Общая информация о трансфере технологий

Обычно термин "трансфер технологий" подразумевает передачу технологии, разработанной в университете или другой исследовательской организации, в промышленность.

Основными целями университетов и научно-исследовательских организаций при трансфере технологий являются:

- содействие коммерциализации результатов научных исследований;

- вознаграждение, сохранение и подбора профессорско-преподавательского состава;

- создание более тесных связей с промышленностью;

- создание дохода и содействие экономическому росту.

Трансфер технологий — процесс передачи (продажи, обмена) структурированных, обладающих достаточной полнотой знаний, име­ющий целью организацию производства конкурентоспособной про­дукции, соответствующей рыночным потребностям.

Коммерциализация технологий — элемент трансфера, при кото­ром потребитель (покупатель) выплачивает вознаграждение владельцу (который может быть, а может и не быть разработчиком) технологии в той или иной форме и размерах, определяемых договорными усло­виями. К коммерческим формам передачи технологий относятся ли­цензионные соглашения, инжиниринг, контракты на проведение со­вместных НИОКР, инвестиционные и другие виды соглашений, связанные с уступкой, передачей и защитой прав на интеллектуаль­ную и промышленную собственность.

Диффузия научно-технических знаний (в отличие от коммерциа­лизации технологий) является некоммерческим элементом трансфера научно-технических достижений. Эта форма реализуется либо тогда, когда владелец научно-технического знания не осознает, не имеет воз­можности или не заинтересован в его коммерциализации, либо тогда, когда само знание, являясь фундаментальным, базовым, не подлежит коммерциализации. Процесс диффузии имеет двоякую природу: с одной стороны, он выступает как элемент промышленного шпиона­жа, с другой — как элемент международного научного обмена.

Практическая реализация результатов инновационной деятельно­сти осуществляется на рыночном этапе инновационной деятельности, основным содержанием которого является организация массового производства и освоение рынка. На этом этапе инновация становится товаром, который проходит все присущие товару стадии жизненного цикла:

- внедрение на рынок;

- расширение рынка;

- зрелость;

- спад.

Приоритетное значение фундаментальной науки в развитии инно­вационных процессов определяется тем, что она выступает в качестве генератора идей, открывает пути в новые области знания. Но положи­тельный выход фундаментальных исследований в мировой науке со­ставляет лишь 5%. В этой связи фундаментальные исследования долж­ны финансироваться в основном за счет государства.

Примерно 85—90% НИР дают результаты, пригодные для даль­нейшего практического использования; на стадии ОКР 95—97% работ заканчиваются положительно. В условиях снижения ассигнований на науку соотношения (в процентах) между фундаментальными ис­следованиями, прикладными исследованиями и опытно-конструк­торскими работами увеличиваются в сторону ОКР: в 1990 г. — 11:34:55; в 1996 г. — 16:16:68. Подобная ситуация ориентирует на применение заимствованных научно-технических достижений и не может обеспе­чить значительное внедрение базисных и улучшающих инноваций.

Следует отметить, что полностью все фазы процесс инновации проходит, как правило, только в случае крупных качественных инно­вационных изменений. При частичных, а также количественных из­менениях инновационный процесс включает фазы, которые необхо­димы для обеспечения соответствующей конкретной инновации.

Как правило, любая инновационная технология от идеи до получения дохода от коммерциализации проходит приблизительно одинаковый путь, состоящий из следующих основных этапов:

1 Выявление объекта интеллектуальной собственности и определение прав собственности.

2 Оценка коммерческого потенциала технологии.

3 Выбор оптимального способа правовой охраны технологии.

4 Патентование.

5 Передача технологии в промышленность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: