Комплекс маркетинга играет важную роль в управлении маркетингом. Маркетолог управляет положением предприятия на рынке и спросом посредством изменения уровней параметров комплекса маркетинга. Комплекс состоит из параметров, регулируемых на уровне маркетинга предприятия.
Предложено все многочисленные параметры комплекса маркетинга разделить по четырем классам, элементам – Product, Place, Promotion, Price, или в переводе – Продукт, Место (сбыт), Продвижение, Цена.
На рис. 1.1 приведены конкретные параметры комплекса маркетинга для каждого класса.
КОМПЛЕКС МАРКЕТИНГА «4Р» | |||
1. PRODUCT | 2. PLACE | 3. PROMOTION | 4. PRICE |
Особенности Качество Объем производства Упаковка Принадлежности Ассортимент Инструкции Товарный знак Установка Обслуживание | Каналы сбыта Места продажи Виды посредников Типы сбыта Типы и размещение складов Способы транспортировки и хранения Управление транспортировкой и хранением | Реклама: тип объем канал распределения частота и время выхода Персональные продажи: методы мотивация Стимулирование сбыта | Гибкость Динамика Общий уровень (высокий, средний, низкий) Уровни по территории Ценовая политика Скидки |
Рис. 1.1. Параметры комплекса маркетинга.
|
|
Концепция маркетинга – удовлетворять потребности потребителей – требует от предприятия производить и предлагать на рынке, то что необходимо потребителям. Следуя концепции маркетинга, предприятие для достижения собственных рыночных целей стремится повлиять на решение потребителей о покупке, но может это сделать, предлагая потребителю действительно нужный ему продукт. Следовательно, продукт представляет собой центральный элемент комплекса маркетинга. Работа с продуктом - важнейший инструмент маркетинга и конкурентной борьбы.
Другие элементы комплекса маркетинга – распределение, цена, продвижение, место – являются производными от продукта и основываются на особенностях продукта.
Оценка маркетинговой среды предприятия