Изучение методов составления платежного баланса и измерения его сальдо имеет большое значение для правильного истолкования показателей международных расчетов. Нередко в экономической литературе показатели платежного баланса приводятся без интерпретации их экономического содержания. Это в особенности касается сальдо платежного баланса. Например, показатель дефицита платежного баланса США в 1958 г. имеет одно, а в 1978 г. - совершенно иное экономическое содержание; они по-разному измеряются, и их публикация повлекла за собой различные последствия. Поэтому использование показателей платежного баланса для анализа и сопоставлений подразумевает знание принципов их измерения и заключенного в них экономического содержания, которые претерпели ряд изменений в связи с переменами в экономической обстановке и в международных валютно-кредитных и финансовых отношениях.
Международные платежные отношения прошли длительный путь развития. Вместе с ними развивается и претерпевает определенные изменения методология составления и анализа платежных балансов. Современные формы представления платежного баланса являются результатом длительной эволюции теории платежного баланса и практики его составления.
|
|
Первые попытки учета масштабов и оценки последствий международных экономических операций появились в Англии в конце XIV в. и были связаны с экономическими воззрениями раннего меркантилизма. Стремление предотвратить отлив из страны золота, которое олицетворялось с национальным богатством, вызвало необходимость осмысления природы и оценки масштабов внешней торговли, а затем и других внешнеэкономических операций. Само понятие «платежный баланс» было впервые введено в экономическую теорию Джеймсом Стюартом в 1767 г., но составление платежного баланса и охват входящих в него операций до начала XX в. понимались в разных странах неодинаково.
В период капитализма свободной конкуренции интерес к проблеме учета международных экономических операций и их надлежащего отражения в платежном балансе был обусловлен главным образом стремлением отдельных государств предотвратить отлив золота в периоды экономических и кредитных кризисов, а со стороны экономистов - стремлением объяснить причины нарушения и восстановления платежного равновесия в рамках общей экономической теории равновесия. Однако в указанный период еще отсутствуют достаточно полные и достоверные данные о международных расчетах как из-за несовершенства системы сбора данных о них, так и из-за недостатков теоретического подхода к их осмыслению.
|
|
Практически все видные представители экономической науки, начиная от А. Смита и Д. Рикардо, отдали дань проблеме равновесия платежного баланса, внося новые элементы и представления в процесс составления платежных балансов. Переход капитализма в современную стадию, отмеченный ростом вывоза капитала, быстрым развитием других международных экономических операций, привел к расширению содержания платежных балансов. Одновременно возрастает необходимость и совершенствуется практика учета международных расчетов как следствие усиления роли государства в формировании и урегулировании платежных балансов. Возрастает роль государственных экономических учреждений - казначейства, бюджетных и кредитных органов, таможенных и других учреждений, деятельность которых включает сбор и анализ данных о международных расчетах.
К началу XX в. наиболее полное развитие методы составления платежного баланса получили в США и Великобритании. Первая официальная публикация платежного баланса США была подготовлена министерством торговли в 1923 г. по показателям 1922 г. Предыдущие публикации принадлежали отдельным исследователям и не имели официального характера. Одним из последствий превращения США после первой мировой войны в страну-кредитор и в мировой финансовый центр стал повышенный интерес к составлению баланса международных экономических операций, который был бы достаточно точным и подробным, чтобы служить ориентиром для выработки надлежащей экономической политики. С этой целью министерство торговли США скорректировало данные и методику первой официальной публикации и опубликовало платежный баланс США за 1923 г., данные которого в целях анализа были сгруппированы по трем разделам: текущие операции, движение капиталов, операции с золотом и серебром.
При этом руководствовались следующими принципами: к текущим относились такие операции, которые считались завершенными в течение данного года и не должны были в дальнейшем повлечь за собой платежей или поступлений. В эту рубрику включались как торговые, так и «невидимые» операции. Операциями по движению капиталов являлись такие, в результате которых в будущем ожидалось поступление прибылей или процентов. Операциям с золотом и серебром придавалось важное значение, и они выделялись в особый раздел. Характерно, что в разделе движения капитала были отражены только долгосрочные инвестиции, поскольку о краткосрочных почти не было данных, причем в качестве долгосрочных инвестиций расценивались находящиеся за пределами страны американские денежные средства. Эта форма без существенных изменений сохранялась до начала второй мировой войны.
В 1943 г. американский экономист X. Лэри составил платежный баланс США за 1919-1939 гг. Его форма послужила основой для составления платежного баланса США после второй мировой войны. С 1946 г. квартальные и годовые отчеты о платежном балансе стали печататься министерством торговли США в журнале «Surwey of Current Business». Примерно так же прошел процесс разработки и анализа показателей платежного баланса в Великобритании и ряде других стран. Платежный баланс, составленный Лэри за 1919-1939 гг., и последующие официально опубликованные платежные балансы США и ряда других стран отличаются от предыдущих по форме и по существу. Платежный баланс составлялся как статистическая таблица для анализа финансовой позиции страны по отношению к внешнему миру. Исходя из этого, в платежный баланс включались только сделки, которые завершались наличными платежами. Считалось, что международная торговля влияет на внутреннюю экономику так, что превышение экспорта над импортом и наоборот приводит к изменениям, в основном в области денежного обращения и цен, которые автоматически способствуют восстановлению равновесия в международных расчетах.
|
|
Усиление государственного вмешательства в экономику заставило теоретиков отойти от концепции автоматического регулирования экономики, в частности платежного баланса, стихийными силами рынка. Пересмотру понятия платежного баланса способствовало также развитие методов расчетов национального дохода и валового внутреннего продукта. Современные экономисты считают важным отразить в платежном балансе долю национального продукта, вывезенного в другие страны в виде товаров и услуг, объем поступлений товаров и услуг в страну и методы финансирования разницы между экспортом и импортом. Сальдо текущих операций современного платежного баланса обычно входит в таблицы расчетов валового внутреннего продукта, национального дохода, счетов «затраты-вьшуск».
Формирование мирового хозяйства требовало сопоставления показателей международных расчетов отдельных стран. Поэтому принципы составления платежного баланса отдельных стран подвергаются все большей унификации. Достижению определенного единообразия в представлении данных международных расчетов способствовала деятельность Лиги наций и МВФ.
Эксперты Лиги наций провели работу по стандартизации методики составления платежных балансов. Публикация Лигой наций в 1924 г. данных о платежных балансах 13 стран за 1922 г. положила начало международному сопоставлению этих показателей. В 1927 г. Лигой наций были предложены схема и ряд рекомендаций, в которых за образец брались главным образом платежные балансы США и Англии.
В результате уточнений, внесенных экспертами Лиги наций, была создана схема составления платежного баланса, которая в 1947 г. была опубликована как документ ООН. Он стал итогом деятельности Лиги наций в указанной области, одновременно послужив базой для разработки формы и принципов составления платежного баланса Международным валютным фондом.
МВФ продолжал разработку методики унификации схемы платежного баланса, результаты которой находят отражение в периодически переиздаваемом Руководстве по платежному балансу. В настоящее время публикации платежных балансов стран - членов МВФ осуществляются на основе правил, содержащихся в издании Руководства 1993 г. Предложенная МВФ схема в общих чертах повторяет принятую систему построения статей платежных балансов ведущих стран, но с некоторыми модификациями, которые делают эту схему универсальной и позволяют сравнивать и анализировать платежные балансы не только развитых, но и развивающихся государств, а также государств, осуществляющих переход к рыночной экономике.
|
|
В основе составления платежного баланса лежат два принципа:
· охват всех внешнеэкономических операций страны за определенный период (месяц, квартал, год);
· двойная бухгалтерская запись операций (кредит в конечном счете должен совпадать с дебетом), в результате чего дисбаланс по одним статьям балансируется другими статьями.
Публикуемые платёжные балансы включают следующие основные разделы:
· Торговый баланс
· Баланс по «невидимым операциям»
· Баланс движения капиталов
Платёжный баланс бывает активным, когда поступления в страну превышают её платежи, и пассивным, когда платежи превышают поступления. При пассивном платёжном балансе растёт внешний долг, падает курс национальной валюты, истощаются валютные и золотые запасы. Поэтому основа устойчивости валютно-финансового положения страны – уравновешенность платёжного баланса.
Государственное регулирование платёжного баланса – это комплекс экономических, в том числе валютных, финансовых, денежно-кредитных мероприятий государства, направленных на формирование основных статей платёжного баланса, а также покрытие сложившегося сальдо.
Покрытие дефицита платёжного баланса осуществляется мерами, направленными на стимулирование экспорта, сдерживание импорта, привлечение иностранных инвестиций, ограничение вывоза капиталов. Государственное воздействие на выравнивание платёжного баланса страны осуществляется:
· Усилением прямого государственного контроля за внешнеэкономическими операциями и за вывозом капитала.
· Снижением курса национальной валюты с целью стимулирования экспорта и сокращения импорта.
· Повышением учётной ставки Национального банка для стимулирования притока иностранных капиталов.
· Введением или усилением валютного контроля: блокированием или введением обязательной продажи части валютной выручки экспортёров, сосредоточение валютных операций в уполномоченных банках.
· Диверсификацией валютных резервов путём включения в их состав различных валют, продажей нестабильных и покупкой более устойчивых для обеспечения платёжно-расчётных операций.
Таким образом, платёжный баланс даёт представление об участии страны в мировом хозяйстве, масштабах, структуре и характере её внешнеэкономических связей. Регулирование платёжного баланса позволяет уменьшить внешний долг, поднять курс национальной валюты, стабилизировать валютно-финансовое положение в стране.