double arrow

Основы философии науки. гут сливаться в научные направления, а сами направления зачас­тую начинаются деятельностью научных школ


гут сливаться в научные направления, а сами направления зачас­тую начинаются деятельностью научных школ. Несмотря на раз­личия, научные сообщества, школы и научные коллективы пред­ставляют собой определенного рода порождающие системы, обес­печивающие процесс формирования и развития нового знания.

В современной социологии знания выделяют также и «эпис-темические сообщества». Они представляют собой коллективы и группы людей, работающих во вненаучных специализированных областях. Они также разделяют приоритеты и установки, приня­тые в своей среде, в них достаточно сильны организационные рычаги объединения сообщества. В современный период, в век Большой науки, развитие междисциплинарных институциональ­ных форм стало дополняться еще одним типом организации — промышленными лабораториями, в которых налицо синтез фун­даментальных и прикладных моментов развития науки, а также I интеграция специалистов различного профиля, призванных ре­шать единую задачу. Иногда говорят о возникновении так назы­ваемых «гибридных» организаций ученых, в которых предполага­ется переключение научных работников с одного типа деятельно­сти на другой.




Наука как социальный институт призвана стимулировать рост научного знания и обеспечивать объективную оценку вклада того или иного ученого. Как социальный институт наука отвечает за принятие или отвержение тех или иных научных достижений всем научным сообществом. Члены научного сообщества должны со­ответствовать принятым в науке нормами и ценностям. Поэтому важной характеристикой институционального понимания науки является этос науки.

По мнению Р. Мертона, следует выделять следующие черты научного этоса:

•универсализм — принцип, отражающий объективную приро­
ду научного знания, содержание которого не зависит от того,
кем и когда оно получено; важна лишь достоверность, под­
тверждаемая принятыми научными процедурами;

•коллективизм — принцип, отражающий всеобщий характер
научного труда, предполагающий гласность научных резуль­
татов, их всеобщее достояние;

•бескорыстие — норма, обусловленная общей целью науки —
постижением истины. Норма бескорыстия в науке должна пре-








Сейчас читают про: