Этапы развития средневековой психологии

Средневековье – продлившееся почти 10 веков, не имеет четкой периодизации - с падения Римской империи – V в н. э. и утверждения в Европе новой мировой религии – христианства. Хотя элементы средневековой идеологии появились уже в III в – по XV век – это время возрождения искусства, светской науки и открытие Америки. В Новое время ученые заговорили о необходимости отделения науки от богословия. Эта тенденция явно просматривается в концепциях Августина Аврелия и Фрэнсиса Бэкона.

Важнейшая характеристика средневековой науки – ее тесная связь с религией, а также сакральность, от которой психология стремилась избавиться при переходе от мифологии к научному знанию.

Существует стереотип, по которому Средневековая наука оценивается как негативная. С этим нельзя согласится хотя бы потому, что за 10 веков менялась социальная ситуация, менялось общество и его идеология. Контакт с церковью то укреплялся, то ослаблялся и согласно этому критерию можно выделить в психологии Средневековья следующие этапы.

Исторически предшествующий Средневековью этап апологетики (II –IV вв.).

Этап патристики т.е. учение отцов церкви (IV – VIII вв.).

Этап схоластики (XI – XIV вв.).

С началом нового этапа в развитии психологии изменился и ее предмет. Психология, подчиняясь богословию, пыталась найти свою нишу для исследования души.

Христианство вытесняло другие религии, психологические и философские концепции, связанные с языческой мифологией и религией. Ликей, Академия, Сад Эпикура были закрыты, а ученые переехали в Малую Азию, открыв в греческих колониях новые школы. Ислам проявлял к инаковерию большую терпимость, чем христианство, поэтому психологические школы там свободно развивались.

Несовместимость знания и веры являлись причиной антагонизма между психологией и богословием на этапе апологетики. Церковь осуждала тех, кто усомнился в ее догматах, и даже тех, кто пытался доказать христианские истины, считая стремление к доказательству сомнением в вере. «Верую, ибо это нелепо» - богослов Тертулиан.

Во время этапа патристики, трансформировались некоторые постулаты христианской веры, согласно новым реалиям. Это необходимо было предпринять, чтобы предотвратить распространение ересей и раскол церкви. С этого времени церковь становится главной хранительницей и распространительницей знаний.

VIII-X века справедливо называют годами мрака: отсутствие стабильности, государственной власти, войны, эпидемии. Единственным очагом стабильности, культуры и надежды была церковь. В этот период зародилось противостояние церкви и светской власти.

Монастыри стали оплотом науки, единственными грамотными людьми, как правило, были монахи, а светские люди не умели писать и читать. В монастырях хранились, как церковные, так и светские книги. Монастыри давали защиту, охраняли от голода. Власть пап крепла, несмотря на противодействие правителей.

С XII – XIII вв. положение начало меняться. Стали укрепляться государства, развиваться города и ремесла. Однако для духовенства такие перемены не были столь благоприятными. Это означало ослабление влияния его на культурную и общественную жизнь.

В Париже и Болонье открываются первые светские университеты, открываются школы, в которых учатся дети не только аристократов, но и купцов и ремесленников. Усиление городов и самоуправление требовали новой культуры, нового самосознания. Сильная светская власть подчинила себе церковную.

Именно в это время зарождается схоластика, прогрессивная для этого периода. Схоластика активно разъясняла готовое знание, развивала логическое мышление, умение доказывать и грамотно строить свою речь. Однако со временем она стала тормозить развитие новых знаний. Церковь препятствовала развитию новых концепций, противоречие между наукой и церковью возрастало. Инквизиция пыталась отстоять свои позиции во власти и науке.

Пытаясь найти свое место в исследовании души, определить круг вопросов, который может быть отдан ей богословием, психология пришла к выводу о необходимости пересмотра предмета психологической науки. В содержании души была выделена категория, подлежащая научному исследованию. Выделение из богословия привело к появлению теории двух истин: истина знания и истина веры не совпадают между собой и не противоречат друг другу, так как существуют параллельно. Автор этой теории – арабский ученый Ибн Сина. Теория получила широкое распространение в Европе.

В XII –XIII вв., в психологии появляется новое направление – деизм, которое утверждало, что существует две души: духовная - предмет изучения богословия и телесная, которую изучает психология. Так появился предмет для научного изучения.

XIII век ознаменовался томизмом Фомы Аквинского – теорией, призванной защитить веру от научных доказательств. Ф.Аквинский писал, что если истина науки противоречит истине веры, наука должна уступить.

Ученые Средневековья все чаще обращаются к Платону и Аристотелю. Теперь уже не допускается критика их концепций и даже непочтительное высказывание может повлечь за собой крупный штраф.

Средневековая наука традиционно занимается изучением процесса мышления и его взаимосвязи с речью. Одним из центральных вопросов в период схоластики становится вопрос о происхождении общих понятий – универсалий. Реалисты утверждали, что общие понятия реально существуют еще до вещей, в уме у Бога (Эриуген, Гильом). Номиналисты считали, что общие понятия не существуют в реальности, есть лишь «дуновение голоса», т.е. слово, которым для удобства общения называют группу сходных предметов (Росцелин, У. Оккам). Концептуалисты доказывали, что общие понятия существуют и вне вещей, в уме человека. Слово это не только звук, но и значение (П.Абеляр). Концептуалисты отстаивали верховенство разума над верой. (Надо понимать, чтобы верить) – возрождение рационализма, ставшего ведущим направлением в психологии и философии Нового времени.

В европейскую психологию в XII – XIII вв. проникают идеи арабских психологов. Выдающийся арабский психолог и врач Ибн Сина занимался изучением взаимосвязи психических и соматичесских болезней. Его работы вскрыли природу стрессов и их влияние на состояние психики, заложили основы современной психофизиологии.

Кроме того, проводились исследования в области изучения способов манипуляции большой массой людей и приемов снижения напряжения. Сознание средневекового человека существенно отличалось от современного. Средневековый человек, отождествлял себя с определенной социальной группой, четко представляя свои права и обязанности. Жесткая иерархия давала и некоторые психологические преимущества, повышая уверенность людей в себе и в правоте своей позиции, разделяемой группой.

Средневековый человек не имел представления о том, что происходит за границами его географического мира. Поэтому нормы и правила поведения, ценности считались абсолютными и обязательными для всех. Путь развития личности был чрезвычайно жестким и считался универсальным. Если же человек в силу своих индивидуальных особенностей (импульсивности, решительности, способности к анализу, а не к принятию информации на веру) отличался от общепринятых типов личности, его адаптационные возможности значительно сужались.

Социальную адаптацию облегчало сознание безграничности жизни, уверенность в бессмертии души, сознание возможности повторения жизни и исправления ошибок, а также надежда на освобождение от трудностей и невзгод земной жизни. Это повышало психологическую устойчивость многих людей, помогало переживать опасности.

Однако таких естественных регуляторов психологической стабильности было недостаточно в периоды войн и эпидемий. Тогда церковь предложила обряды исповеди и очищения для снятия напряжения и освобождения от страха и чувства вины за свои поступки. Отождествление себя с другими этой же группы, предотвращало снижение самооценки. Терапевтический эффект этих обрядов основывался на вере и надежде на загробное воздаяние. Способы лечения некоторых психосоматических заболеваний тоже основывались на вере (наложение рук, прикосновение к одежде и пр. – становились мощным антистрессовым фактором), позже технология внушения была использована в психоанализе.

Получило дальнейшее развитие и ораторское искусство. Для заражения слушателей определенным эмоциональным состоянием и управления им уже использовались не только вербальные средства, но и невербальные – паузы, жесты, интонации.

Для управления поведением людей, снижения эмоциональной напряженности использовали карнавалы. Карнавал позволял выйти за рамки жестких норм, изменить хоть ненадолго свой социальный статус. Нарушение в карнавальном костюме норм поведения происходило под маской, в роли, т.е. в личине другого человека. Поэтому грех приписывался другому лицу.

В XIV – XV вв. положение светской психологии упрочилось, все чаще и чаще психологи и философы обращаются к психологической проблематике. Однако вопросы этики, волевого поведения еще долго остаются проблемами богословия. Психология же занимается изучением речи, способностей и познавательного развития. Постепенно психология становится наукой о сознании.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: