Индивидуальное учебно-исследовательское задание состоит в разработке курсантами / слушателями учебного проекта.
Проект по экономической теории способствует формированию профессиональных навыков будущего менеджера в сфере экономики. Целью проекта является закрепление теоретических знаний и приобретение навыков самостоятельного анализа процессов происходящих в сфере экономических отношений.
Содержание проекта должно отражать результат самостоятельного исследования избранной темы. В процессе работы по теме исследования формируются и закрепляются навыки самостоятельного анализа теоретического и статистического материала.
Последующая защита проекта отражает кругозор и уровень знания предмета исследования; способность четко и аргументировано излагать свои взгляды.
Тема представляемого проекта должна соответствовать содержанию материала курса экономической теории. Ниже приводится перечень тем научно-исследовательских проектов.Данный перечень не является исчерпывающим. Возможны изменения названия и появление новых тем, но при обязательном условии согласования с научным руководителем.
|
|
Представление в группе одноименных тем не допускается.
Избранную тему проекта и его план следует согласовать с преподавателем. Литература и статистический материал по теме формируются самостоятельно.
Предварительным условием работы над проектом является внимательное изучение учебного материала по теме исследования (лекции, рекомендуемые учебники и учебные пособия). Итогом этого предварительного этапа является формирование предварительного перечня вопросов для рассмотрения, которых необходимо составление списка научной литературы. Библиографический список должен включать не менее 15 – 20 источников.
Следующий, центральный этап – изучение и анализ подобранной литературы и фактологических источников. Актуальная информация для исследования содержится в периодических изданиях: «Экономист», «Экономика Украины», «Менеджер» «Эксперт», а также в сети Интернета.
В результате работы на этом этапе формируется план проекта и его содержание.
Основные требования к проекту:
- самостоятельный характер исследования;
- актуальность исследования;
- использование в работе современного статистического и фактологического материала;
- оформление в соответствии с правилами;
- представление в печатном виде;
- объем 50 – 75 печатных страниц.
Структура проекта включает:
- оглавление с нумерацией страниц
- введение (определяется цель работы, ее актуальность) – Объем 3 – 4стр
- план основной части (2 – 3 главы в которых отражаются теоретические положения исследования, подкрепляемые статистическим или фактическими данными) – Объем 25 –30стр. Как правило, 1 глава – теоретическая характеристика, 2 – пример разных стран, в том числе Украины.
|
|
- заключение (выводы) – объем 2 – 3стр.
- список использованной литературы. Список литературы приводится в следующей последовательности:
1 Законы Украины. Указы Президента Украины. Постановления КМУ. Другие нормативные документы в сфере экономики и управления.
2 Научные источники в алфавитном порядке авторов).
Законченная работа сдается на кафедру для проверки и рецензии преподавателем. Если работа удовлетворяет требованиям – она допускается к защите, о чем делается соответствующая пометка на титульном листе. Отрецензированная работа с замечаниями преподавателя возвращается автору для внесения в конце работы необходимых дополнений по устранению отмеченных преподавателем недостатков.
Защита проекта проводится в учебной группе. Защита включает:
- краткое (5 – 7мин) изложение автором сути исследования и его выводы
- ответы на замечания и вопросы рецензента, в обсуждении участвуют студенты группы.
- защита завершается ответом автора на поступившие в ходе защиты вопросы и замечания.
Лучшие из защищенных проектов могут быть представлены в качестве доклада на студенческой научной конференции или для публикации в сборнике студенческих научных работ.
Студенты не представившие в установленный срок проект или не защитившие его, согласно требованиям кредитно-модульной системы, не набирают необходимое количество баллов для освобождения от экзамена.
Темы научно-исследовательских проектов
1 Бюджетный дефицит и государственный долг: причины возникновения, социально-экономические последствия.
2 «Теневая» экономика в современных условиях: причины, сущность, формы.
3 Конкуренция – ключевая категория рыночных отношений.
4 Предпринимательство как тип хозяйственного мышления и поведения.
5 Государственное предпринимательство в условиях рыночной экономики.
6 Корпоративная форма предпринимательства, ее особенности в современных условиях.
7 Проблемы развития современного предпринимательства в Украине.
8 Особенности современных приватизационных процессов в странах с развитой и переходной рыночной экономикой.
9 Причины и виды безработицы в современном мире.
10 Биржа труда и ее роль в регулировании рыночных отношений.
11 Методы государственного регулирования занятости. Системы социальной защиты безработных.
12 Доходы населения и их структура.
13 Накопление и инвестиции. Роль инвестиций в экономике.
14 Монетарная политика государства: содержание, цели, инструменты и роль в экономике.
15 Монетаристская теория инфляции.
16 Рынок ценных бумаг и его инструменты.
17 Фискальная политика государства. Мультипликатор фискальной политики
18 Налоговая система в Украине.
19 Социально-экономическая сущность налогов. Принципы и формы налогообложения.
20 Кредит и его роль в становлении рыночных отношений.
21 Мировое хозяйство и его эволюция. Место Украины во всемирном хозяйстве.
22 Транснациональный капитал: сущность, механизм его функционирования, место и роль в структуре мирового хозяйства.
23 Валютная система современного мирового хозяйства.
24 Международный валютный фонд (МВФ). Взаимодействие МВФ с Российской финансовой системой.
25 Современные тенденции развития мировой экономики.
26 Социально-ориентированное рыночное хозяйство.
27 Частная собственность. Тенденции и перспективы развития вУкраине.
28 Интеллектуальная форма собственности: ее значение в современном мире.
29 Домохозяйства как субъекты рыночных отношений. Рациональное поведение потребителя в рыночной экономике.
|
|
30 Классические и кейнсианские представления о совокупном спросе и совокупном предложении.
31 Кредит и его роль в становлении рыночных отношений.
32 Акционирование: мировой опыт, российские реалии и проблемы.
33 Сущность и динамика глобальных экономических проблем современности.
34 Трансформация отношений собственности в переходной экономике.
35 Перспективы экономических взаимоотношений Украины с ЕС.
36 Динамика реальных доходов и заработной платы в Украине.
37 Дифференциация и концентрация доходов. Проблема бедности.
38 Анализ инфляционных процессов в украинской экономике.
39 Инфляция и ее социально-экономические последствия.
40 Экономическая безопасность, ее критерии и способы обеспечения.
41 Организация и регулирование фондовой торговли в Украине.
42 Инвестиционные фонды: их роль и место в экономике Украины.
43 Направления и формы иностранных инвестиций в украинскую экономику.
44 Рыночная система – сущность, достоинства и недостатки.
45 Роль государства в рыночной экономике
46 Взаимосвязь экономической практики и теории.
47 Рыночный механизм и его функции.
48 Конкуренция: ее виды и роль в экономическом развитии.
49 Организационно-правовые формы предпринимательства.
50 Функции цены в рыночной экономике.
51 Антимонопольное регулирование и его значение (на примере Украины)
52 Естественные монополии и их роль в экономике Украины.
53 Рынок труда и его особенности в Украине.
54 Миграция трудовых ресурсов и ее регулирование в Украине.
55 Цена труда и факторы ее формирования в Украине.
56 Рынок земли и его специфика.
57 Национальное богатство Украины и его структура.
58 Теневая экономика в Украине и методы ее легализации.
59 Инвестиционные ресурсы развития экономики Украины.
60 Инфляция и ее социально-экономические последствия.
61 Финансовая система и ее структура.
62 Банковская система Украины и проблемы ее развития.
63 Кредит и его роль в экономике.
64 Национальная экономическая безопасность и условия ее обеспечения.
65 Социальная политика в Украине.
|
|
66 Внешнеэкономические связи Украины – структура и проблемы развития.
67 Конкурентоспособность Украины на мировом рынке.
68 Государственно-частное партнерство и его развитие в Украине.
69 Экономические последствия присоединения Украины к ВТО.
70 Реструктуризация естественных монополий.
71 Государственные холдинги как метод регулирования экономики.
72 Потребительский спрос и его динамика в Украине.
73 Безработица – виды и социально-экономические последствия.
74 Малое предпринимательство – роль и проблемы развития.
75 Роль предпринимательских объединений в формировании экономической политики.
76 Конвертируемость гривны – сущность и условия ее обеспечения.
77 Эволюция функций и видов денег.
78 Роль Украины в решении глобальных проблем.
9 Структура содержательных модулей зачетного кредита учебной дисциплины для очной и заочной форм обучения (модульно-зачетый план)
а) Модульно-зачетный план для курсантов очной формы обучения
Содержательные модули (СМ) | Темы | Зачетные модули (Зкм) по видам работ и распределение баллов, которые присваиваются курсантам | Сумма баллов по видам учебной деятельности курсанта по темам, модулям и общая | |||||||||||
Аудиторная работа | Самостоятельная подготовка (СРС) | |||||||||||||
ЗкМ1 | ЗкМ2 | ЗкМ3 | ЗкМ4 | ЗкМ5 | ||||||||||
Лекционные занятия | Практические занятия | Самостоятельная работа | Индивидуальная работа | Научная работа | ||||||||||
Экспресс-контроль знаний лекционного материала | Текущее диагностическое тестирование | Текущий письменный опрос | Решение типовых задач/ситуационных упражнений | Изучение вопросов самостоятельной подготовки | Выполнение творческих задач (задач/упражнений) | Терминологический анализ ключевых понятий | Выполнение индивидуальных задач | Реферирование научных статей/выполнение ИНДЗ | Подготовка научной работы/выполнение ИНДЗ | |||||
Модуль 1 | ||||||||||||||
СМ1 | Т1 | |||||||||||||
Т2 | ||||||||||||||
Т3 | ||||||||||||||
Т4 | ||||||||||||||
Т5 | ||||||||||||||
Т6 | ||||||||||||||
Т7 | ||||||||||||||
Модульный контроль 1 | ||||||||||||||
Модуль 2 | ||||||||||||||
Среднее к-во баллов по модулю 1 | ||||||||||||||
СМ2 | Т8 | |||||||||||||
Т9 | ||||||||||||||
Т10 | ||||||||||||||
Т11 | ||||||||||||||
Т12 | ||||||||||||||
Т13 | ||||||||||||||
Т14 | ||||||||||||||
Среднее к-во баллов по модулю 2 | ||||||||||||||
Модульный контроль 2 | ||||||||||||||
Итоговый контроль | ||||||||||||||
б) Модульно-зачетный план для слушателей заочной формы обучения
Модули | Содержательные модули, темы | Зачетные модули (Зкм) по видам работ и распределение баллов, которые присваиваются слушателям | Сумма баллов по видам учебной деятельности слушателя заочной формы обучения | |||||
Аудиторная работа | Самостоятельная подготовка (СРС) | |||||||
ЗкМ1 | ЗкМ2 | ЗкМ3, ЗкМ4, ЗкМ5 | ||||||
Лекционные занятие | Практические занятие | Выполнение модульной контрольной работы | ||||||
Обзорно-учредительская лекция (посещение, конспектирование, активность, мышление, усвоение) | Установочно-консультативне практическое занятие (посещение, записывание, активность, мышление, усвоение) | Письменный опрос | Диагностическое тестирование | Решение типовых задач/ситуационных упражнений | Выполнение творческих задач (задач/упражнений) | |||
1 (1-7) | ||||||||
(8-14) | ||||||||
Всего баллов | ||||||||
Итоговый контроль |