Наиболее простым методом обследования слуха является исследование слуха с помощью речи шепотной и обычной разговорной громкости. Слова подбирают с низкой и высокой частотной характеристикой. Например:
санки бабушка
шуба ворона
спички лак
снегурочка ворота
щетка лампа
дедушка радуга
В обычных условиях обследования в обстановке относительной тишины восприятие шепотной речи считается нормой на расстоянии 6 — 7 м.
Если ребенок повторяет слова неуверенно, необходимо приблизиться на 1 м. Затем отмечается расстояние, при котором ребенок повторяет слова уверенно.
Если ребенок не слышит ни одного слова, следует выявить способность к восприятию гласных и согласных звуков: м, н, р, д, г, у, о (низкочастотные); шипящие, и, э (высокочастотные).
В процессе обследования необходимо учитывать общее состояние ребенка: утомляемость, внимание, готовность к выполнению заданий.
Уставший ребенок легко отвлекается, не воспринимает смысл задания. В таких случаях неточные ответы будут результатом неблагоприятного общего состояния и не дадут объективной картины снижения слуха. Отсюда возникают диагностические ошибки.
Если ребенок не владеет устной речью и не понимает словесных поручений, рекомендуется использовать звучащие (бубен, свисток) и озвученные игрушки (птичка, лающая собачка и др.).
Во время обследования необходимо соблюдать определенное условие: надо создавать такую обстановку, при которой ребенок был бы занят делом (играл с мамой, рассматривал картинки, игрушки). В таком случае исключается угадывание звукового сигнала по манипуляции логопеда с озвученными игрушками.
Каждую реакцию ребенка на поданный звуковой сигнал необходимо тщательно фиксировать: ребенок прислушивается, поворачивает голову в сторону источника звука, совсем не обращает внимание на звук.
Предлагаемые приемы проверки слуха не являются достаточно точными и объективными в определении дозировки силы звука, в отношении конечной оценки результатов. Поэтому при выраженных нарушениях слуха необходимо направлять ребенка к специалисту-отоларингологу и делать аудиограмму (исследование слуха с помощью специального прибора — аудиометра).