Государство и его роль в жизни общества

Организация должна определить с целью устранения причин потенциальных несоответствий для предупреждения их появления. Предупреждающие действия должны соответствовать возможным последствиям потенциальных проблем.

Для предупреждающих действий должна быть разработана документированная процедура для определения требований к

a) установлению потенциальных несоответствий и их причин,
b) оцениванию необходимости действий с целью предупреждения появления несоответствий,
c) определению и осуществлению необходимых действий,

d) записям результатов предпринятых действий,

e) анализу результативности предпринятых предупреждающих действий.

Кирюшкина Марина Сергеевна. Право.

Правоведение как наука и дисциплина

Правоведение – это общественная наука изучающая право, как особую систему социальных норм и различные аспекты правоприменительной деятельности. Правоведение имеет свой предмет исследования – это закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права. Право исследует во взаимосвязи с государством дополняющие друг друга социальные институты, государство издаёт и охраняет право, в праве государство получает своё юридическое оформление и его деятельность осуществляется только на основе права.

Государство и его роль в жизни общества

В научных представлениях о возникновении общества до настоящего времени нет однозначного решения, однако все исследователи выделяют обязательный формальный признак общества – это совокупность индивидов обладающих сознанием и волей. Как доказывает историческая и социологическая науки объединение индивидов в человеческое общество происходит лишь на основе общего интереса. Без общих интересов общество немыслимо, в то же время интересы могут быть не только сходные, но и противоположные. Организованность общества зависит от гармоничного сочетания общих и индивидуальных интересов его членов. Несовместимость этих интересов ведёт к дестабилизации общественной жизни.

Обществом можно назвать только такую совокупность взаимодействующих индивидов, которые связанны между собой интересами, имеющими постоянный и объективный характер, и такие общественные связи обеспечивают нормальное функционирование общества, его воспроизводство и саморазвитие.

Образование общества предшествовало образованию государства. Было время, когда общество существовало, а государства не было. История человеческого общество начинается с образования первобытнообщинного строя. В основе жизни лежала общая собственность на средства производства, распределение продуктов труда осуществлялось на началах равенства. Основой организации была община, род или племя.

Род – это личный, а не территориальный союз. Люди в нём объединялись не по признаку территории, а по родственным связям. Могли перемещаться с одной территории на другую, но их организация при этом сохранялась. Власть носила сугубо общественный характер, властные функции осуществляли все взрослые члены рода. Важную роль в переходе от первобытного к новому обществу сыграло общественное разделение труда. Вызываемое им совершенствование орудий труда дали толчок к росту производительности труда. Общество стало деффиринцироваться по имущественному признаку, появились богатые и бедные, интересы которых противоречили друг другу. Одни стремились к упрочнению своего экономического преимущества, другие к изменению своего зависимого положения. В таких условиях родоплеменная организация власти оказалась бессильной. Требовался властный орган, который смог бы обеспечивать преимущество одних членов общества за счёт других. Такой организацией выделившейся из общества стало государство.

Все государства прошлого и настоящего характеризуются следующими признаками:

1) Территориальная организация населения – и население и территория выступают необходимыми материальными предпосылками возникновения и существования государства. Кровнородственные связи отступают на второй план, население становиться, как бы принадлежностью территории. Проживание на одной территории является фактором объединения населения и подчинения его государству. Следовательно, государство представляет собой единую территориальную организацию власти в его пространственных пределах;

2) Публичная государственная власть – это власть не всего общества, а лишь его части, она стоит над обществом и отделена от него. Такую власть, власть над обществом называют – публичной властью. В свою очередь публичная власть, является формой политической власти. Она характеризуется наличием особого аппарата управления и принуждения, наличием материальной базы (государственное и казённое имущество) и своих источников доходов налогов;

3) Организация государственной и общественной жизни на правовых началах. Среди множества политических организаций, только государство в лице уполномоченных им органов издаёт веления, которые имеют обязательную силу для всего его населения и для самого государства в том числе;

4) Суверенитет государства – это такое свойство государственной власти, которое выражается в её верховенстве и независимости от любой другой власти, как внутри, так и вне государства;

5) Сбор налогов, как необходимый атрибут публичной государственной власти. Государственная организация общества с неизбежностью предполагает сбор налогов для покрытия расходов на содержание и осуществление полномочий государственного аппарата.

Государство - это единая политическая организация общества, распространяющая свою власть на всё население в пределах соответствующих территории проживания имея для этого специальный аппарат управления и принуждения, материальную базу и источники доходов налоги, издаёт юридически обязательные веления и обладает суверенитетом.

Признаки государства, первоначально выраженные в его предпосылках в ходе исторического процесса, развиваются в форму государства. Форма государства - это организация государственной власти, выраженная в форме правления государственного устройства и государственного режима. Следовательно, понятие формы государства охватывает:

1) Организацию верховной власти, источники её образования и принципы взаимоотношений органов власти между собой и населением;

2) Территориальную организацию государственной власти, соотношение государства, как целого с его составными частями;

3) Методы и способы осуществления государственной власти;

Форма правления раскрывает собой организацию верховной власти государства, порядок образования её органов, их взаимодействие между собой и с населением, степень участия населения в их формировании. По форме правления все государства подразделяются на республики и монархии.

Форма государственного устройства – это территориальная организация государственной власти, соотношение государства, как целого с его составными частями. По этому признаку государства делятся на унитарные и федеративные.

Унитарное государство - это государственное образование, имеющее в своём составе лишь административно - территориальные единицы. Для таких государств характерны существование общих высших органов государственной власти, управления, единой судебной системы и конституции.

Федерация - состоит из ряда других государств или государственных образований, членов федерации, каждое из них имеет своё административно – территориальное деление, на ряду с общими, существуют свои собственные высшие и местные органы государственной власти и управления. Аналогично с конституцией и другими законами.

Государственный режим - это совокупность используемых стоящими у власти группами, классами и слоями общества методов и способов осуществления государственной власти. Государственный режим индивидуализирует форму государства, выступает в качестве составной части политического режима, охватывает все элементы политической системы общества. В зависимости от того, какой метод осуществления государственной власти насилия или либерализма, выступает на первый план, различают два основных вида государственных режимов:

1) Авторитарный – антидемократический. Характеризуется ликвидацией или значительным ограничением прав и свобод граждан запрещением опазиционных партий. Ограничением роли выборных государственных органов. Усилением роли исполнительно-распорядительных органов. Сосредоточением огромных властных полномочий в руках главы государства или правительства, сведением роли парламента до положения сугубо формального института, логическим завершением и наиболее опасной формой авторитарного режима является фашизм;

2) Либеральный. Признаки демократического режима – это конституционное провозглашение и частичное осуществление социально-экономических и политических прав граждан. Существование ряда политических партий, в том числе оппозиционных, выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, официальное признание принципа демократической законности и конституционности, а так же принципа разделения властей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: