double arrow

Основы философии науки. альных и человеческих ресурсов


альных и человеческих ресурсов. Наука как социальный институт имеет свою собственную разветвленную структуру и использует как когнитивные, так и организационные и моральные ресурсы Наука как социальный институт включает в себя следующие ком поненты:

совокупность знаний и их носителей;

•специфические познавательные цели и задачи;

•определенные функции;

•специфические средства познания и учреждения;

•формы контроля, экспертизы и оценки научных достижений;

•определенные санкции.

Э.Дюркгейм особо подчеркивал принудительный характер ин-ституциональности по отношению к отдельному субъекту, его вне­шнюю силу. Т. Парсонс указывал на другую важную черту ин­ститута — устойчивый комплекс распределенных в нем ролей. Ин­ституты призваны рационально упорядочить жизнедеятельность составляющих общество индивидов и обеспечить устойчивое про­текание процессов коммуникации между различными социальны­ми образованиями. М. Вебер подчеркивает, что институт — это еще и форма объединения индивидов, способ их включения в кол­лективную деятельность, участие в социальном действии.




Развитие институциональных форм научной деятельности предполагало выяснение предпосылок процесса институционали-зации, раскрытие его содержания и результатов.

В древнем и средневековом обществе говорить о науке в ее институциональном значении нельзя, как социального института ее тогда не существовало. В античности научные знания раство­рялись с системах натурфилософов, в Средневековье — в практи­ке алхимиков, смешивались либо с религиозными, либо с фило­софскими воззрениями. Важной предпосылкой становления на­уки как социального института является наличие систематическо­го образования подрастающего поколения. Поэтому некоторые предпосылки институционального ресурса усматривают в школах Древней Греции, в средневековых монастырях и университетах. Сама история науки тесно связана с историей университетского образования, имеющего непосредственной задачей не просто пе­редачу .системы знаний, но и подготовки способных к интеллек­туальному труду и к профессиональной научной деятельности


Глава IX. Наука как социальный институт

людей. Появление университетов датируется ХЦ в., однако в пер­вых университетах господствует религиозная парадигма мировос­приятия, преподавали представители религиозной ортодоксии, стремящиеся подчинить знание вере. Светское влияние проника­ет в университеты лишь спустя 400 лет.

Примечательно, что та система высшего образования, кото­рая имеется в настоящее время, сохранила многие черты устрой­ства и порядка аттестации университетов позднего средневековья. Элитные университеты максимально демонстрируют и артику­лируют ценности и привилегии интеллектуального развития.



Многообразие существующих научных сообществ также пред­стает в статусе научных институтов. Научное сообщество может быть понято как сообщество всех ученых, как национальное науч­ное сообщество, как сообщество специалистов той или иной обла­сти знания или просто как группа исследователей, изучающих оп­ределенную научную проблему. Роль научного сообщества в про­цессе развития науки может быть описана по следующим пози­циям:

• Во-первых, представители данного сообщества едины в по­
нимании целей науки и задач своей дисциплинарной области. Тем
самым они упорядочивают систему представлений о предмете и
развитии той или иной науки.

• Во-вторых, для них характерен универсализм, при котором
ученые в своих исследованиях и в оценке исследований своих кол­
лег руководствуются общими критериями и правилами обосно­
ванности и доказательности знания.

• В-третьих, понятие научного сообщества фиксирует коллек­
тивный характер накопления знания. Оно выступает от имени кол­
лективного субъекта познания, дает согласованную оценку резуль­
татов познавательной деятельности, создает и поддерживает сис­
тему внутренних норм и идеалов, так называемый этос науки.
Ученый может быть понят и воспринят как ученый только в его
принадлежности к определенному научному сообществу. Поэто­
му внутри последнего высоко оценивается коммуникация между
учеными, опирающаяся на ценностно-оценочные критерии его де­
ятельности.



• В-четвертых, все члены научного сообщества придержива­
ются определенной парадигмы — модели (образца) постановки и
решения научных проблем. Как отмечает Т. Кун, парадигма уп-








Сейчас читают про: