double arrow

Глава VII. Особенности современного этапа развития науки




смысл объективности, как отмечает В. Порус, в контексте евро­пейской христианской культуры был связан с представлением о греховной, «испорченной» природе человека, которая тяготеет над его познавательными устремлениями. Привлекает к себе внима­ние такое понимание принципа объективности: мир полностью определен, если его полнота сложилась с человеком, но незави­симо от мышления.

В современной науке фиксируется неоднозначность в пони­мании объективности. Иногда с нею связывают общезначимость и интерсубъективность. Часто под объективностью подразумева­ют нечто инвариантное и неизменное. Наиболее распространено представление о ней как сочетании и совпадении множества уело-: вий: логических, методологических, философских и др. Незави- ) симость от субъекта при этом остается важной и основополагаю­щей чертой объективности. Однако отождествление интерсубъек­тивности и объективности несостоятельно, поскольку в интерсубъ­ективности, претендующей на то, чтобы знания были общими для всех субъектов (или, как говорит Э. Агацци, в «публичном дискурсе»), присутствует явный конвенциальный контекст. Она предполагает конвенцию, согласие и договоренность как неустра­нимый элемент такого публичного дискурса. Нужно, чтобы было; «очевидное согласие в способе употребления понятия, а без этого ■ научное рассуждение теряет смысл». Следовательно, строгий на-; учный дискурс — это столь же необходимая когнитивная ценность.

Социальные ценности воплощены в социальных институтах и укоренены в структуре общества. Они демонстрируются в про­граммах, постановлениях, правительственных документах, зако­нах и определенным образом выражаются в практике реальных отношений. Свобода, права собственности, равноправие, а также стабильность общества и его динамика — это важные социальные ценности, которые для своего воплощения нуждаются в опреде­ленных социальных условиях и определенном общественном по­рядке, необходимом для их поддержания. Социальные институ­ты обеспечивают поддержку тем видам деятельности, которые базируются на приемлемых для данной структуры ценностях. Со­циальные ценности могут выступать в качестве основания для критики научных изысканий, могут выступать в роли критериев для выбора стандартов поведения. Они вплетены в обществен­ную жизнь, претендуют на то, чтобы быть общезначимыми.


Важным аспектом ценностей является их артикуляция. При этом всегда фиксировалось некоторое несоответствие между цен­ностями артикулированными и выраженными в словах, и ценно­стями, выражаемыми в практике, реальных отношениях, поведе­нии и действии. Важной социальной ценностью является благо­получие. Существуют ценности, связанные с общественным при­знанием и уважением. Система социальных ценностей закрепле­на в праве, традициях, нормах общежития и делового поведения. Общественные ценности направлены на то, чтобы задавать прин­ципы стабильного существования общества, обеспечивать эффек­тивность его жизнедеятельности.

Пересечение социальных и внутринаучных ценностей хоро­шо показано К. Поппером. Знаменитая идея демаркации — раз­деления науки и ненауки, проведенная им в эпистемологии, име­ла эффект, далеко выходящий за рамки сугубо научного позна­ния. Возникла потребность в проведении демаркационной линии между двумя типами общества: открытого и закрытого, — пони­мая при этом, что они составляют ткань единого мирового исто­рического процесса развития.

Центральная в эпистемологии К. Поппера идея фальсифика­ции, выступающая в роли критерия научности (то, что может быть опровержимо в принципе — научно, а то, что нет — догма), по­требовала самокоррекции от общественного организма. Идея фаль­сификации, играющая огромную роль во всей современной фило­софии науки, в приложении к социальному анализу задает весь­ма значимые ориентиры самокоррекции общественного целого, которые чрезвычайно актуальны применительно к реалиям жиз­ни—в том числе и современного российского общества. С точки зрения фальсификации политические деятели только и должны стремиться к тому, чтобы их проекты были как можно более де­тальнее проанализированы и представлены критическому опро­вержению. Вскрытые ошибки и просчеты повлекут за собой более жизнеспособные и адекватные объективным условиям социаль­но-политические решения.

Перекрестный огонь критики, который сопровождает стрем­ление ученого к научной истине, должен иметь место и в соци­альной жизни, по отношению к реальным событиям и процес­сам. Все идеи, приобретающие популярность в социуме, должны




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: