Схема 2. Ключевые понятия интеллектуальной культуры личности

интеллект ↔ культура ↔ общество ↔ личность ↔ информация ↔ развитие ↔ творчество
v Интеллект – рациональное (разумное) познание мира, задающее рациональность действий. v Культура – в самом общем смысле совокупность материальных и духовных ценностей. v Общество – единство людей на основе воспроизводства и рас-пределения ценностей. v Личность – в самом общем смысле социокультурный, социопсихологический индивид. v Информация – в самом широком смысле понятия определенная упорядоченная форма взаимодействия между объектами или субъектами (исследователями) и объектами, мера организованности системы, способ коммуникации субъектов. v Развитие – обогащение связей между элементами, в частности, между сегментами интеллектуальной сферы культуры. v Творчество – в активном созидательном плане потребность и способность творить совершенства в самых несхожих ситуациях, самопорождение ценностей.

Таким образом, интеллектуальная культура – это, с одной стороны, способность к непрерывному образованию, самообразованию и развитию, длящемуся всю сознательную жизнь человека, а с другой стороны, способность к разумным (рациональным) действиям, несмотря на неклассический разрыв между желаниями и убеждениями и самим действием.

Само понятие интеллектуальной культуры заложено ещё мыслителями античной натурфилософии. Так Аристотель отмечал:

v «Между человеком образованным и необразованным такая же разница, как между живым и мертвым».

v «Природа дала человеку в руки оружие - интеллектуальную моральную силу, но он может пользоваться этим оружием и в обратную сторону, поэтому человек без нравственных устоев оказывается существом и самым нечестивым и диким, низменным в своих половых и вкусовых инстинктах». Аристотель называл человека «рациональным животным» и подчеркивал, что «назначение человека в разумной деятельности».

В то же время надо понимать, что интеллектуальная культура личности, несмотря на высшую потребность человека творить совершенства, развивается в эволюционно-диалектическом противоречии между культурой и антикультурой, создавая культурологическую индивидуальность индивида в рамках как здоровых, так и аномальных потребностей, и задавая становление личности как в рамках социального идеала, так и социального лжеидеала. Более того, как отмечает видный американский философ и языковед Дж. Сёрль «не существует теории рациональности как и теории истинности…сущностью философии рациональности является деятельность рассуждения, целенаправленная деятельность сознательных личностей». Многое можно сделать, как в любой науке, в рамках как конструктивно-теоретических, так и эмпирических моделей. Это лишний раз подчеркивает особую роль моделей общего естествознания в интеллектуальной культуре личности и соответственно в эколого-социально-экономической синергетике (в данном контексте термин синергетика буквально означает сотрудничество, «коллективное действие») интеллектуальной сферы культуры современного общества.

Образование, как процесс передачи ценностей, в том числе и качественно новых (инновационных) ценностей, новым поколениям, вводит дисциплинарный подход к сегментам интеллектуальной сферы культуры, который приведен в схеме 3.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: