В деятельности различных подсистем

Не случайно в мировой практике легче получить статус про­фессионала в технической подсистеме, значительно труднее — в биологической и чрезвычайно трудно — в социальной.

Можно привести очень большой список общепризнанных выдающихся конструкторов, изобретателей, рабочих, физиков и других специалистов-техников; значительно меньше — выдаю­щихся врачей, ветеринаров, биологов и т.д.; на пальцах можно перечислить выдающихся руководителей государств, организа­ций, глав семей и т.д.

Среди выдающихся персоналий, работавших с технической подсистемой, достойное место занимают: И. Кеплер (1571 — 1630) — немецкий астроном; И. Ньютон (1643—1727), английский математик, механик, астроном и физик; М.В. Ломоносов (1711—1765) — рос­сийский естествоиспытатель; П.С. Лаплас (1749—1827) — фран­цузский математик, астроном, физик; А. Эйнштейн (1879—1955) — физик-теретик, один из основателей современной физики; С.П. Королев (1906/07—1966) — советский конструктор и др.

Среди выдающихся персоналий, работавших с биологиче­ской подсистемой, можно назвать следующих: Гиппократ (ок.460 — ок. 370 до н. э.) — древне-греческий врач, материа­лист; К. Линней (1707—1778) — шведский естествоиспытатель; Ч.Р. Дарвин (1809—1882) — английский естествоиспытатель; В.И. Вернадский (1863—1945) — естествоиспытатель, гео- и био­химик и др.

Среди персоналий, работавших в социальной подсистеме, нет общепризнанных лидеров. Хотя по ряду признаков к ним относят российского царя Петра I, американского бизнесмена Г. Форда и других личностей.

Социальная система может включать биологическую и техни­ческую подсистемы, а биологическая — техническую (рис. 2).


Социальная подсистема (человек — субъект и объект управления)


Биологическая подсистема (человекобъект управления)


Техническая подсистема

(человек в ней отсутствует)

Рис.2. Взаимодействие подсистем

Кроме основной, системы имеют следующую классификацию:

· искусственные и естественные,

· открытые и закрытые,

· детерминированные и стохастические,

· жесткие и мягкие.

В дальнейшем каждый подвид системы буем именовать также системой ввиду большого набора организаций, включае­мых в них. Таким образом мы будем говорить о технической, биологической, социальной, искусственной и других системах.

Искусственные системы создаются человеком для реализации заданных программ или целей. Например, конструкторское бю­ро, клуб любителей пива, компьютер, спутниковый комплекс.

Естественные системы создаются природой, человеком, а, возможно, и Богом для реализации целей мирового существова­ния. Например, система мироздания, циклическая система зем­лепользования, муравейник.

Открытые системы характеризуются открытым характером связей с внешней средой и сильной зависимостью от нее. На­пример, коммерческие фирмы, средства массовой информации.

Закрытые системы характеризуются преимущественно внут­ренними связями и создаются для удовлетворения потребностей своего персонала и учредителей. Например, профсоюзы, поли­тические партии, семья на Востоке.

Детерминированные (предсказуемые) системы функционируют по заранее заданным правилам, с заранее определенным резуль­татом. Например, обучение студентов в институте, производство типовой продукции.

Стохастические (вероятностные) системы характеризуются трудно предсказуемыми входными воздействиями внешней и (или) внутренней среды и выходными результатами. Например, исследовательские подразделения, предпринимательские компа­нии, игра в русское лото.

Мягкие системы характеризуются высокой чувствительностью к внешним воздействиям, а вследствие этого — слабой устойчи­востью. Например, система котировок ценных бумаг, новые ор­ганизации, человек при отсутствии твердых жизненных целей.

Жесткие системы — это обычно авторитарные, основанные на высоком профессионализме небольшой группы руководите­лей, организации. Такие системы обладают большой устойчиво­стью к внешним воздействиям и слабо реагируют на небольшие воздействия. Например, церковь, авторитарные государственные режимы.

Кроме того, системы могут быть простыми и сложными, ак­тивными и пассивными.

Каждая организация должна обладать всеми признаками сис­темы. Выпадение хотя бы одного из них неизбежно приводит организацию к ликвидации. Таким образом, системный характер организации — это необходимое условие ее деятельности. Про­анализируем далее, к чему может привести организацию отсут­ствие данных признаков системы (табл. 1.2).

С понятием системы связана широта подхода при анализе и синтезе различных организационных образований. Речь идет о системном, комплексном и аспектом подходах. Системный под­ход требует учета всех ключевых элементов (внутренних и внешних), влияющих на принятие решений. Комплексный под­ход требует составления приоритетов ключевых элементов и уче­та наиболее важных элементов. Аспектный подход довольствует­ся учетом отдельных ключевых элементов при анализе или син­тезе организационных образований.

Системный подход требует наибольших затрат ресурсов и времени. Если это оправдано, то его использование целесооб­разно. Соответственно комплексный и аспектный подходы более дешевые, но увеличивается погрешность при обработке недоста­точных данных и в результатах решения.

Таблица 1.2. Возможные результаты при нарушении

целостности системы

Наименование отсутствующего признака Возможный результат в деятельности организации
Множество элементов Нехватка ресурсов, не все состав­ляющие технологического процес­са имеются в наличии
Единство главной цели у всех элементов Отсутствие единой сплоченной команды
Связи между элементами системы Каждый элемент организации бу­дет обособлен от общего дела (нет возможности проявления закона синергии)
Относительная самостоятельность элементов системы (касается пер­сонала) Отсутствие возможности проявле­ния творческого подхода (не реа­лизуется потребность в самовыра­жении, самопроявлении)
Четко выраженное управление Наличие хаоса и анархии в произ­водственной деятельности

Основная литература:

4. Виханский, О. С., Наумов, А. И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: учебник. / М.: Изд-во МГУ, 2010. – 528 c.

5. Веснин В.Г. Основы менеджмента. - М.: Проспект, 2011.

6. Коротков, Э.М. Менеджмент: учебник для бакалавров / Э.М. Коротков – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2013. – 640 с. – Серия: Бакалавр. Углубленный курс.

Дополнительная литература:

4. Основы менеджмента / Под ред. И.Ю. Солдатовой. – М.: Дашков и К, 2006. – 256 с.

5. Котлер Ф. Маркетинг, менеджмент. – СПб.: Питер, 2006. – 816 с.: ил.

6. Огарков А.А. Управление организацией: учебник. – М.: Эксмо, 2008.

7. Поршнев А.Г. Управление организацией: учебник / Поршнев А.Г., Румянцева З.П., Саломатин Н.А. – М.: ИНФРА-М, 2008.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: