double arrow

Экономическое и политическое развитие России в ХVII в. Закрепощение крестьян

Семнадцатый век для России означал вступление страны в новый период своей истории, отмеченной такими явлениями, как образование единого всероссийского рынка, господство самодержавия в виде сословной монархии и оформление в стране крепостного права.

С окончанием «смуты» и иностранной интервенции начала XVII в. началось медленное восстановление разрушенного хозяйства страны. Постепенно возрастала площадь обрабатываемых за счет возрождения старых и освоения новых земель. Окрепшее сельское хозяйство стало основой развития ремесла и торговли, которые во второй половине XVII в. привели к образованию единого всероссийского рынка.

Основными признаками образования единого всероссийского рынка:

1) изменение характера ремесла, которое превратилось в товарное производство; значительное развитие получили добыча и обработка металла, появилось множество центров железоделательного производства (Москва, Тула, Кашира, Серпухов, Тихвин, Новгород, Великий Устюг);

2) значительно возросла роль купцов, выступающих посредниками между ремесленниками и покупателями их продукции;

3) появление мануфактур -крупных предприятий, использовавших механизмы и специализацию ручного труда (в 1637 г. А. Д. Виниус основал первую мануфактуру в стране около г. Тулы);

4) возникновение и развитие специализации районов страны на производстве отдельных товаров. К примеру, центрами солеварения стали Прикамье и север страны; производства льна – северо-запад России, рыбные промыслы развивались в Поволжье.

Наиболее ярким свидетельством образования единого всероссийского рынка стало развитие местных рынков – «торжков», которые были тесно связаны между собой.

Восстановление сельского хозяйства, развитие ремесла и торговли способствовали развитию феодальной земельной собственности. Быстро разросшаяся феодальная знать уже в середине XVII в. владела огромными вотчинами. Боярин Б. И. Морозов, к примеру, имел более 300 сел и деревень в 17 уездах страны. В результате массовой раздачи земли увеличилось землевладение дворян: за счет крестьянских общин и конфискации вотчин бояр, служивших Лжедмитриям и интервентам. Например, в Шелонском уезде дворяне владели свыше 90% всех земель. Однако многие дворяне оставались мелкопоместными или безземельными. Немало обедневших дворян попало в кабалу к боярам. Поэтому дворянство энергично выступало в защиту своих прав, требовало усиления самодержавия. Рост земельной собственности бояр, дворян, церквей и монастырей сопровождался сокращением государственных земель, передачей свободных крестьянских общин в частное владение.

Социальная организация русского общества XVII в. соответствовала сложившейся структуре земельных отношений. Все население страны, не считая духовенства, делилось на служилых людей, людей тяглых и холопов. Эти большие группы людей стали называться сословиями, каждое из которых имело свои обязанности, свои права и привилегии. Например, главной обязанностью служилых людей являлась воинская служба, личное участие в многочисленных походах русской армии. За службу они могли рассчитывать на получение земельного участка с крестьянами или без них. Каждое из сословий не было социально однородным, то есть делилось на более мелкие группы по имущественному или правовому положениям. К примеру, сословие служилых людей, кроме бояр и дворян (московских и провинциальных), состояло их служилых людей по отчеству, служилых людей по прибору, детей боярских. В свою очередь, сословие людей тяглых объединяло все группы крестьянства, ремесленников, купцов и торговцев страны. Характерным признаком сословного строя была сословная замкнутость, что означало запрещение или затруднения, и переходе людей из одного сословия в другое. Например, в 1642 г. был издан указ о том, чтобы вернуть записавшихся и службу холопов в прежнее состояние, а в 1675 г. было запрещено набирать дворян из числа черносошных (государственных) крестьян.

Укрепление феодальной земельной собственности, складывание сословий стали основой для создания государственной системы крепостного права. Она была оформлена Соборным Уложением 1649 г. Теперь крестьянам было запрещено переходить от одного землевладельца к другому; крестьяне лишались права личной свободы и устанавливалась наследственность крепостного состояния. «Урочные лета» сыска беглых отменялись, и вводился бессрочный розыск беглых крестьян с их возвращением прежнему владельцу. За право пользоваться землей феодала крепостной должен был заплатить оброк (деньгами или продуктами своего труда) или отработать на барщине (когда крестьянин бесплатно обрабатывает земли помещика своими орудиями труда). Юридическое оформление крепостного права в России было попыткой предельной мобилизации народных сил для укрепления государства и подъема хозяйства страны ценой самых жестоких форм эксплуатации.

Россия XVII в. была сословно-представительной монархией. Главой государства являлся царь, власть которого распространялась на все стороны жизни общества. Однако власть царя не всегда оказывалась неограниченной. Для решения наиболее важных государственных дел собирались Земские соборы – общие собрания представителей всех сословий и групп населения страны. Земские соборы особенно часто собирались в годы правления царя Михаила Федоровича (1613–1645 гг.). Но в дальнейшем роль соборов стала падать, и со второй половины XVII в. они не собирались. Последние Земские соборы состоялись в 1648–1649 гг. в связи с принятием Соборного Уложения 1649 г. и в 1651–1653 гг., когда решался вопрос о воссоединении Украины с Россией. При Алексее Михайловиче (1645–1676 гг.) наибольшее значение приобрела Боярская дума – постоянный совещательный орган при царе из представителей феодальной знати.

Управление страной находилось в ведении центральных учреждений –приказов, число которых постоянно увеличивалось (в середине XVII в. их насчитывалось более 80). Власть на местах находилась в руках воевод, что означало сужение самоуправления и усиление центральной власти.

Возникают зачатки регулярной армии – «полки нового строя», организуемые из «даточных людей», которых записывали на пожизненную солдатскую службу. В 60-х гг. XVII в. в селе Дединове, под г. Коломной, была предпринята попытка строительства военных кораблей.

Изменения в социально-экономической и политической жизни страны во второй половине XVII в. затронули русскую церковь. Они были вызваны нарастающим недовольством поведением священнослужителей и возникновением новых религиозных общин (например в 30-е гг. XVII в. в Поволжье появилась секта капитоновцев), а также усилением церковных связей России с южнославянскими странами, что требовало унификации обрядов по греческим образцам, принятым в этих странах. Необходимые реформы провел в 1653–1656 гг. патриарх Никон. Креститься стали не двумя, а тремя пальцами, земные поклоны заменили поклонами в пояс, крестные ходы вокруг храмов стали совершать по ходу солнца. Противники этих нововведений за переменой символики увидели покушение на старину и истинную веру. Во главе их стал протопоп Аввакум. В русской церкви произошел раскол, который приобрел характер оппозиционного социального движения. Раскольники создавали свои общины, уходили в отдаленные районы страны (на Север, на Дон, за Урал). Они противостояли не только духовным, но и светским нововведениям. В их среде развивались изуверские секты; сотни и тысячи раскольников подвергли себя самосожжению («огненному крещению»). В 1656 г. защитники старых обрядов были отлучены от церкви и стали преследоваться. Ослабленная расколом, русская церковь все больше попадала под влияние самодержавной власти, которая использовала религию как идеологию формирующейся абсолютной монархии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: