институтов общества

Институты Функции Основные роли Физические черты Символические черты
семьи и брака репродуктивная, воспитательная отец, мать дом, обстановка кольца, обручение, контракт
экономические добывание пищи, одежды, жилья работодатель, наемный, покупатель, продавец. фабрика, офис, магазин деньги, торговля, марка
политические поддержание законов, правил и стандартов законодатель, субъект права общественные здания и места кодекс, флаг
образование социальное приобщение к базисным ценностям и практикам учитель, ученик школа, институт, академия диплом, степень, аттестат
религиозные углубление веры, соборные отношения пастор, прихожанин, монашка собор, костел, церковь крест, алтарь, библия, коран

Предназначение социальных институтов – удовлетворять жизненные потребности людей. Внутри каждого института есть более мелкие образования. Это тоже институты, но их называют неглавными. К примеру, в семейно-брачных социологи находят институт отцовства, материнства, родовой мести.

В отличие от основных институтов общества, неглавные (неосновные) институты выполняют специализированные задачи.

Социальные институты служат индикатором социальной стабильности общества. В стабильном обществе функции социальных институтов четкие, понятные, неизменные. В нестабильном обществе функции многозначны и постоянно меняющиеся.

2. Институты – постоянно развивающиеся системы, которые усложняются и модернизируются. Этому сопутствует процесс институционализации.

Термин “ институция ” в переводе означает установление, обычай, порядок. Отсюда и слово “институционализация”, обозначающее закрепление в виде закона или социальной нормы принятого порядка.

Институционализация – это процесс, когда некая общественная потребность начинает осознаваться как общесоциальная, а не частная, и для ее реализации в обществе устанавливаются особые нормы поведения, готовятся кадры, выделяются ресурсы.

Ряд ключевых социальных потребностей, которые порождают процессы институционализации определил Г. Ленский:

ü потребность в коммуникации (язык, образование, связь, транспорт);

ü потребность в производстве продуктов и услуг;

ü потребность в распределении благ (привилегий);

ü потребность в безопасности граждан, защите их жизни;

ü потребность в поддержании системы нравственности;

ü потребность в социальном контроле за поведением членов общества (религия, мораль, право).

Институционализация может осуществляться двумя путями:

ü возникновением новых социальных институтов;

ü изменением и совершенствованием уже имеющихся социальных институтов.

Первый путь обычно связан с радикальными переменами в жизни страны, например, получение независимости, что предполагает создание собственной системы управления.

Второй путь развития институционализации в большей степени связан с эволюционными процессами реформирования уже имеющихся социальных институтов.

Большое внимание изучению вопросов институционализации уделял Т.Парсонс. Он выделял два источника изменения социальных институтов:

ü внешние факторы (связаны с изменением ценностных ориентаций, способов духовного освоения социальной реальности);

ü внутренние факторы (связанные с неэффективностью социальных институтов удовлетворять в полной мере социально-значимые потребности).

Институционализация – это процесс, позволяющий сформировать четкую статусно-ролевую структуру общества и тем самым повысить степень организованности и эффективности его жизнедеятельности.

Лекция № 10. СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ И НЕРРАВЕНСТВО

1. Социальная стратификация и ее измерительные линейки.

2. Теория социальной стратификации и мобильности П.Сорокина.

3. Исторические типы стратификации.

4. Стратификационный профиль и профиль экономического неравенства.

5. Депривация и ее типы.

1. Стратификация – иерархическая система неравенства, формирующая различные слои (страты) общества.

Стратификация почти отсутствовала в первобытном обществе, так как неравенство в нем было незначительным. Очень сильно неравенство выражено в сложных обществах, где люди поделены по доходам, уровню образования, власти. В результате чего возникли касты, потом сословия, а позже – классы.

Каждая страта (слой) объединяет в себе людей, которые имеют приблизительно одинаковые доходы, образование, престиж, власть.

Стратификация имеет четыре оси координат (линейки стратификации), которые расположены вертикально и рядом друг с другом: доход, власть, образование, престиж.

Рис. Линейка стратификации

Доход – количество денежных поступлений индивида или семьи за определенный интервал времени (месяц, год).
руб. год люди

страта

страта

доход образование власть престиж

Доходы, как правило, тратятся на поддержание жизни. Если они высоки, то накапливаются и превращаются в богатство.

Богатство – накопленные доходы, количество наличных или вещественных денег.

Именно богатство и доходы создают экономическое неравенство в обществе.

Образование - измеряется числом лет обучения в государственном или негосударственном образовательном учреждении.

Власть - измеряется количеством человек, на которых распространяется принимаемое вами решение.

Суть власти – заключается в способности навязывать свою волю, вопреки желанию людей. Власть в сложном обществе институционализирована, т.е. охраняется законом, окружена привилегиями. Поэтому люди, обладающие в обществе тем или иным видом власти – политической, экономической, религиозной, - составляют институционализированную элиту.

Три шкалы стратификации (доход, образование, власть) – имеют объективные единицы измерения (руб., год., чел.). Четвертая шкала – престиж является субъективным показателем.

Престиж – уважение, каким в общественном мнении пользуется та или иная профессия, должность, род занятий.

2. Согласно воззрениям П.Сорокина, суть теории социальной стратификации и мобильности заключается в том, что общество делится на страты (слои), которые различаются между собой по: уровню доходов, видам деятельности, политическим взглядам, культурным ориентациям и т.д.

К основным формам расслоения общества относятся: экономическая, политическая, профессиональная.

Проблему социального равенства, по мнению Сорокина, можно решить благодаря предоставлению каждому человеку материальных и духовных благ «по степени его личного социально полезного труда».

Он также считал, что достичь социального равенства в обществе можно только тогда, когда все граждане равны перед законом, имеют равное право занятия публичных должностей, равные политические права и права на получение образования.

Социальная стратификация и социальная мобильность – это неизбежное естественное явление, считал П.Сорокин. Меняя свое экономическое положение, профессию или политические взгляды, человек переходит в другую страту – это и есть мобильность. Сорокин выделял два типа мобильности: горизонтальную и вертикальную.

3. Обобщающим показателем стратификации является статус. Так предписанный статус характеризует жесткозакрепленную систему стратификации, т.е. закрытое общество. (Примером закрытого общества являются: рабство, касты, сословия).

Закрытое общество - это общество, где переход из страты в страту запрещен.

Достигаемый статус – характеризует подвижную систему стратификации или открытое общество. (Примером открытого общества является общество классовое).

Открытое общество – это общество, где переход из страты в страту свободный. В социологии известны четыре исторических типа стратификационных систем: рабство, касты, сословия, классы.

рабство, касты, сословия закрытое общество
классы открытое общество

Рабство – экономическая, социальная и юридическая форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и полной степенью неравенства.

Различают две формы рабства: патриархальное и классическое.

Каста – это закрытая социальная группа, членством в которой человек обязан исключительно рождением.

Сословие – социальная группа, обладающая закрепленными обычаями или юридическими законами и передаваемыми по наследству правами и обязанностями.

Для сословной системы, включающей несколько страт, характерна иерархия, выраженная в неравенстве их положения и привилегий. Сословия основывались на земельной собственности.

Развитие промышленности и торговли оттеснило землю как экономический ресурс на второй план. Появились новые формы экономической деятельности, что привело к возникновению таких профессий, как «банкир», «коммерсант». Крестьяне разорялись и уходили в города, где превращались в наемных рабочих. Все эти категории людей формировали новую социальную страту, которую не знало общество традиционного типа. Новую реальность лучше всего отражало понятие «класс». Под классом понималась социальная группа людей, выходцев из низов, способных свободно продвигаться наверх в зависимости от своего таланта и трудолюбия.

В социологии понятие «класс» используется в двух смыслах. В широком смысле:

класс – это большая социальная группа людей, владеющих или не владеющих средствами производства, занимающих определенное место в системе общественного разделения труда и характеризующихся специфическим способом получения дохода.

В более узком смысле:

класс – любая социальная группа в современном обществе, отличающаяся от других доходом, образованием, властью, престижем.

В западной социологии предпочтение отдается именно этой трактовке. Более того, согласно второму определению класса, ни при рабовладении, ни при феодализме, классов не было. Они появились при капитализме. Классы – самый молодой и открытый тип стратификации.

4. Для объяснения системы стратификации в социологии используют понятия: стратификационный профиль и профиль экономического неравенства.

Стратификационный профиль – это графическое выражение положения индивидуальных статусов на четырех шкалах стратификации (доход, образование, власть, престиж).

Профиль стратификации (профиль экономического неравенства) – это графическое выражение процентной доли высшего, среднего и низшего классов в составе населения страны.

5. Под депривацией следует понимать любое состояние, которое порождает или может порождать у индивида или группы ощущения собственной обездоленности в сравнении с другими индивидами.

Типы депривации:

ü Экономическая – проистекает из-за неравномерного распределения доходов в обществе и ограниченного удовлетворения потребностей некоторых индивидов и групп.

ü Социальная – объясняется склонностью общества оценивать способности и качества некоторых индивидов и групп выше, чем других, выражая это в распределении социальных вознаграждений.

ü Организмическая – связана с врожденными или приобретенными индивидуальными недостатками человека.

ü Этическая – связана с ценностным конфликтом, возникшим вследствие не совпадения идеалов отдельных индивидов или групп с идеалами общества.

ü Психическая – возникает в результате образования у индивидов или группы ценностного вакуума – отсутствие значимой системы ценностей, в соответствии с которой они могли бы строить свою жизнь.

Тема №11. СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ И МИГРАЦИЯ

1. Социальная мобильность ее виды и типы.

2. Индивидуальная и групповая мобильность и факторы, влияющие на нее.

3. Каналы вертикальной мобильности (по П.Сорокину).

4. Маргинальность и маргиналы.

5. Миграция и причины ее возникновения. Типы миграции.

1. Понятие “социальная мобильность” ввел в социологию известный русско-американский социолог П. Сорокин.

Под социальной мобильностью понимают совокупность социальных перемещений людей между различными позициями в иерархии социальной стратификации.

Существует два основных вида и два типа социальной мобильности.

К основным видам относят:

ü Межпоколенную мобильность, которая предполагает, что дети по отношению к своим родителям занимают более низкую или более высокую статусную позицию.

ü Внутрипоколенную мобильность, которая подразумевает, что один индивид на протяжении всей своей жизни несколько раз меняет статусные позиции. У внутрипоколенной мобильности есть второе название - социальная карьера.

К основным типам социальной мобильности относят:

ü Вертикальную мобильность, которая подразумевает перемещение из одной страты в другую.

В зависимости от направления перемещения вертикальная мобильность может быть восходящей (движение вверх, пример: повышение в должности) и нисходящей (движение вниз, пример: разжалование). Вертикальная мобильность всегда предполагает изменение статуса индивида.

ü Горизонтальную мобильность, которая подразумевает переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на том же уровне. При горизонтальной мобильности не происходит изменение статуса индивида.

Разновидностью горизонтальной мобильности является мобильность географическая.

Географическая мобильность предполагает перемещение индивида или группы из одного места в другое при сохранении прежнего статуса. Она может превратиться в миграцию, если к перемене места жительства индивида добавится перемена статуса.

2. Можно классифицировать социальную мобильность по иным критериям. Различают также:

ü Индивидуальную мобильность, когда социальные перемещения (вверх, вниз по горизонтали) происходят у индивида независимо от других.

На индивидуальную мобильность влияют такие факторы как:

- социальный статус семьи;

- уровень получения образования;

- национальность;

- пол;

- физические и умственные способности;

- внешние данные;

- место жительства;

- выгодный брак и др.

Именно они являются причинами того, что один человек достигает больших успехов, чем другой. Мобильный индивид начинает социализацию в одном классе, а заканчивает в другом.

ü Групповую мобильность - изменение положения социальной группы в системе социальной стратификации.

Причинами групповой мобильности, по мнению П. Сорокина, являются следующие факторы:

- социальные революции;

- военные перевороты;

- смена политических режимов;

- замена старой конституции, новой.

Групповая мобильность происходит тогда, когда повышается или понижается общественная значимость целого класса, сословия, касты, ранга, категории. И имеет место там, где происходит изменение самой системы стратификации.

3. Между стратами нет непроходимых границ, а существуют различные “лифты”, по которым индивиды перемещаются вверх или вниз, так считал П.Сорокин.

В качестве каналов социальной циркуляции используются социальные институты.

ü Армия как социальный институт функционирует в качестве канала вертикальной циркуляции в большей степени в военное время.

ü Церковь – является как нисходящим, так и восходящим каналом циркуляции.

ü Школа, под которой понимаются институты образования и воспитания. Во все века она служила мощным толчком для социального подъема индивидов.

ü Собственность,проявляющаяся в виде богатства и денег – именно они одни из самых простых и действенных способов социального продвижения.

ü Семья и брак становится каналом вертикальной мобильности в том случае, если в союз вступают представители различных социальных слоев.

4. Маргинальность (от французского marginal – побочный, на полях) является особым явлением социальной стратификации. Это понятие описывает положение больших социальных групп людей, занимающих положение «на границах» между стратами.

Маргиналы – это люди, покинувшие одну страту и не адаптировавшиеся к другой. Они находятся на границе двух культур, имеют некоторую идентификацию с каждой из них.

В России к явлению маргинальности впервые обратились в 1987 г. По мнению отечественных социологов, причиной возникновения маргинальных групп является переход общества от одной социально-экономической системы к другой. В России маргинализация охватывает огромные массы населения. Особая озабоченность вызвана увеличением количества стойких маргинальных социальных групп («бомжи», беженцы, беспризорные и т.д.) Но маргиналами могут быть вполне благополучные люди, не определившиеся в нынешней социальной структуре общества.

5. Миграция (от лат. migration - переселение) – смена места жительства, перемещение людей на иную территорию (регион, город, страна и т.д.)

В миграции обычно выделяют четыре вида: эпизодическую, маятниковую, сезонную и безвозвратную.

Важное значение для социального, экономического и демографического развития имеет безвозвратная миграция.

Государство прямо или косвенно воздействует на направление миграций.

Причины миграции могут носить политический, экономический, религиозный и криминальный характер.

Миграция заметно влияет на этнические процессы. В результате миграционного обмена различными этническими совокупностями происходят разнообразные взаимодействия в языке, быте, культуре.

Различают также иммиграцию и эмиграцию.

Миграция – перемещение населения внутри страны.

Эмиграция – выезд за пределы страны на постоянное место жительства или на длительное проживание.

Иммиграция – въезд в данную страну на постоянное место жительства или на длительное проживание.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: