Обычно термин "трансфер технологий" подразумевает передачу технологии, разработанной в университете или другой исследовательской организации, в промышленность.
Основными целями университетов и научно-исследовательских организаций при трансфере технологий являются:
- содействие коммерциализации результатов научных исследований;
- вознаграждение, сохранение и подбора профессорско-преподавательского состава;
- создание более тесных связей с промышленностью;
- создание дохода и содействие экономическому росту.
Трансфер технологий — процесс передачи (продажи, обмена) структурированных, обладающих достаточной полнотой знаний, имеющий целью организацию производства конкурентоспособной продукции, соответствующей рыночным потребностям.
Коммерциализация технологий — элемент трансфера, при котором потребитель (покупатель) выплачивает вознаграждение владельцу (который может быть, а может и не быть разработчиком) технологии в той или иной форме и размерах, определяемых договорными условиями. К коммерческим формам передачи технологий относятся лицензионные соглашения, инжиниринг, контракты на проведение совместных НИОКР, инвестиционные и другие виды соглашений, связанные с уступкой, передачей и защитой прав на интеллектуальную и промышленную собственность.
|
|
Диффузия научно-технических знаний (в отличие от коммерциализации технологий) является некоммерческим элементом трансфера научно-технических достижений. Эта форма реализуется либо тогда, когда владелец научно-технического знания не осознает, не имеет возможности или не заинтересован в его коммерциализации, либо тогда, когда само знание, являясь фундаментальным, базовым, не подлежит коммерциализации. Процесс диффузии имеет двоякую природу: с одной стороны, он выступает как элемент промышленного шпионажа, с другой — как элемент международного научного обмена.
Практическая реализация результатов инновационной деятельности осуществляется на рыночном этапе инновационной деятельности, основным содержанием которого является организация массового производства и освоение рынка. На этом этапе инновация становится товаром, который проходит все присущие товару стадии жизненного цикла:
- внедрение на рынок;
- расширение рынка;
- зрелость;
- спад.
Приоритетное значение фундаментальной науки в развитии инновационных процессов определяется тем, что она выступает в качестве генератора идей, открывает пути в новые области знания. Но положительный выход фундаментальных исследований в мировой науке составляет лишь 5%. В этой связи фундаментальные исследования должны финансироваться в основном за счет государства.
|
|
Примерно 85—90% НИР дают результаты, пригодные для дальнейшего практического использования; на стадии ОКР 95—97% работ заканчиваются положительно. В условиях снижения ассигнований на науку соотношения (в процентах) между фундаментальными исследованиями, прикладными исследованиями и опытно-конструкторскими работами увеличиваются в сторону ОКР: в 1990 г. — 11:34:55; в 1996 г. — 16:16:68. Подобная ситуация ориентирует на применение заимствованных научно-технических достижений и не может обеспечить значительное внедрение базисных и улучшающих инноваций.
Следует отметить, что полностью все фазы процесс инновации проходит, как правило, только в случае крупных качественных инновационных изменений. При частичных, а также количественных изменениях инновационный процесс включает фазы, которые необходимы для обеспечения соответствующей конкретной инновации.
Как правило, любая инновационная технология от идеи до получения дохода от коммерциализации проходит приблизительно одинаковый путь, состоящий из следующих основных этапов:
1 Выявление объекта интеллектуальной собственности и определение прав собственности.
2 Оценка коммерческого потенциала технологии.
3 Выбор оптимального способа правовой охраны технологии.
4 Патентование.
5 Передача технологии в промышленность.