double arrow

Патентный закон Российской Федерации от 23 сентября 1992 г. № 3517-1 (с изменениями и дополнениями)

Закон Российской Федерации от 9 июля 1993 г. № 5351-1 "Об авторском праве и смежных правах " (с изменениями и дополнениями в соответствии с Федеральным законом от 20 июля 2004 г. № 72-ФЗ).

Регулирует отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства (авторское право), фонограмм исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания (смежные права).

Закон развивает основные принципы правового регулирования авторских и смежных прав. Закон отвечает международным стандартам в этой области и позволил России присоединиться к ряду международных договоров.

Для того, чтобы адаптировать авторское право к рыночным отношениям, а также повысить уровень охраны, законодатель отказался от ранее применявшихся принципов непередаваемости авторских прав и строгого правового регулирования авторских договоров, а также распространил авторские правомочия на обширные сферы, где ранее авторские произведения использовались на бездоговорной основе, свободно. В соответствии с Законом передаваемость исключительных имущественных авторских прав отвечает как интересам авторов, так и интересам организаций-пользователей; последние заинтересованы иметь исключительные авторские права для того, чтобы привлечь зрителей, читателей, покупателей, укрепить свои позиции на рынке.

Статья 1 Закона устанавливает общую сферу его действия и определяет наличие двух различных категорий прав: 1) авторских прав, которые возникают в отношении произведений науки, литературы и искусства, и 2) смежных прав, объектами которых являются фонограммы, исполнения, постановки, передачи эфирного и кабельного вещания.

В статье 2 содержится указание на то, что другие акты законодательства Российской Федерации по авторскому праву и смежным правам издаются "в соответствии с настоящим Законом". Можно полагать, что формулируя эту норму, законодатель предписал принимать новые законы по авторскому праву и смежным правам только как изменения и дополнения к данному Закону, и, таким образом, нормы по этим вопросам, содержащиеся в других законах, должны соответствовать Закону, т.е. при наличии любых расхождений и противоречий приоритет должен признаваться за данным Законом.

В Законе об авторском праве и смежных правах имеются несколько норм, специально посвященных охране программ для ЭВМ и баз данных. Такими специальными нормами являются нормы статьи 25; они содержатся также в статьях 6 (пункт 2) и 18 (пункт 2).

Статья 3 Закона содержит известный принцип о приоритете международных договоров над национальным законодательством.

В области авторского права Россия является участницей:

Всемирной конвенции об авторском праве (в редакции 1952 года);

Всемирной конвенции об авторском праве (в редакции 1971 года);

Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений;

двусторонних соглашений с рядом государств.

В области смежных прав Россия является участницей:

Конвенции об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм;

Конвенции, учреждающей Всемирную Организацию Интеллектуальной Собственности;

Конвенции о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники;

Соглашения о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав.

Иностранным владельцам прав по международному договору может быть предоставлен весь объем прав, предусмотренных Законом, либо только некоторые из этих прав. Иностранным владельцам прав в некоторых случаях может быть предоставлен также более льготный режим, чем тот, который предоставляется российским владельцам.

Статья 4 определяет основные понятия. Среди них наиболее интересными в контексте данного издания являются следующие.

Автор – физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение.

База данных – объективная форма представления и организации совокупности данных (статей, расчетов и так далее), систематизированных таким образом, чтобы эти данные могли быть найдены и обработаны с помощью электронной вычислительной машины (ЭВМ).

Воспроизведение произведения – изготовление одного или более экземпляров произведения или его части в любой материальной форме, в том числе в форме звуко- и видеозаписи, изготовление в трех измерениях одного или более экземпляров двухмерного произведения и в двух измерениях – одного или более экземпляров трехмерного произведения; запись произведения в память ЭВМ также является воспроизведением.

Программа для ЭВМ – объективная форма представления совокупности данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств с целью получения определенного результата, включая подготовительные материалы, полученные в ходе разработки программы для ЭВМ, и порождаемые ею аудиовизуальные отображения.

Экземпляр произведения – копия произведения, изготовленная в любой материальной форме.

Обнародование произведения – осуществленное с согласия автора действие, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, передачи в эфир или иным способом.

Опубликование (выпуск в свет) – выпуск в обращение экземпляров произведения, фонограммы с согласия автора произведения, производителя фонограммы в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера произведения, фонограммы.

Статья 5 Закона определяет, что произведение получает охрану, если оно отвечает хотя бы одному критерию – критерию гражданства автора или критерию места первого обнародования. При этом под гражданством автора имеется в виду то гражданство (подданство), которое автор имеет на момент создания произведения, а если произведение было обнародовано – то на момент обнародования произведения. Последующее изменение гражданства не меняет правового статуса произведения.

Статьи 6-8 Закона определяют объекты авторского права. К ним относятся произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения. При этом авторское право распространяется как на обнародованные произведения, так и на необнародованные произведения, существующие в какой-либо объективной форме: письменной, устной, звуко- или видеозаписи, изображения, объемно-пространственной или в других формах.

Авторское право на произведение не связано с правом собственности на материальный объект, в котором произведение выражено. Передача права собственности на материальный объект или права владения материальным объектом сама по себе не влечет передачи каких-либо авторских прав.

Конкретными объектами авторского права в том числе являются:

литературные произведения (включая программы для ЭВМ);

аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видеофильмы, слайдфильмы, диафильмы и другие кино- и телепроизведения);

фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;

географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;

сборники (энциклопедии, антологии, базы данных) и другие составные произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.

Охрана программ для ЭВМ распространяется на все виды программ для ЭВМ (в том числе на операционные системы), которые могут быть выражены на любом языке и в любой форме, включая исходный текст и объектный код.

Авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты (это объект патентного законодательства).

Таким образом, Закон различает субъективную и объективную новизну творческого результата.

Субъективная новизна – это неожиданность, неизвестность полученного результата для самого создателя.

Объективная новизна – это неизвестность полученного творческого результата не только для лица, получившего этот результат, но и для остальных лиц.

Авторское право охраняет лишь те творческие результаты, которые обладают объективной новизной.

Кроме того, не являются объектами авторского права:

официальные документы (законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера), а также их официальные переводы;

государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и иные государственные символы и знаки);

произведения народного творчества;

сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер.

Статьи 9-16 Закона содержат основное положение законодательства об авторском праве: авторское право на произведение науки, литературы и искусства возникает в силу факта его создания.

Для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрации произведения, иного специального оформления произведения или соблюдения каких-либо формальностей.

Обладатель исключительных авторских прав для оповещения о своих правах вправе использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из:

латинской буквы "C" в окружности;

имени (наименования) обладателя исключительных авторских прав;

года первого опубликования произведения.

При отсутствии доказательств иного автором произведения считается лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения.

Авторское право действует в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти. Право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора охраняются бессрочно (статья 27).

Истечение срока действия авторского права на произведения означает их переход в общественное достояние. Произведения, перешедшие в общественное достояние, могут свободно использоваться любым лицом без выплаты авторского вознаграждения. При этом должно соблюдаться право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора (статья 28).

Авторское право на произведение, созданное совместным творческим трудом двух или более лиц (соавторство), принадлежит соавторам совместно независимо от того, образует ли такое произведение одно неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение.

Автору сборника и других составных произведений (составителю) принадлежит авторское право на осуществленные им подбор или расположение материалов, представляющие результат творческого труда (составительство). Составитель пользуется авторским правом при условии соблюдения им прав авторов каждого из произведений, включенных в составное произведение. Авторское право составителя не препятствует другим лицам осуществлять самостоятельный подбор или расположение тех же материалов для создания своих составных произведений.

Авторское право на произведение, созданное в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя (служебное произведение) принадлежит автору служебного произведения. Исключительные права на использование служебного произведения принадлежат лицу, с которым автор состоит в трудовых отношениях (работодателю), если в договоре между ним и автором не предусмотрено иное.

Автору в отношении его произведения принадлежат личные неимущественные права:

признаваться автором произведения;

использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени;

обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме, включая право на отзыв;

защиты произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора.

Автору в отношении его произведения принадлежат исключительные (имущественные) права на использование произведения в любой форме и любым способом, в том числе путем: воспроизведения, распространения, импорта, публичного показа, публичного исполнения, передачи в эфир, перевода, переработки.

Допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения воспроизведение правомерно обнародованного произведения исключительно в личных целях, за исключением случаев, предусмотренных статьей 26 настоящего Закона и применительно к программам для ЭВМ и базам данных.

Допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования:

цитирование в оригинале и в переводе в научных, исследовательских, полемических, критических и информационных целях из правомерно обнародованных произведений;

использование правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, в радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера;

воспроизведение в газетах, передача в эфир или сообщение по кабелю для всеобщего сведения правомерно опубликованных в газетах или журналах статей по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам;

воспроизведение в газетах, передача в эфир или сообщение по кабелю для всеобщего сведения публично произнесенных политических речей обращений, докладов и других аналогичных произведений;

воспроизведение или сообщение для всеобщего сведения в обзорах текущих событий средствами фотографии, путем передачи в эфир или сообщения для всеобщего сведения по кабелю произведений, которые становятся увиденными или услышанными в ходе таких событий.

Статья 25 Закона определяет порядок свободного воспроизведения программ для ЭВМ и баз данных и декомпилирования программ для ЭВМ.

Лицо, правомерно владеющее экземпляром программы для ЭВМ или базы данных, вправе без получения разрешения автора или иного обладателя исключительных прав на использование произведения и без выплаты дополнительного вознаграждения:

внести в программу для ЭВМ или базу данных изменения, осуществляемые исключительно в целях ее функционирования на технических средствах пользователя, осуществлять любые действия, связанные с функционированием программы для ЭВМ или базы данных в соответствии с ее назначением, в том числе запись и хранение в памяти ЭВМ (одной ЭВМ или одного пользователя сети), а также исправление явных ошибок, если иное не предусмотрено договором с автором;

изготовить копию программы для ЭВМ или базы данных при условии, что эта копия предназначена только для архивных целей и для замены правомерно приобретенного экземпляра в случаях, когда оригинал программы для ЭВМ или базы данных утерян, уничтожен или стал непригоден для использования. При этом копия программы для ЭВМ или базы данных не может быть использована для иных целей и должна быть уничтожена в случае, если владение экземпляром этой программы для ЭВМ или базы данных перестает быть правомерным.

Лицо, правомерно владеющее экземпляром программы для ЭВМ, вправе без согласия автора или иного обладателя исключительных прав и без выплаты дополнительного вознаграждения воспроизвести и преобразовать объектный код в исходный текст (декомпилировать программу для ЭВМ) или поручить иным лицам осуществить эти действия, если они необходимы для достижения способности к взаимодействию независимо разработанной этим лицом программы для ЭВМ с другими программами, которые могут взаимодействовать с декомпилируемой программой, при соблюдении следующих условий:

информация, необходимая для достижения способности к взаимодействию, ранее не была доступна этому лицу из других источников;

указанные действия осуществляются в отношении только тех частей декомпилируемой программы для ЭВМ, которые необходимы для достижения способности к взаимодействию;

информация, полученная в результате декомпилирования, может использоваться лишь для достижения способности к взаимодействию независимо разработанной программы для ЭВМ с другими программами, не может передаваться иным лицам, за исключением случаев, если это необходимо для достижения способности к взаимодействию независимо разработанной программы для ЭВМ с другими программами, а также не может использоваться для разработки программы для ЭВМ, по своему виду существенно схожей с декомпилируемой программой для ЭВМ, или для осуществления любого другого действия, нарушающего авторское право.

Разделы III и IV Закона (статьи 35-47) посвящены смежным правам и касаются, в основном, вопросов исполнения, постановки и использования фонограмм и т.п. произведений в средствах массовой информации и выпуска соответствующей развлекательной продукции, а также коллективного управления смежными правами.

Раздел V Закона (статьи 48-50) касается охраны авторских прав. В нем, в частности, говорится.

Незаконное использование произведений или объектов смежных прав либо иное нарушение, предусмотренных настоящим Законом авторского права или смежных прав влечет за собой гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Информацией об авторском праве и о смежных правах признается любая информация, которая идентифицирует произведение или объект смежных прав, автора, обладателя смежных прав или иного обладателя исключительных прав, либо информация об условиях использования произведения или объекта смежных прав, которая содержится на экземпляре произведения или объекта смежных прав, приложена к ним или появляется в связи с сообщением для всеобщего сведения таких произведений или объекта смежных прав, а также любые цифры и коды, в которых содержится такая информация.

Техническими средствами защиты авторского права и смежных прав признаются любые технические устройства или их компоненты, контролирующие доступ к произведениям или объектам смежных прав, предотвращающие или ограничивающие осуществление действий, которые не разрешены автором, обладателем смежных прав или иным обладателем исключительных прав, в отношении произведений или объектов смежных прав.

В отношении произведений или объектов смежных прав не допускаются:

удаление или изменение информации об авторском праве и о смежных правах;

воспроизведение, распространение, импорт в целях распространения, публичное исполнение, сообщение для всеобщего сведения, доведение до всеобщего сведения произведений и объектов смежных прав, в отношении которых была удалена информация об авторском праве и о смежных правах;

осуществление действий, направленных на снятие ограничений в их использовании, установленных путем применения технических средств защиты авторского права и смежных прав;

изготовление, распространение, сдача в прокат, предоставление во временное безвозмездное пользование, импорт, реклама любого устройства или его компонентов, их использование в целях получения дохода либо оказание услуг в случаях, если в результате таких действий становится невозможным использование технических средств защиты авторского права и смежных прав либо эти средства не смогут обеспечить надлежащую защиту.

Автор, обладатель смежных прав или иной обладатель исключительных прав вправе защищать свои права способами, предусмотренными Гражданским кодексом Российской Федерации.

Обладатели исключительных прав вправе требовать (за каждый случай нарушения или в целом) по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации:

в размере от 10 тысяч рублей до 5 миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения;

в двукратном размере стоимости экземпляров произведений или объектов смежных прав либо в двукратном размере стоимости прав на использование произведений или объектов смежных прав.

Авторы и исполнители также вправе требовать от нарушителя возмещение морального вреда.

Контрафактными являются экземпляры произведения и фонограммы, изготовление или распространение которых влечет за собой нарушение авторских и смежных прав. Контрафактными являются также экземпляры охраняемых в Российской Федерации в соответствии с настоящим Законом произведений и фонограмм, импортируемые без согласия обладателей авторских и смежных прав в Российскую Федерацию из государства, в котором эти произведения и фонограммы никогда не охранялись или перестали охраняться.

Контрафактные экземпляры произведений или фонограмм подлежат обязательной конфискации по решению суда или судьи единолично, а также по решению арбитражного суда. Конфискованные контрафактные экземпляры произведений или фонограмм подлежат уничтожению, за исключением случаев их передачи обладателю авторских или смежных прав по его просьбе. Суд или судья единолично, а также арбитражный суд может вынести решение о конфискации материалов и оборудования, используемых для изготовления и воспроизведения контрафактных экземпляров произведений или фонограмм.

Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (с изменениями и дополнениями).( вместо ФЗ от 25 сентября 1998 года № 158-ФЗ )

Регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности. Распространяется на все органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридические лица и индивидуальных предпринимателей.

Определяет порядок лицензирования и виды деятельности, на осуществление которых требуются лицензии.

В связи с тем, что лицензирование деятельности в отдельных сферах регулируется другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами данный Закон в статье 1 оговаривает, на какие сферы его действие не распространяется:

деятельность кредитных организаций;

деятельность, связанная с защитой государственной тайны;

деятельность в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

деятельность в области связи;

биржевая деятельность;

деятельность в области таможенного дела;

нотариальная деятельность;

страховая деятельность;

деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг;

осуществление внешнеэкономических операций;

осуществление международных автомобильных перевозок грузов и пассажиров;

приобретение оружия и патронов к нему;

использование результатов интеллектуальной деятельности;

использование орбитально-частотных ресурсов и радиочастот для осуществления телевизионного вещания и радиовещания (в том числе вещания дополнительной информации);

использование природных ресурсов, в том числе недр, лесного фонда, объектов растительного и животного мира;

деятельность, работы и услуги в области использования атомной энергии;

образовательная деятельность.

К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием (статья 4).

В целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации Правительство Российской Федерации в соответствии с определенными Президентом Российской Федерации основными направлениями внутренней политики государства (статья 5):

утверждает положения о лицензировании конкретных видов деятельности;

определяет федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие лицензирование конкретных видов деятельности;

устанавливает виды деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Лицензирующие органы осуществляют следующие полномочия:

предоставление лицензий;

переоформление документов, подтверждающих наличие лицензий;

приостановление действия лицензий;

возобновление действия лицензий;

аннулирование лицензий;

ведение реестра лицензий;

контроль за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.

Перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2002 г. № 135.

Порядок осуществления полномочий лицензирующих органов устанавливается положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.

В целях Федерального закона применяются следующие понятия:

Лицензия – специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

Лицензируемый вид деятельности – вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с Федеральным законом.

Лицензирование – мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих выдачу лицензий, приостановлением действия лицензий в случае административного приостановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований и условий, возобновлением или прекращением действия лицензий, аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий, введением регистра лицензий, а также с предоставлением в установленном порядке заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании.

Лицензиат – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию на осуществление конкретного вида деятельности.

Лицензионные требования и условия – совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Лицензирующие органы – федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие лицензирование в соответствии с Федеральным законом.

Соискатель лицензии – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, обратившиеся в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление конкретного вида деятельности.

Реестр лицензий – совокупность данных о предоставлении лицензий, переоформлении документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлении и возобновлении действия лицензий и об аннулировании лицензий.

Ha каждый вид лицензируемой деятельности (перечень изложен в статье 17 Закона) предоставляется лицензия. Вид деятельности, на осуществление которого предоставлена лицензия, может выполняться только получившим лицензию юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

Деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, может осуществляться на всей территории Российской Федерации.

Срок действия лицензии не может быть менее чем пять лет. Срок действия лицензии по его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата. Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии.

Статья 9 Закона определяет перечень документов, предоставляемых соискателем для получения лицензии. При этом указывается, что ряд документов, обязательных для предоставления, могут быть предусмотрены иными нормативными правовыми актами, предусмотренными положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.

Не допускается требовать от соискателя лицензии представления документов, не предусмотренных данным Федеральным законом и иными федеральными законами.

Все документы, представленные в соответствующий лицензирующий орган для предоставления лицензии, принимаются по описи, копия которой направляется (вручается) соискателю лицензии с отметкой о дате приема документов указанным органом.

Лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий сорока пяти дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии со всеми необходимыми документами. Соответствующее решение оформляется приказом лицензирующего органа.

Уведомление о предоставлении лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме с указанием реквизитов банковского счета и срока уплаты лицензионного сбора за предоставление лицензии.

В течение трех дней после представления соискателем лицензии документа, подтверждающего уплату лицензионного сбора за предоставление лицензии, лицензирующий орган бесплатно выдает лицензиату документ, подтверждающий наличие лицензии.

За рассмотрение лицензирующим органом заявлений о предоставлении лицензий и за предоставление лицензий уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Основанием отказа в предоставлении лицензии является:

наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации;

несоответствие соискателя лицензии, принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям.

Не допускается отказ в выдаче лицензии на основании величины объема продукции (работ, услуг), производимой или планируемой для производства соискателем лицензии.

Соискатель лицензии имеет право обжаловать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, отказ лицензирующего органа в предоставлении лицензии или его бездействие.

Наряду с обычным порядком вводится и упрощенный порядок лицензирования. Он может применяться, если соискатель лицензии заключи л договор страхования гражданской ответственности либо имеет сертификат соответствия осуществляемого им лицензируемого вида деятельности международным стандартам. При применении упрощенного порядка лицензирования срок рассмотрения предоставленных документов составляет не более 15 дней.

Контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий, определенных положением о лицензировании конкретного вида деятельности, осуществляется лицензирующими органами в пределах их компетенции (статья 12).

Лицензирующие органы имеют право:

проводить проверки деятельности лицензиата на предмет ее соответствия лицензионным требованиям и условиям;

запрашивать у лицензиата необходимые объяснения и документы при проведении проверок;

составлять на основании результатов проверок акты (протоколы) с указанием конкретных нарушений;

выносить решения, обязывающие лицензиата устранить выявленные нарушения, устанавливать сроки устранения таких нарушений;

выносить предупреждение лицензиату.

Лицензирующие органы вправе приостанавливать действие лицензии в случае выявления лицензирующими органами неоднократных нарушений или грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий (статья 13).

Лицензирующий орган обязан установить срок устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии. Указанный срок не может превышать шесть месяцев. В случае, если в установленный срок лицензиат не устранил указанные нарушения, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

Статья 17 Закона определяет исчерпывающий перечень лицензируемых видов деятельности (всего 103 наименования). К защите информации среди них относятся:

деятельность по распространению шифровальных (криптографических) средств;

деятельность по техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств;

предоставление услуг в области шифрования информации;

разработка, производство шифровальных (криптографических) средств, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных систем, телекоммуникационных систем;

деятельность по выдаче сертификатов ключей электронных цифровых подписей, регистрации владельцев электронных цифровых подписей, оказанию услуг, связанных с использованием электронных цифровых подписей, и подтверждению подлинности электронных цифровых подписей;

деятельность по выявлению электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации, в помещениях и технических средствах (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);

деятельность по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации;

деятельность по технической защите конфиденциальной информации;

разработка, производство, реализация и приобретение в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность;

деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности;

производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений;

деятельность по эксплуатации электрических сетей (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);

негосударственная (частная) охранная деятельность;

негосударственная (частная) сыскная деятельность;

публичный показ аудиовизуальных произведений, если указанная деятельность осуществляется в кинозале;

воспроизведение (изготовление экземпляров) аудиовизуальных произведений и фонограмм на любых видах носителей;

аудиторская деятельность.

Здесь также перечислены виды деятельности, по отношению к которым может применяться упрощенный порядок лицензирования. Кроме того, дан перечень видов деятельности, лицензирование которых прекратилось с 1 января 2006 и 2007 годов.

Введение лицензирования иных видов деятельности возможно только путем внесения дополнений в предусмотренный настоящим Федеральным законом перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии.

В связи с рассматриваемой нами областью представляет интерес Постановление Правительства от 29 декабря 2007 г. N 957 «Об утверждении положений о лицензировании отдельных видов деятельности, связанных с шифровальными (криптографическими) средствами» (вместо П остановления от 23 сентября 2002 г. N 691).

Постановление утверждает:

Положение о лицензировании деятельности по распространению шифровальных (криптографических) средств;

Положение о лицензировании деятельности по техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств;

Положение о лицензировании предоставления услуг в области шифрования информации;

Положение о лицензировании разработки, производства шифровальных (криптографических) средств, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных и телекоммуникационных систем.

Новым является:

1. Положения не распространяются на деятельность для:

- шифровальных (криптографических) средств, предназначенных для защиты информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну;

- шифровальных (криптографических) средств независимо от их назначения, реализующих симметричные криптографические алгоритмы и обладающих максимальной длиной криптографического ключа менее 56 бит, а также реализующих асимметричные криптографические алгоритмы, основанные либо на разложении на множители целых чисел, либо на вычислении дискретных логарифмов в мультипликативной группе конечного поля, либо на дискретном логарифме в группе, отличной от названной, и обладающих максимальной длиной криптографического ключа 128 бит;

- беспроводного оборудования, осуществляющего шифрование информации только в радиоканале с максимальной дальностью беспроводного действия без усиления и ретрансляции менее 400 м в соответствии с техническими условиями производителя (за исключением оборудования, используемого на критически важных объектах);

- шифровальных (криптографических) средств, используемых для защиты технологических каналов информационно-телекоммуникационных систем и сетей, не относящихся к критически важным объектам.

2. Уменьшилось число лицензионных требований, но теперь они могут быть дополнены требованиями ФСБ, которые в настоящее время неизвестны.

3. Незначительно изменился перечень представляемых документов.

4. Лицензионный контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий будет осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)".

5. Исчезло определение деятельности по техническому обслуживанию.

6. Появился новый пункт о деятельности с нарушением и определение грубого нарушения.

Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ "О техническом регулировании".

Регулирует отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнении работ или оказанию услуг; разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг; оценке соответствия.

Данный закон вступил в силу с 1 июля 2003 г. При этом утратили силу ряд законов и постановлений правительства, связанных со стандартизацией и сертификацией продукции и услуг, в частности:

Закон Российской Федерации от 10 июня 1993 г. № 5151-1 "О сертификации продукции и услуг" с последующими изменениями и дополнениями;

Закон Российской Федерации от 10 июня 1993 г. № 5154-1 "О стандартизации".

Федеральный закон "О техническом регулировании" является системообразующим для построения принципиально новой системы сертификации и стандартизации, в которой бы учитывались демократические принципы нормативного регулирования, повышался бы уровень безопасности потребителей продукции и услуг, а также учитывались реалии рыночного устройства экономических отношений.

В настоящее время этот закон для интересующей нас области следует рассматривать вместе с Федеральным законом от 1.05.2007 №65-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О техническом регулировании».

Основной упор в Федеральном законе «О техническом регулировании» делается на сужение сферы обязательной стандартизации и подтверждения соответствия и расширении добровольности таких действий. При этом подразумевается, что именно рыночная конъюнктура подтолкнет производителей осуществлять данную деятельность, чтобы обеспечить конкурентоспособность производимой продукции.

В законе даны определения ряда понятий.

Аккредитация – официальное признание органом по аккредитации компетентности физического или юридического лица выполнять работы в определенной области оценки соответствия.

Знак соответствия – обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии объекта сертификации требованиям системы добровольной сертификации или национальному стандарту.

Сертификация – форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.

Сертификат соответствия – документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.

Стандарт – документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.

Стандартизация – деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышения конкурентоспособности продукции, работ или услуг.

Техническое регулирование – правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнение работ или оказание услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.

Технический регламент – документ, который принят международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством, или федеральным законом, или указом Президента, или постановлением Правительства, и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).

В качестве основных принципов технического регулирования в Законе приняты следующие:

независимость органов по аккредитации и сертификации от изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей;

единая система и правила аккредитации;

единство правил и методов исследований (испытаний) и измерений при проведении процедур обязательной оценки соответствия;

единство применения требований технических регламентов независимо от видов или особенностей сделок;

недопустимость совмещения одним органом полномочий на аккредитацию и сертификацию и др.

В Законе предписано федеральным органам исполнительной власти издавать в сфере технического регулирования акты только рекомендательного характера, за исключением случаев, связанных с оборонной продукцией и продукцией, сведения о которой составляют государственную тайну.

Основное новшество в новом Законе – технический регламент, который устанавливает минимально необходимые требования, обеспечивающие безопасность в различных сферах, а также электромагнитную совместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования, а также единство измерений.

В качестве основы технического регламента могут использоваться международные и/или национальные стандарты.

Технический регламент принимается федеральным законом или постановлением Правительства РФ и вступает в силу не ранее чем через 6 месяцев со дня его официального опубликования.

В России действуют общие и специальные технические регламенты. В качестве разработчика технического регламента может выступить любое лицо. Проект технического регламента должен быть опубликован в печатном издании или в информационной системе общего пользования. Федеральным органом исполнительной власти в области технического регулирования определено Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, входящее в Министерство промышленности и энергетики. Публичное обсуждение проекта технического регламента должно быть не менее 2-х месяцев. Подробно описан механизм прохождения закона о техническом регламенте в Госдуме и перечень необходимых документов. В исключительных случаях Президент России вправе издать технический регламент без его публичного обсуждения. До вступления в силу Федерального закона о техническом регламенте Правительство России вправе издать постановление о соответствующем регламенте.

Большое внимание в Законе уделено вопросам стандартизации. Определены цели и принципы стандартизации. Одним из принципов является добровольное применение стандартов.

К документам в области стандартизации, используемым на территории Российской Федерации, относятся:

национальные стандарты;

правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации;

общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;

стандарты организаций.

Стандарты организаций, в том числе коммерческих, общественных, научных и саморегулируемых организаций, объединений юридических лиц могут разрабатываться в целях, не противоречащих настоящему закону. Проект стандарта может представляться в технический комитет по стандартизации, который проводит его экспертизу.

Четвертая глава закона посвящена подтверждению соответствия, означающему, что представляемая продукция, процессы и др. соответствует техническим регламентам, стандартам, условиям договоров. Подтверждение соответствия на территории РФ может носить добровольный или обязательный характер. Подробнее об этом будет сказано в 4 главе настоящего издания.

В пятой главе закона рассмотрены вопросы, связанные с аккредитацией органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров).

Шестая глава посвящена государственному контролю (надзору) за соблюдением технических регламентов.

Седьмая глава посвящена ответственности за несоответствие продукции и др. требованиям технических регламентов и порядка отзыва продукции из обращения.

Восьмая глава "Информация о технических регламентах и документах по стандартизации" определяет порядок публикации информации о технических регламентах. Здесь также описано назначение Федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов.

В заключительных положениях записано, что технические регламенты должны быть приняты в течение 7 лет со дня вступления в силу этого закона. Здесь также описан порядок работы до вступления в силу технических регламентов.

Реализация положений этого закона и контроль за их исполнением возложена на Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии. Положение о нем утверждено постановлением Правительства от 17 июня 2004 г. № 294.

Применительно к потребностям сферы защиты информации, законодательство о техническом регулировании необходимо было совершенствовать. Эта работа завершилась принятием Федерального закона от 1.05.2007 №65-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О техническом регулировании».

Федеральный закон от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ "О коммерческой тайне".

Регулирует отношения, связанные с отнесением информации к коммерческой тайне, передачей такой информации, охраной ее конфиденциальности в целях обеспечения баланса интересов обладателей информации, составляющей коммерческую тайну, и других участников регулируемых отношений, в том числе государства, на рынке товаров, работ, услуг и предупреждения недобросовестной конкуренции, а также определяет сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну.

Данный закон вводит в правовые поле все принятые ранее документы федерального и регионального уровней, касающиеся коммерческой тайны, и конкретизирует положения статьи 139 Гражданского кодекса Российской Федерации "Служебная и коммерческая тайна".

Положения Закона распространяются на информацию, составляющую коммерческую тайну, независимо от вида носителя, на котором она зафиксирована.

В Законе используются следующие основные понятия:

Коммерческая тайна – конфиденциальность информации, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.

Информация, составляющая коммерческую тайну – научно-техническая, технологическая, производственная, финансово-экономическая или иная информация (в том числе составляющая секреты производства (ноу-хау), которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и в отношении которой обладателем такой информации введен режим коммерческой тайны.

Режим коммерческой тайны – правовые, организационные, технические и иные принимаемые обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, меры по охране ее конфиденциальности.

Обладатель информации, составляющей коммерческую тайну – лицо, которое владеет информацией, составляющей коммерческую тайну, на законном основании, ограничило доступ к этой информации и установило в отношении ее режим коммерческой тайне.

Доступ к информации, составляющей коммерческую тайну – ознакомление определенных лиц с информацией, составляющей коммерческую тайну, с согласия ее обладателя или на ином законном основании при условии сохранения конфиденциальности этой информации.

Разглашение информации, составляющей коммерческую тайну – действие или бездействие, в результате которых информация, составляющая коммерческую тайну, в любой возможной форме (устной, письменной, или иной форме, в том числе с использованием технических средств) становится известной третьим лицам без согласия обладателя такой информации либо вопреки трудовому или гражданско-правовому договору.

В Законе однозначно определен перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну:

1. Содержащихся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры.

2. Содержащиеся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности.

3. О составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия и об использовании ими средств соответствующих бюджетов.

4. О загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом.

5. О численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, и о наличии свободных рабочих мест.

6. О задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам.

7. О нарушении законодательства и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений.

8. Об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности.

9. О размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации.

10. О перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица.

11. Обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена иными федеральными законами.

Закон однозначно определяет круг лиц и организаций, кому необходимо представлять информацию, составляющую коммерческую тайну.

Такую информацию по мотивированному требованию необходимо предоставлять органу государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления. Информация предоставляется безвозмездно. Само мотивированное требование должно быть подписано уполномоченным лицом и содержать указание цели и правового основания затребования информации, срок предоставления информации. Если обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, отказывается ее предоставлять, то соответствующие органы вправе потребовать ее предоставление по суду.

На всех документах, предоставляемых по требованию соответствующих органов, должен быть нанесен гриф "коммерческая тайна" с указанием ее обладателя (для юридических лиц – полное наименование и место нахождения, для индивидуальных предпринимателей – фамилия, имя, отчество и место жительства).

Закон определяет права обладателя информации, обладающей коммерческой тайной, по установлению режима коммерческой тайны, его изменения, порядка использования, организации доступа, охраны информации, составляющей коммерческую тайну.

Обладатель информации, имеющей гриф "коммерческая тайна", должен принимать меры по ее охране. Эти меры должны включать:

перечень информации, составляющей коммерческую тайну;

установление порядка доступа и порядка обращения с такой информацией, а также способы контроля за установленным порядком;

учет лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, и (или) лиц, которым такая информация была представлена или передана;

регулирование отношений по использованию информации, составляющей коммерческую тайну, работниками на основании трудовых договоров и контрагентами на основании гражданско-правовых договоров;

нанесение на материальные носители (документы), содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, грифа "коммерческая тайна" с указанием обладателя этой информации.

Кроме этих мер обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, вправе применять при необходимости средства и методы технической защиты конфиденциальности этой информации, другие, не противоречащие законодательству меры.

Для осуществления принимаемых мер работодатель обязан:

ознакомить под расписку работника, доступ которого к информации, составляющей коммерческую тайну, необходим для выполнения своих обязанностей, с перечнем такой информации;

ознакомить под расписку работника с установленным работодателем режимом коммерческой тайны и с мерами ответственности за его нарушения;

создать работнику необходимые условия для соблюдения им установленного работодателем режима коммерческой тайны.

Доступ работника к информации, составляющей коммерческую тайну, осуществляется с его согласия, если это не предусмотрено его трудовыми обязанностями.

Работник обязан не разглашать информацию, составляющую коммерческую тайну не только в период работы, но и после прекращения действия трудового договора в течение срока, предусмотренного соглашением между ними или в течение 3-х лет после прекращения трудового договора, если указное соглашение не заключалось.

При разглашении информации, составляющей коммерческую тайну, работник обязан возместить нанесенный ущерб.

При увольнении, работник обязан передать работодателю все имеющиеся в его распоряжении материальные носители с информацией, содержащей коммерческую тайну.

Руководитель организации возмещает организации убытки, причиненные его виновными действиями в связи с нарушением законодательства о коммерческой тайне. Размер убытков определяется в соответствие с гражданским законодательством.

Органы власти всех уровней обязаны создать условия, обеспечивающие охрану конфиденциальности информации, предоставленной им юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями. При нарушении режима конфиденциальности работники органов власти несут ответственность в соответствии с законодательством.

Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5485-1 "О государственной тайне" (с изменениями и дополнениями).

Определяет основные понятия, полномочия органов государственной власти и должностных лиц в области отнесения сведений к государственной тайне и их защиты. Дает перечень сведений, которые могут быть отнесены к государственной тайне. Указывает принципы засекречивания сведений, перечисляет сведения, не подлежащие засекречиванию, устанавливает степени секретности сведений и грифы секретности носителей этих сведений. Описывает порядок отнесения сведений к государственной тайне, порядок рассекречивания сведений.

Правовой институт государственной тайны самый разработанный из числа правовых систем ограничения в доступе к информации. Однако развитие компьютерных систем создало для традиционной системы обеспечения режима секретности, в основном ориентированной на оборот документированной информации на бумажных носителях, много проблем.

Положения Закона обязательны для исполнения на территории Российской Федерации и за ее пределами органами законодательной, исполнительной и судебной властей, местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, взявшими на себя обязательства либо обязанными по своему статусу исполнять требования законодательства Российской Федерации о государственной тайне (статья 1).

В Законе используются следующие основные понятия:

государственная тайна – защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации;

носители сведений, составляющих государственную тайну, – материальные объекты, в том числе физические поля, в которых сведения, составляющие государственную тайну, находят свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов;

система защиты государственной тайны – совокупность органов защиты государственной тайны, используемых ими средств и методов защиты сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей, а также мероприятий, проводимых в этих целях;

допуск к государственной тайне – процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а предприятий, учреждений и организаций – на проведение работ с использованием таких сведений;

доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, – санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного лица со сведениями, составляющими государственную тайну;

гриф секретности – реквизиты, свидетельствующие о степени секретности сведений, содержащихся в их носителе, проставляемые на самом носителе и (или) в сопроводительной документации на него;

средства защиты информации – технические, криптографические, программные и другие средства, предназначенные для защиты сведений, составляющих государственную тайну, средства, в которых они реализованы, а также средства контроля эффективности защиты информации.

перечень сведений, составляющих государственную тайну, –совокупность категорий сведений, в соответствии с которыми сведения относятся к государственной тайне и засекречиваются на основаниях и в порядке, установленных федеральным законодательством.

Законодательство Российской Федерации о государственной тайне основывается на Конституции Российской Федерации, Законе Российской Федерации “О безопасности” и включает настоящий Закон, а также положения других актов законодательства, регулирующих отношения, связанные с защитой государственной тайны (статья 3).

В Законе определяются и законодательно закрепляются полномочия органов государственной власти и должностных лиц в области отнесения сведений к государственной тайне и их защиты (статья 4), а также задается в общем виде перечень сведений, которые могут быть отнесены к государственной тайне (статья 5).

Засекречивание сведений и их носителей – введение в предусмотренном Законом порядке для сведений, составляющих государственную тайну, ограничений на их распространение и на доступ к их носителям. Засекречивание сведений осуществляется в соответствии с принципами законности, обоснованности и своевременности.

Законность засекречивания сведений заключается в соответствии засекречиваемых сведений положениям статей 5 и 7 Закона и законодательству Российской Федерации о государственной тайне.

Обоснованность засекречивания сведений заключается в установлении путем экспертной оценки целесообразности засекречивания конкретных сведений, вероятных экономических и иных последствий этого акта, исходя из баланса жизненно важных интересов государства, общества и граждан.

Своевременность засекречивания сведений заключается в установлении ограничений на распространение этих сведений с момента их получения (разработки) или заблаговременно.

Отнесение сведений к государственной тайне осуществляется в соответствии с их отраслевой, ведомственной или программно-целевой принадлежностью.

Обоснование необходимости отнесения сведений к государственной тайне в соответствии с принципами засекречивания сведений возлагается на органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации, которыми эти сведения получены (разработаны).

Отнесение сведений к государственной тайне осуществляется руководителями органов государственной власти в соответствии с Перечнем должностных лиц, наделенных полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, утверждаемым Распоряжением Президента России от 17 января 2000 г. № 6-рп. Указанные лица несут персональную ответственность за принятые ими решения о целесообразности отнесения конкретных сведений к государственной тайне.

Закон определяет сведения, не подлежащие засекречиванию (статья 7):

о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;

о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности;

о привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям;

о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;

о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах Российской Федерации;

о состоянии здоровья высших должностных лиц Российской Федерации;

о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.

Должностные лица, принявшие решения о засекречивании перечисленных сведений либо о включении их в носители сведений, составляющих государственную тайну, несут уголовную, административную или дисциплинарную ответственность в зависимости от причиненного обществу, государству и гражданам материального и морального ущерба. Граждане вправе обжаловать такие решения в суд.

Должностные лица, наделенные полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, вправе принимать решения о засекречивании информации, находящейся в собственности предприятий, учреждений, организаций и граждан, если эта информация включает сведения, перечисленные в Перечне сведений, отнесенных к государственной тайне. Засекречивание указанной информации осуществляется по представлению собственников информации или соответствующих органов государственной власти.

Материальный ущерб, наносимый собственнику информации в связи с ее засекр


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: