Возможны три варианта расположения средней линии инструментальной рейки относительно делительной окружности колеса.
1. Средняя прямая производительного контура С-С касается делительной окружности заготовки (рис. 35 б). Средняя линия катится без скольжения по делительной окружности равной ширине впадине рейки по средней линии.
. Это колесо называется колесом с равноделенным шагом.
|
| Рис. 1.35 |
2. Средняя линия С-С смещена (поднята) на величину
, где Х - коэффициент смещения (рис. 1.35 а). По делительной окружности катится без скольжения начальная окружность Н-Н, отстоящая от средней прямой линии на
. Толщина зуба по делительной окружности оказывается больше ширины впадины, что соответствует увеличению ширины впадины производящего контура начальной прямой Н-Н. Из рисунков следует:
| (1.14) |
Коэффициент смещения Х в этом случае считается положительным.
3. Средняя прямая С-С смещена к центру на величину Хm, при чем коэффициент смещения Х считается отрицательным (рис. 1.35 в).
Толщина зуба по делительной окружности тоже определяется по формуле (1.14) и вследствие того, что
, оказывается меньше, чем у колеса с равноделенным шагом.
Зубчатые колеса, нарезанные со сдвигом рейки, называются исправленными колесами. Колеса, нарезанные с положительным сдвигом, называют положительными. А нарезанные с отрицательным сдвигом - отрицательными. Колеса, нарезаемые без сдвига, называют нулевыми колесами.
Для того чтобы, определить к какой из этих групп относится зубчатое колесо, надо определить толщину его зубьев по делительной окружности.
В зависимости от смещений каждого колеса можно получить три типа передач отличающихся расположением начальных и делительных окружностей.
I тип (рис. 1.36 а). Эти окружности совпадают, если передачи удовлетворяют условию
, передача называется нулевой,
то есть, передачи, составленные из колес без смещения и передачи в которых отрицательное смещение одного колеса равно по абсолютной величине положительному смещению другого колеса (равносмещенные).
Межосевое расстояние в этих передачах
называется делительным межосевым расстоянием, а угол зацепления
равен углу профиля производящего контура.
II тип (рис. 1.36 б). В передачах, у которых по делительным окружностям толщина зуба одного колеса больше ширины впадины другого, для зацепления без бокового зазора межцентровое расстояние
должно быть больше а.
Соответственно увеличивается и угол
.
III тип (рис. 1.36 в). Аналогично для передач, у которых по делительной окружности толщина зубьев одного из колес меньше впадины другого, имеем
. Эти передачи получаются при 
|
| Рис. 1.36 |
Геометрический расчет зубчатых передач при заданных смещениях X1 и X2
Для вычисления
и
определяем сначала толщину зуба по начальной окружности.
|
| Рис. 1.37 |
Из (рис. 1.37) с учетом уравнения эвольвенты
имеем:

Подставив значение толщины зуба по делительной окружности:

и учитывая
и
,
где
- шаг по начальной окружности получаем:
| (1.15) |
Для начальных окружностей сумма толщин зубьев равна шагу

Отсюда с учетом формулы (1.15)

по таблице определяем
.
Радиусы начальных окружностей определим из 

из 

.
Радиусы впадин rf1 получаются из условия, что делительная головка режущего инструмента, равная по высоте
, при обработке проходит внутрь делительной окружности на величину
. Отсюда:
,
где
,
,
- делительная окружность,
- высота ножки,
- смещение рейки.
Радиусы вершин
получаются из условия получения радиального зазора
.

