Самостоятельная работа. 1. Самостоятельно подготовиться к дискуссии на тему «Кибернетика и синергетика: взаимосвязь и различия»

1. Самостоятельно подготовиться к дискуссии на тему «Кибернетика и синергетика: взаимосвязь и различия».

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная литература:

1. Горелов А.А. Концепции современного естествознания: учеб. пособие. – М.: Академия, 2010. – 510 с.

2. Канке А.А. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов. – М.: Логос, 2003. – 367 с.

3. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. – М.: Высшая школа, 2003. – 334 с.

4. Садохин А.П. Концепции современного естествознания: учеб. для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАТА, 2012. – 448 с.

Дополнительная литература:

1. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов. – М.: ИВЦ «Маркетинг»; Новосибирск: Изд-во ЮКЭА, 2000. – 832 с.

2. Концепции современного естествознания: Ответы на экзамен. вопросы / под. ред. А.С. Борщова. – М.:. Экзамен, 2006. – 222 с.

3. Концепции современного естествознания: учеб. пособие для вузов. – Ростов н/Дону: Феникс, 2003. – 448 с.

4. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания: учеб. пособие для вузов. – М.:. Гардарики, 1999. – 476 с.

Интернет-ресурсы:

1. Все о минерально-сырьевой базе и недропользовании в России / https://www.geoinform.ru/

2. Информационный вестник Вавиловского общества генетиков и селекционеров / https://www.bionet.nsc.ru/vogis/

3. Междисциплинарный научный сервер / https://www.scientific.ru/

4. Научно-популярный и образовательный журнал «Экология и жизнь» / https://www.ecolife.ru/

5. Популярный сайт о фундаментальной науке «Элементы». Новости науки / https://elementy.ru/

6. Российский фонд фундаментальных исследований / https://www.rfbr.ru/

7. Сайт фонда им. В.И. Вернадского и журнала «Ноосфера» / https://www.vernadsky.ru/

8. Сайт Российской академии естествознания / https://www.rae.ru/

9. Сайт С.П. Курдюмова «Синергетика» / https://spkurdyumov.narod.ru/

10. Университетская библиотека / http: // www.biblioclub.ru

Вопросы для подготовки к зачету

1. Концепции современного естествознания: содержание, цели и задачи курса.

2. Научная картина мира: понятие, структура, функции.

3. Понятие науки. Функции науки. Наука и иные формы постижения бытия.

4. «Преднаука» и наука. Основные этапы развития науки.

5. Специфика научного знания.

6. Наука как социальный институт.

7. Уровни и формы научного познания.

8. Понятие научного метода. Классификация научных методов познания.

9. Интернализм и экстернализм в трактовке факторов развития науки.

10. Механическая картина мира.

11. Электромагнитная картина мира.

12. Квантово-полевая картина мира.

13. Индуктивизм и дедуктивизм как классические модели научного знания.

14. Концепция развития науки Т. Куна.

15. Наука и ценности техногенной цивилизации.

16. Стандартная концепция науки: принцип верифицируемости.

17. Модель науки К. Поппера: принцип фальсифицируемости.

18. Проблема дифференциации и единства науки.

19. Физика: предмет, структура, методы. Взаимосвязь физики и других областей знания.

20. Понятие физического закона. Динамические и статистические закономерности, их специфика.

21. Физические взаимодействия. Основные типы физических взаимодействий. Теория «великого объединения».

22. Структурные уровни организации физической реальности.

23. И. Ньютон – основоположник классической механики. Законы И. Ньютона.

24. Модели строения атома: Томсон, Резерфорд и Бор.

25. Принципы неопределенности В. Гейзенберга и дополнительности Н. Бора.

26. Корпускулярно-волновой дуализм, его сущность.

27. Элементарные частицы, их свойства и классификация. Теория кварков.

28. Специальная и общая теории относительности А. Эйнштейна и их влияние на современное естествознание.

29. Современные представления о пространстве и времени.

30. Начала термодинамики. Понятие энтропии. Порядок и беспорядок в природе.

31. Неравновесная термодинамика и живые системы.

32. Понятие рациональности. Исторические типы рациональности.

33. Основные проблемы современной космологии. Антропный принцип в космологии.

34. Современная модель Вселенной.

35. Структурная самоорганизация Вселенной: рождение и эволюция планет, звезд, галактик.

36. Земля как планета Солнечной системы.

37. Биоэтика: понятие, предпосылки становления, структура и проблемное поле.

38. Системный подход в современной науке.

39. Синергетика как новое миропонимание.

40. Синергетические представления экономического развития и менеджмента.

41. Биология как система наук о живой природе: предмет и методы. Проблема интеграции биологического знания.

42. Социобиология: основные постулаты.

43. Развитие эволюционных идей в биологии. Эволюционная теория Ч. Дарвина.

44. Синтетическая теория эволюции.

45. Система органического мира: иерархия, уровни.

46. Свойства и сущность «живого», отличие от «неживого». Основные концепции происхождения жизни.

47. Строение и эволюция биосферы.

48. Общая характеристика клетки как сложной самоорганизующейся системы.

49. Основы генетики. Генетический код и его свойства.

50. Геномные исследования и человек.

51. Предмет и методы химического знания. Основные концептуальные уровни химического знания. Роль химии в современном обществе.

52. Современное представление о химической связи. Типы химических связей.

53. Экология: предмет и методы исследования. Экологическое сознание. Экологический кризис и будущее цивилизации.

54. Социальная экология.

55. Концепция глобального эволюционизма.

56. Концепция ноосферы и ее научное обоснование.

57. Кибернетика: предпосылки возникновения, предмет, основные проблемы. Кибернетика и синергетика.

58. Происхождение и эволюция человека. Факторы эволюции современного человека.

59. Современная наука о человеческой психике и сознании.

60. Тенденции развития современного естествознания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: