1. Поперечные срезы. Это одноразовое исследование большой группы людей.
2. Лонгитюдное исследование или продольный метод. Это метод изучения небольшого количества людей длительное время.
3. Формирующая стратегия. Изучаются отдельные стороны психики в процессе их активного формирования, т.е. при целенаправленном обучении и воспитании. Эта стратегия еще называется экспериментально-генетическая.
Классификация методов
Существуют различные классификации и типологии психологических методов. Например, все методы можно разделить на два класса: субъективные и объективные. К субъективным методам относят интроспекцию, которая привела науку к кризису в начале ХХ-го века. В основе объективных методов лежит принцип единства сознания и деятельности. Все эмпирические методы сбора психологической информации должны быть объективными. Эмпирические методы делятся на основные и вспомогательные.
Основные методы: наблюдение, опрос, эксперимент, тестирование, моделирование. Вспомогательные: все остальные, например, контент-анализ, биографический метод, изучение продуктов деятельности, графический метод, анализ независимых характеристик и т.д.
|
|
Н.И.Шевандрин проклассифицировал методы, используемые психологией в связи с обучением и воспитанием:
1. Феноменологизации и концептуализации.
2. Исследования и диагностики.
3. Обработки и интерпретации.Для обработки полученных данных чаще всего используются статистические методы.
4. Коррекции и терапии.Эти методы направлены на решение каждодневных практических проблем общности людей.
5. Мотивирования и управления.Эти методы позволяют побуждать субъектов к деятельности и обеспечивать оптимальное функционирование отдельных личностей и групп.
6. Обучения и развития.Эти методы обучения и развития личности или группы используют потенциал межличностного взаимодействия для повышения эффективности усвоения конкретных знаний, умений и навыков.
7. Конструирования и творчества.Эти методы позволяют задействовать потенциал группового взаимодействия для целей алгоритмизированного (по правилам) или полностью спонтанного порождения чего-либо нового: решение конфликтной ситуации, разработка технического устройства, методики обучения и т.п.
Между перечисленными методами нет жестких границ, они взаимосвязаны и дополняют друг друга.