Древние Помпеи

Улицы этого древнего города были украшены фонтанами и другими искусно оформленными водоемам: вода лилась то из разинутой пасти животного, то из опрокинутого сосуда с сидящим на нем петухом. Дома в основном одноэтажные, реже двухэтажные, и напоминают маленькие крепости, так как выходят на улицу глухими, без окон, стенами. Через входной портик посетитель попадал в короткий коридор, ведший прямо к атриуму - главному помещению в доме. При входе в него располагались домашние алтари с изображениями богов и маски предков. Освещался атриум через отверстие в крыше, в которое также стекала дождевая вода, наполняя неглубокий бассейн в центре помещения. По углам бассейна стояли четыре колонны, поддерживавшие крышу. В атриуме собиралась семья, здесь принимали гостей, вели деловые разговоры. Сюда же выходили небольшие кубикулы - спальни. Прямо за атриумом располагалась комната, называвшаяся таблинум - это супружеское ложе. По бокам таблинума находились триклинумы - столовые. В богатых домах имелся еще перистиль - дворик с внутренней колоннадой, где устраивали сады с водоемами и статуями.

Интерьеры помпейских домов украшались фресковыми росписями. Археологи, делавшие раскопки, даже стали называть здания по сюжету фресок, связанному с личностью владельца. Примером может служить роспись зала на вилле Мистерий. Загадочное их содержание исследователи связывают с дионисийским культом (очищение через групповые оргии). По-видимому, хозяйка виллы была жрицей этого культа, кстати, запрещенного в Риме специальным указом Сената.

Технология римской настенной живописи была довольно сложной и многодельной. Предполагается, что после нанесения многослойной грунтовки, заключавшей в себе истолченный в порошок мрамор, роспись делали с помощью комбинирования пигментов, приготовленных на воске и яйце. Затем шла полировка шерстью, после чего шелковой кистью наносился расплавленный с растительным маслом воск. Вслед за этим к стенам подносили раскаленные угли из чернильного ореха и снова разглаживали и полировали поверхность чистым полотном. Однако римляне покрывали стены своих домов не только росписью. Их облицовывали мрамором, иногда гранитом. В I веке н. э. особенно популярным стал такой вид декора, как мозаика. Она могла украшать и пол, и потолок, и даже колонны. Существовал также особый жанр мозаики, называемый эмблемата. Это были изделия особенной красоты и тщательности исполнения, предназначенные для неспешного разглядывания. Часто они покупались как станковые произведения и включались в разнообразные декоративные схемы интерьера.

Наиболее впечатляющий предмет такого рода - мозаика, изображающая битву Александра Македонского с царем Дарием, - был найден в Помпеях в "доме Фавна". Дом этот, название которому дала бронзовая скульптура танцующего Фавна, являет собой лучший образец жилой постройки того периода. Цельность интерьера достигнута благодаря контрастному сочетанию разнообразных мозаичных полов со строгими оштукатуренными стенами, украшенными рельефами. Всяческого восхищения и воспроизведения в оформлении современных домов заслуживает прием направленного естественного света от окна - на эмблемату или другое произведение искусства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: