение налогов. В 1704 г. направленные из Москвы в Уфу специальные чиновники, так называемые прибылыцики*, обязали население платить оброк с кожи каждой битой или погибшей лошади, с домовых ульев, с бань, с мельниц, с дуг и хомутов, печей, мостов, прорубей, ворот, окон, погребов и т. д. Рыбные ловли и бортные леса подлежали переоброчке. Но начавшееся восстание вынудило царизм отменить новые налоги. Башкиры выполняли в пользу государства некоторые повинности. Самой тяжелой из них была военная служба. По условиям договора о присоединении к Русскому государству башкиры должны были охранять юго-восточные границы края. Из-за частых нападений южных и восточных соседей - казахов, калмыков, сибирских татар - башкирские отряды почти круглый год несли здесь сторожевую службу. Кроме того, башкиры участвовали во всех войнах России на западных рубежах. Известно участие башкирской конницы в Ливонской войне при царе Иване Грозном в последней четверти XVI в. Башкирские воины в составе Второго ополчения участвовали в освобождении Москвы от польсколитовских завоевателей в 1612 г. Затем башкиры приняли участие во всех последующих войнах России в XVII-XVIII вв.: в войне с Тур-цией, в Крымских и Азовских походах конца XVII в., в Северной войне, в войнах с Речью Посполитой и Пруссией в 60-90-х годах, русско-турецких войнах второй половины XVIII в. Военную службу башкиры несли полностью за свой счет. Каждый воин должен был иметь несколько боевых лошадей, оружие, обмундирование. Ежегодно многие башкиры, находясь на сторожевой службе, в случае войны - на войне, отрывались от своих хозяйств, а некоторые вовсе не возвращались. Все это делало военную службу тяжелой и разорительной обязанностью. Часты были жалобы на непосильность военной службы. Иногда рядовые общинники отказывались участвовать в военных походах. Нелегкой была и подводная гоньба. Башкиры возили на своих лошадях сборщиков ясака, целовальников, приставов и других представителей местной администрации, отвечали за состояние дорог. * Прибылыцики - чиновники, которые придумывали новые налоги и облагали ими население. Русские крестьяне несли такие же налоги и повинности, что и население центральных районов. Основной повинностью бобылей и тептярей являлся ясак, размер которого соответствовал примерно башкирскому ясаку. В первое время после присоединения правительство и церковь не вмешивались в религиозные дела башкир. Но с середины XVII в. делались некоторые попытки христианизации башкир. В 1681 г. царские власти и церковники приступили к их насильственной христианизации. В ответ башкиры взялись за оружие. Правительство вынуждено было отказаться от своих планов. В начале XVIII в. власти вновь вернулись к этой политике. В 1704 г. было предложено башкирам строить мечети по образцу христианских церквей, а религиозные обряды приблизить к христианским и т. д. Башкиры восприняли подобное требование как шаг к христианизации, были сильно обеспокоены. Начавшееся восстание вновь заставило правительство временно отказаться от своих намерений. Итак, царизм не добился заметных успехов в христианизации, но его неоднократные попытки в этом направлении настораживали башкир, вызывали их недовольство. Добровольное присоединение к России в известной мере влияло на формы и методы управления краем. Было сохранено старое деление Башкортостана на 4 крупные области - "дороги", а также на племена и роды, которые стали называться волостями. Волостями управляли башкирские феодалы. Продолжали функционировать йыйыны (народные собрания), на которых представители волостей решали важные вопросы. Но уфимские воеводы допускали произвол и насилие в отношении коренного населения, особенно при решении земельных споров с дворянами и мелкими служилыми людьми, при сборе налогов. В течение второй половины XVI-XVII вв. с башкир брали заложников в знак обеспечения их верности. Управление и суд вели только на русском языке, что также вызывало недовольство башкир. Итак, царское правительство в Башкортостане проводило двойственную политику. На словах заверяя башкир в своей верности условиям присоединения, бно фактически с конца XVI- начала XVII вв. встало на путь их нарушения. В крае проводилась политика феодального и национального угнетения. Восстания XVII - начала XVIII вв. являлись ответом народных масс на такую политику.
 
 

В середине XVI в. башкиры присоединились к Русскому государству. Процесс этот был сложным и противоречивым. В исторической литературе по данному вопросу немало споров. В 50–60-х годах XX в. в советской историографии утвердилось мнение о добровольном присоединении башкир к Русскому государству.

Добровольное вхождение в состав соседнего государства — довольно редкое явление в истории. Подобное развитие событий в Башкортостане было следствием крупных изменений в международной обстановке Урало-Поволжья в середине XVI в.

В первой половине XVI в. башкиры не имели своего государства и жили в составе Ногайского, Казанского, Сибирского и Астраханского ханств, возникших после распада Золотой Орды. Эти государства переживали период феодальной раздробленности, что отрицательно сказывалось на положении башкир.

В середине XVI в. произошли серьезные изменения в политической обстановке Среднего Поволжья и Приуралья. Русское государство, заметно укрепившееся в результате реформ царя Ивана IV, повело наступление на Восток. В 1552 г. оно завоевало Казанское ханство. Падение Казани резко ухудшило положение мусульманских государств этого региона. Ногайская Орда, Сибирское и Астраханское ханства переживали острый политический кризис. Положение осложнялось стихийными бедствиями. Засуха, голод, чума свирепствовали в течение нескольких лет. Очевидцы так характеризовали тогда Ногайское государство: зимы были «зело лютые и студеные, весь скот их помер, яко стадо конския, так и других скотов, а на лето и сами исчезоша». В середине 50-х годов XVI в. в Ногайской Орде умерли, по одним данным, 100 тысяч, по другим — 1 млн человек. Даже с учетом неизбежных в подобных случаях преувеличений в рассказах современников, можно прийти к выводу о том, что ногайское общество переживало самый настоящий кризис.

Несмотря на ослабление соседей, условий для объединения всех башкир и создания самостоятельного государства не было. Ногайские, сибирские и астраханские ханы и мурзы не собирались отказываться от своей власти над башкирами. Поэтому башкиры вынуждены были искать покровительства какого-либо государства, чтобы с его помощью избавиться от власти прежних ханств и обрести условия для нормальной жизни и развития.

Центральный барельеф монумента Дружбы изображает договаривающихся русских бояр и башкирских послов

Выбор пал на нового соседа — на Русское государство, приблизившее свои границы к башкирским землям. Почему башкиры решаются войти в состав Русского государства? Важное значение в этом выборе играла успешная борьба последнего с Казанским ханством. Победа русских войск в середине XVI в. в Среднем Поволжье убедила башкир в военном могуществе Русского государства. Особое значение имело то, что после завоевания Казани русский царь обратился к ним с грамотой, предлагая добровольно войти в состав России и обещая за это различные льготы. Сведения об этом акте Ивана IV сохранились в русских летописях. В одной из них говорится: «А сам государь послал всем улусам черным людем ясачным жалованные грамоты, чтобы шли к государю, не боясь ничего… а их государь пожалует, а они бы ясаки платили, яко же и прежним казанским царям». Шежере1 юрматынцев2 не только констатирует приезд царских послов с грамотой, но и характеризует льготы за добровольное принятие русского подданства: «…когда во все земли были направлены послы с грамотами, которые известили: пусть никто не убегает и пусть каждый остается при своей вере, соблюдает обычаи». О приезде русских послов, об их обещаниях также свидетельствуют шежере карагай-кыпсаков, бурзян, кыпсаков, усерган, тамьянцев.

В ранние периоды башкирской истории были случаи добровольного признания власти того или иного сильного государства. Следовательно, башкиры в целом были готовы к подобному развитию событий. Однако процесс принятия русского подданства сопровождался острыми противоречиями внутри башкирского общества, а также сопротивлением ногайским и сибирским правителям. Особенно напряженной была борьба башкир против ногайских мурз и феодалов.

Башкирское племя мин владело обширными землями по бассейну р. Демы и среднему течению Белой. Накануне присоединения к Русскому государству минские башкиры подчинялись ногайскому хану и ногайским мурзам. В связи с активизацией Русского государства в Среднем Поволжье, с падением Казани уфимский хан и мурзы откочевали на юг, за Яик, и на юго-запад, за Волгу. При этом ногайцы пытались увести с собой и башкир. Борьбу башкир-минцев против ногайских правителей и за присоединение к Москве возглавил Канзафар-бий. С ногайцами ушла лишь незначительная часть минцев — противников русского подданства. Их основная масса осталась на родине и сделала выбор в пользу Русского государства.

Сложная политическая обстановка накануне принятия русского подданства возникла и у другого сильного племени — юрматы. Юрматынцы владели значительной территорией в центре Башкирии — по среднему течению Белой и ее притоков. Ногайские мурзы пугали башкир фактом «продвижения с севера неверных русских». Башкиры-юрматынцы, стараясь противостоять ногайским мурзам, решили войти в состав Русского государства.

В первой половине XVI в. четыре крупных башкирских племени — бурзян, кыпсак, усерган и тамьян — занимали обширную территорию юго-восточного Башкортостана и были объединены в племенной союз. Накануне принятия русского подданства они подчинялись ногайским Бусай-хану и Актулуш-бию. В шежере ярко описывается недовольство башкир политикой последних. Башкиры под предводительством своих биев поднимаются на борьбу с ногайцами. «Из-за отсутствия у них справедливости, из-за многочисленности обид этого Бусай-хана и бия Актулуша, схватив, передали хану России Ивану Васильевичу». В процессе подобного сопротивления своим бывшим правителям юго-восточные башкиры решали вопрос о подданстве.

Присоединение Башкортостана к Русскому государству не могло произойти сразу, единовременно, ввиду его политической и территориальной раздробленности. Отдельное племя или группы племен направляли своих послов для переговоров с русскими властями об условиях присоединения. Но вполне возможно, что судьбоносный вопрос о присоединении к другому государству решался на съездах башкирской верхушки по крупным регионам, т.е. на курултаях племен, подвластных ранее Ногайской Орде, Казанскому ханству и т.д.

Конкретный ход присоединения был следующим. Западные и северо-западные башкиры, ранее подвластные Казанскому ханству, приняли русское подданство в 1554 г. Первыми в Казань к царскому наместнику с просьбой о подданстве в начале 1554 г. приехали послы нескольких северных племен. В одном из шежере говорится, что после падения Казани «4 племени, занимавшие земли, к востоку от Казани, сговорившись, послали к этому царю Ивану своих знатных людей. Их прихода он и сам ждал». Затем к этому решению пришли северо-западные башкиры. В предании башкир Янаульского района говорится, что «от башкир племени Гайна в Казань, к наместнику русского царя, ездил послом Айсу-ак-бий — один из родоплеменных вождей гайнинцев».

Примеру западных и северо-западных племен последовали находившиеся в составе Ногайской Орды центральные, южные и юго-восточные башкиры. В 1554 г. жители многочисленного племени мин направили четырех послов в Казань с просьбой о подданстве. В это же время в Казани побывали представители юрматынских башкир. В шежере юрматынцев говорится: «… я, Татигач-бий, не имея никакой возможности придумать что-либо другое, взял с собой трех человек от трех тюб народа, сначала Азная, второго Илчикея-Тимера, третьего Кармыша, и вчетвером, придя в город Казань, согласились быть подданными Белого падишаха». В шежере племен бурзян, кыпсак, усерган и тамьян сказано, что по приглашению царя поехали в Казань «от племени Усерган Бикбау-князь, от племени Бурзян — Искеби-князь, от племени Кыпсак — Мушавалн Каракузяк-князь, от племени Тамьян — Шагали Шакман-князь. Упомянутые 4 бия, придя в город Казань, стали подданными Ивана Грозного». Представители табынских и ряда других племен побывали в Казани с просьбой о подданстве в 1556 г.

В процессе присоединения башкир к Русскому государству нужно различать два этапа. Первый этап — когда башкирские племена ездили в Казань к наместнику царя Ивана Грозного и просили принять их в состав Русского государства. Это произошло в 1554–1555 гг. Второй этап — когда башкирские послы ездили в Москву, где происходило окончательное официальное оформление их присоединения к Русскому государству. В Москве башкирские послы получили жалованную грамоту от царя. Туда послы ездили, по-видимому, в 1556 и 1557 гг. Вхождение же зауральских башкир в состав Русского государства происходило в обстановке войны. По мере продвижения русских отрядов в глубь Сибирского ханства зависимые народы и племена заявляли о принятии ими русского подданства. Так было и с башкирами Зауралья. Часть из них, как подданные ханства, сопротивлялись завоеванию. Башкирские племена айлы, кувакан, катай, сызгы, салжиут и другие приняли русское подданство в конце 80-х годов XVI в.

На каких условиях башкиры вошли в состав России? Источники свидетельствуют, что правительство Ивана IV прежде всего гарантировало башкирам нормальную, спокойную жизнь, защиту как от притязаний их бывших властителей, так и от вторжений соседних народов. Во-вторых, правительство пошло на серьезную уступку башкирам по земельному вопросу. Оно не только сохранило за ними все занимаемые ими земли, но и признало за башкирами вотчинное право на землю. В-третьих, правительство обещало не трогать религию башкир, насильственно не переводить их в другую веру. В-четвертых, правительство обязалось не вмешиваться во внутреннюю жизнь башкирского населения. Власть на местах была оставлена в руках башкирских биев и князей.

Итак, Русское государство пошло на существенные уступки башкирам. Они получили широкую автономию. В этой связи нельзя не отметить, что дореволюционные историки не совсем объективно оценивали подобную политику царского правительства в отношении башкир. Они представляли дело так, будто русский царь в одностороннем порядке пошел на этот шаг.

На самом деле, башкиры со своей стороны сделали не менее серьезные уступки Русскому государству. Прежде всего, они признали себя его подданными. Во-вторых, они согласились нести ряд повинностей: выполнять за свой счет военную службу и платить ясак — поземельную подать. В шежере бурзян, кыпсак, усерган и тамьян сказано, что башкиры «приняли русское подданство с условием верной службы». В другом варианте шежере этих же племен сказано, что представители башкир поклялись, чтобы «башкирские роды стали нести искреннюю службу». В шежере юрматынцев мы находим следующее: «...дали обещание платить ясак куницей». Далее говорится, что в следующем году «сто куниц ясака доставили в Москву и заплатили царю». Перечисляется состав ясака: «…положенный Грозным ясак состоял из лошадей, и куниц, и лисиц, и разного другого ясака». В другом варианте шежере ясно определяется плата за землю: «от имеющих на нашей земле богатств, а именно мед, шкуры куниц, а некоторые — выдры и бобра, доставили царю ясак». В-третьих, надо отметить, что присоединение Башкортостана значительно расширило территорию Русского государства. Границы страны на юго-востоке простирались теперь до рек Яик и Тобол. Это не могло не способствовать усилению государства.

Таким образом, стороны нашли общий язык, пошли на взаимовыгодные уступки. Условия присоединения отвечали интересам и башкир, и Русского государства.

Почему после взятия Казани Москва не пошла на военный захват Башкирии, ведь соотношение сил было явно в пользу Москвы? Завоевание Казанского ханства дорого обошлось русской армии. Она понесла большие людские и материальные потери. Стало ясно, что военное наступление далее на восток, на башкир, будет нелегким. Тем более что башкирская конница в те времена представляла собой значительную военную силу. Далеко не блестящим было и международное положение Русского государства. Правительство не могло не учитывать напряженные отношения с соседними государствами — Крымом, Турцией, Польшей, Литвой, Ливонским Орденом. Следовательно, единственно возможной и выгодной для России политикой относительно башкир были мирные шаги, которые и были реализованы правительством Ивана IV. Дело заключалось не только в мирном вхождении края в состав России. Составленные жалованные грамоты представляли собой договор между Русским государством и башкирами. Согласованные сторонами жалованные грамоты означали заключение письменного соглашения между ними по принципиальным вопросам.

Важное значение для объективной оценки тех или иных событий прошлого имеет историческая память народа. Народ не был безучастен к вопросам своей истории. Для башкир XVII— XVIII вв. не стоял вопрос о характере и условиях присоединения их предков к Русскому государству. Они решали его однозначно. В челобитной башкир «всех четырех дорог» от 26 февраля 1706 г. на имя царя Петра I говорится, что их «деды и отцы поклонялись без спору и без войны и приехав из своей воли покорились» русскому царю. Еще яснее мысль о добровольном присоединении башкир к Русскому государству выразили восставшие башкиры Сибирской дороги в своем письме к В.Н. Татищеву от 2 августа 1736 г.: «Мы, башкирские народы, наши отцы, деды и прадеды, великому государю в подданство пришли своими волями, оставя своих ханов. А великие государи нас содержали по нашей воле, а не под саблею». Перечень подобных материалов можно продолжать и дальше. Однако приведенных фактов вполне достаточно, чтобы сказать, что башкиры считали, что их предки добровольно вошли в состав России.

Вхождение башкир в состав России — событие большое, сложное, его нельзя оценивать однозначно. Оно имело и положительные, и отрицательные последствия. Положительным было то, что после присоединения в крае прекратилась феодальная междоусобица. Башкиры получили возможность спокойно жить и заниматься хозяйством. Это, в свою очередь, вело к росту их численности. В составе Русского государства было покончено с былой политической и территориальной раздробленностью башкир, что способствовало этнической консолидации и укреплению их как народа. Башкиры и русские крестьяне совместно осваивали природные богатства края. Возникшие здесь города и заводы в известной мере также работали в этом направлении.

Отрицательным было то, что башкиры потеряли возможность для создания национального государства. Царские власти постепенно, особенно с середины XVII в., косвенно или прямо способствовали захвату башкирских земель, увеличивали налоги и повинности с населения. Со времени организации Оренбургской экспедиции русское правительство пошло на официальное нарушение условий присоединения, установило колониальный режим. В течение второй половины XVIII—XIX вв. башкиры потеряли большую часть своих вотчин. Социально-экономическая политика русского царизма разрушала традиционное хозяйство и образ жизни коренного населения. Было покончено с местным самоуправлением башкирского общества. Все это отрицательно сказывалось на историческом развитии башкирского народа, который в конце XIX — начале XX в. оказался в очень тяжелом положении. Беспросветную жизнь коренного населения того времени отразили в своих произведениях многие русские писатели-демократы — Г.И. Успенский, Д.Н. Мамин-Сибиряк, Н.А. Крашенинников.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: