Тематика и содержание научно-исследовательской работы

Индивидуальное учебно-исследовательское задание состоит в разработке курсантами / слушателями учебного проекта.

Проект по экономической теории способствует формированию профессиональных навыков будущего менеджера в сфере экономики. Целью проекта является закрепление теоретических знаний и приобретение навыков самостоятельного анализа процессов происходящих в сфере экономических отношений.

Содержание проекта должно отражать результат самостоятельного исследования избранной темы. В процессе работы по теме исследования формируются и закрепляются навыки самостоятельного анализа теоретического и статистического материала.

Последующая защита проекта отражает кругозор и уровень знания предмета исследования; способность четко и аргументировано излагать свои взгляды.

Тема представляемого проекта должна соответствовать содержанию материала курса экономической теории. Ниже приводится перечень тем научно-исследовательских проектов.Данный перечень не является исчерпывающим. Возможны изменения названия и появление новых тем, но при обязательном условии согласования с научным руководителем.

Представление в группе одноименных тем не допускается.

Избранную тему проекта и его план следует согласовать с преподавателем. Литература и статистический материал по теме формируются самостоятельно.

Предварительным условием работы над проектом является внимательное изучение учебного материала по теме исследования (лекции, рекомендуемые учебники и учебные пособия). Итогом этого предварительного этапа является формирование предварительного перечня вопросов для рассмотрения, которых необходимо составление списка научной литературы. Библиографический список должен включать не менее 15 – 20 источников.

Следующий, центральный этап – изучение и анализ подобранной литературы и фактологических источников. Актуальная информация для исследования содержится в периодических изданиях: «Экономист», «Экономика Украины», «Менеджер» «Эксперт», а также в сети Интернета.

В результате работы на этом этапе формируется план проекта и его содержание.

Основные требования к проекту:

- самостоятельный характер исследования;

- актуальность исследования;

- использование в работе современного статистического и фактологического материала;

- оформление в соответствии с правилами;

- представление в печатном виде;

- объем 50 – 75 печатных страниц.

Структура проекта включает:

- оглавление с нумерацией страниц

- введение (определяется цель работы, ее актуальность) – Объем 3 – 4стр

- план основной части (2 – 3 главы в которых отражаются теоретические положения исследования, подкрепляемые статистическим или фактическими данными) – Объем 25 –30стр. Как правило, 1 глава – теоретическая характеристика, 2 – пример разных стран, в том числе Украины.

- заключение (выводы) – объем 2 – 3стр.

- список использованной литературы. Список литературы приводится в следующей последовательности:

1 Законы Украины. Указы Президента Украины. Постановления КМУ. Другие нормативные документы в сфере экономики и управления.

2 Научные источники в алфавитном порядке авторов).

Законченная работа сдается на кафедру для проверки и рецензии преподавателем. Если работа удовлетворяет требованиям – она допускается к защите, о чем делается соответствующая пометка на титульном листе. Отрецензированная работа с замечаниями преподавателя возвращается автору для внесения в конце работы необходимых дополнений по устранению отмеченных преподавателем недостатков.

Защита проекта проводится в учебной группе. Защита включает:

- краткое (5 – 7мин) изложение автором сути исследования и его выводы

- ответы на замечания и вопросы рецензента, в обсуждении участвуют студенты группы.

- защита завершается ответом автора на поступившие в ходе защиты вопросы и замечания.

Лучшие из защищенных проектов могут быть представлены в качестве доклада на студенческой научной конференции или для публикации в сборнике студенческих научных работ.

Студенты не представившие в установленный срок проект или не защитившие его, согласно требованиям кредитно-модульной системы, не набирают необходимое количество баллов для освобождения от экзамена.

Темы научно-исследовательских проектов

1 Бюджетный дефицит и государственный долг: причины возникновения, социально-экономические последствия.

2 «Теневая» экономика в современных условиях: причины, сущность, формы.

3 Конкуренция – ключевая категория рыночных отношений.

4 Предпринимательство как тип хозяйственного мышления и поведения.

5 Государственное предпринимательство в условиях рыночной экономики.

6 Корпоративная форма предпринимательства, ее особенности в современных условиях.

7 Проблемы развития современного предпринимательства в Украине.

8 Особенности современных приватизационных процессов в странах с развитой и переходной рыночной экономикой.

9 Причины и виды безработицы в современном мире.

10 Биржа труда и ее роль в регулировании рыночных отношений.

11 Методы государственного регулирования занятости. Системы социальной защиты безработных.

12 Доходы населения и их структура.

13 Накопление и инвестиции. Роль инвестиций в экономике.

14 Монетарная политика государства: содержание, цели, инструменты и роль в экономике.

15 Монетаристская теория инфляции.

16 Рынок ценных бумаг и его инструменты.

17 Фискальная политика государства. Мультипликатор фискальной политики

18 Налоговая система в Украине.

19 Социально-экономическая сущность налогов. Принципы и формы налогообложения.

20 Кредит и его роль в становлении рыночных отношений.

21 Мировое хозяйство и его эволюция. Место Украины во всемирном хозяйстве.

22 Транснациональный капитал: сущность, механизм его функционирования, место и роль в структуре мирового хозяйства.

23 Валютная система современного мирового хозяйства.

24 Международный валютный фонд (МВФ). Взаимодействие МВФ с Российской финансовой системой.

25 Современные тенденции развития мировой экономики.

26 Социально-ориентированное рыночное хозяйство.

27 Частная собственность. Тенденции и перспективы развития вУкраине.

28 Интеллектуальная форма собственности: ее значение в современном мире.

29 Домохозяйства как субъекты рыночных отношений. Рациональное поведение потребителя в рыночной экономике.

30 Классические и кейнсианские представления о совокупном спросе и совокупном предложении.

31 Кредит и его роль в становлении рыночных отношений.

32 Акционирование: мировой опыт, российские реалии и проблемы.

33 Сущность и динамика глобальных экономических проблем современности.

34 Трансформация отношений собственности в переходной экономике.

35 Перспективы экономических взаимоотношений Украины с ЕС.

36 Динамика реальных доходов и заработной платы в Украине.

37 Дифференциация и концентрация доходов. Проблема бедности.

38 Анализ инфляционных процессов в украинской экономике.

39 Инфляция и ее социально-экономические последствия.

40 Экономическая безопасность, ее критерии и способы обеспечения.

41 Организация и регулирование фондовой торговли в Украине.

42 Инвестиционные фонды: их роль и место в экономике Украины.

43 Направления и формы иностранных инвестиций в украинскую экономику.

44 Рыночная система – сущность, достоинства и недостатки.

45 Роль государства в рыночной экономике

46 Взаимосвязь экономической практики и теории.

47 Рыночный механизм и его функции.

48 Конкуренция: ее виды и роль в экономическом развитии.

49 Организационно-правовые формы предпринимательства.

50 Функции цены в рыночной экономике.

51 Антимонопольное регулирование и его значение (на примере Украины)

52 Естественные монополии и их роль в экономике Украины.

53 Рынок труда и его особенности в Украине.

54 Миграция трудовых ресурсов и ее регулирование в Украине.

55 Цена труда и факторы ее формирования в Украине.

56 Рынок земли и его специфика.

57 Национальное богатство Украины и его структура.

58 Теневая экономика в Украине и методы ее легализации.

59 Инвестиционные ресурсы развития экономики Украины.

60 Инфляция и ее социально-экономические последствия.

61 Финансовая система и ее структура.

62 Банковская система Украины и проблемы ее развития.

63 Кредит и его роль в экономике.

64 Национальная экономическая безопасность и условия ее обеспечения.

65 Социальная политика в Украине.

66 Внешнеэкономические связи Украины – структура и проблемы развития.

67 Конкурентоспособность Украины на мировом рынке.

68 Государственно-частное партнерство и его развитие в Украине.

69 Экономические последствия присоединения Украины к ВТО.

70 Реструктуризация естественных монополий.

71 Государственные холдинги как метод регулирования экономики.

72 Потребительский спрос и его динамика в Украине.

73 Безработица – виды и социально-экономические последствия.

74 Малое предпринимательство – роль и проблемы развития.

75 Роль предпринимательских объединений в формировании экономической политики.

76 Конвертируемость гривны – сущность и условия ее обеспечения.

77 Эволюция функций и видов денег.

78 Роль Украины в решении глобальных проблем.

9 Структура содержательных модулей зачетного кредита учебной дисциплины для очной и заочной форм обучения (модульно-зачетый план)

а) Модульно-зачетный план для курсантов очной формы обучения

Содержательные модули (СМ) Темы Зачетные модули (Зкм) по видам работ и распределение баллов, которые присваиваются курсантам Сумма баллов по видам учебной деятельности курсанта по темам, модулям и общая
Аудиторная работа Самостоятельная подготовка (СРС)
ЗкМ1 ЗкМ2 ЗкМ3 ЗкМ4 ЗкМ5
Лекционные занятия Практические занятия Самостоятельная работа Индивидуальная работа Научная работа
Экспресс-контроль знаний лекционного материала Текущее диагностическое тестирование Текущий письменный опрос Решение типовых задач/ситуационных упражнений Изучение вопросов самостоятельной подготовки Выполнение творческих задач (задач/упражнений) Терминологический анализ ключевых понятий Выполнение индивидуальных задач Реферирование научных статей/выполнение ИНДЗ Подготовка научной работы/выполнение ИНДЗ
Модуль 1
СМ1 Т1                      
Т2                      
Т3                      
Т4                      
Т5                      
Т6                      
Т7                      
Модульный контроль 1
Модуль 2
Среднее к-во баллов по модулю 1                      
СМ2 Т8                      
Т9                      
Т10                      
Т11                      
Т12                      
Т13                      
Т14                      
Среднее к-во баллов по модулю 2                      
Модульный контроль 2
Итоговый контроль
                             

б) Модульно-зачетный план для слушателей заочной формы обучения

Модули Содержательные модули, темы Зачетные модули (Зкм) по видам работ и распределение баллов, которые присваиваются слушателям Сумма баллов по видам учебной деятельности слушателя заочной формы обучения
Аудиторная работа Самостоятельная подготовка (СРС)
ЗкМ1 ЗкМ2 ЗкМ3, ЗкМ4, ЗкМ5
Лекционные занятие Практические занятие Выполнение модульной контрольной работы
Обзорно-учредительская лекция (посещение, конспектирование, активность, мышление, усвоение) Установочно-консультативне практическое занятие (посещение, записывание, активность, мышление, усвоение) Письменный опрос Диагностическое тестирование Решение типовых задач/ситуационных упражнений Выполнение творческих задач (задач/упражнений)
  1 (1-7)              
  (8-14)              
Всего баллов              
Итоговый контроль

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: