К материально-технической базе морского и речного транспорта относят флот, морские и речные порты и пристани.
Речной и морской флот состоит из судов различных типов, размеров и назначения.
В зависимости от назначения различают суда:
q транспортного флота;
q технического флота;
q вспомогательного флота.
Транспортный флот – главный элемент материально-технической базы морского и речного транспорта, так как он осуществляет основную функцию – перемещение грузов.
Основными показателями судна являются:
q водоизмещение;
q грузоподъемность;
q грузовместимость;
q размеры судна (длина, ширина, высота борта);
q осадка в груженном и порожнем состоянии.
Водоизмещение определяется массой или объемом воды, вытесняемой плавающим судном.
Грузоподъемность - перевозочная способность судна, выраженная в тоннах. Дедвейт (или полная грузоподъемность) – количество тонн груза, которое может принять судно сверх собственной массы до осадки по грузовую марку. Дедвейт определяется по формуле:
Дв=Вп-Во, (1.2)
где: Вп – водоизмещение судна в тоннах;
Во – водоизмещение судна без груза в тоннах.
Различают полную и чистую грузоподъемность судна.
Полная грузоподъемность Д – это сумма массы служебного (вода, топливо, провиант) и перевозимого груза.
Чистая грузоподъемность Дг равна массе перевозимого груза:
Дг=Д-С, (1.3)
где С – масса всех судовых запасов в тоннах.
Грузовместимость – это способность судна вместить груз определенного объема. В зависимости от рода перевозимых грузов определяют грузовместимость для грузов тарно-упаковочных и штучных, сыпучих.