double arrow

Достоинства и недостатки бюджетирования


Как и любое явление, бюджетирование имеет свои положи­тельные и отрицательные стороны.

Достоинства бюджетирования:

• оказывает положительное воздействие на мотивацию и настрой коллектива;

• позволяет координировать работу предприятия в целом;

• анализ бюджетов позволяет своевременно вносить кор­ректирующие изменения;

• позволяет учиться на опыте составления бюджетов про­шлых периодов;

• позволяет усовершенствовать процесс распределения ре­сурсов;

• способствует процессам коммуникаций;

• помогает менеджерам низового звена понять свою роль в организации;

• позволяет сотрудникам-новичкам понять "направление движения" предприятия, таким образом помогая им адап­тироваться в новом коллективе;

• служит инструментом сравнения достигнутых и желаемых результатов.

Недостатки бюджетирования:

• различное восприятие бюджетов у разных людей;

• сложность и дороговизна системы бюджетирования;

• если бюджеты не доведены до сведения каждого сотруд­ника, то они не оказывают практически никакого влия­ния на мотивацию и результаты работы, а вместо этого воспринимаются исключительно как средство для оценки деятельности работников и отслеживания их ошибок;




• бюджеты требуют от сотрудников высокой производи­тельности труда;

• противоречие между достижимостью целей и их стимули­рующим эффектом: если достичь поставленных целей слишком легко, то бюджет не имеет стимулирующего эф­фекта для повышения производительности; если достичь целей слишком сложно, — стимулирующий эффект про­падает, поскольку никто не верит в возможность дости­жения целей.

В рамках оперативного контроллинга анализу подвергаются показатели ликвидности, прибыль, рентабельность, Кэш Флоу, экономическая эффективность фирмы.

Прибыль как основной показатель результативности деятельности предприятия подвергается анализу с точки зрения влияния факторов на ее изменение. Анализу подвергается в первую очередь прибыль от реализации, как одна из составляющих валовой прибыли предприятия.

Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зависит от:

- объема реализации (Q);

- ее структуры (D);

- себестоимости (c);

- уровня цен (p).

Модель зависимости прибыли от указанных факторов имеет следующий вид:

, (7.1)

где n – количество наименований изделий в номенклатуре продукции.

Данная модель исходит из предположения, что все факторы изменяются независимо друг от друга. Оценка влияния факторов на прибыль от реализации осуществляется способом цепных подстановок.

Рассмотрим модель на примере, используя условные данные таблицы 7.2.

Таблица 7.2







Сейчас читают про: