Ecли два человека при встрече обменяются долларами, у каждого останется по доллару. Если же эти люди при встрече обменяются идеями, у каждого останется две идеи.
Томас Джефферсон
Компонент «нейро» относится к нервной системе. Человеческий опыт представляет собой комбинацию или синтез информации, которую мы получаем и обрабатываем с помощью нервной системы. На практике это связано с восприятием мира через чувства: зрение, осязание, слух, обоняние и вкус.
Нейролингвистическое программирование (НЛП) связано также с лингвистикой. С точки зрения НЛП, язык в некотором смысле является продуктом нервной системы и представляет собой один из основных способов, которым человек может активировать или стимулировать нервную систему других людей.
В основе НЛП лежит представление о том, что обучение, память и творчество являются функциями определенных нейролингвистических программ, которые с большей или меньшей эффективностью служат выполнению определенных задач или достижению определенных результатов. То есть мы, как человеческие существа, осуществляем взаимодействие с окружающим миром посредством внутреннего программирования.
Цель НЛП состоит в том, чтобы дать людям больше вариантов поведения. Обладание только одним способом делать вещи – это отсутствие выбора вообще. Иногда этот способ будет работать, а иногда нет, так что всегда найдутся такие ситуации, с которыми человек не будет в состоянии справиться. Два способа поставят его перед лицом дилеммы. Иметь выбор – это значит быть способным использовать как минимум три подхода к ситуации.
Значимыми для PR являются такие аспекты НЛП, как принцип «карты и территории», рефрейминг, метафора, три позиции восприятия, списки для визуального наблюдения и техника якоря.
НЛП исходит из предположения о том, что карта не есть территория. Людям не дано познать реальность в том смысле, что нам приходится воспринимать ее с помощью органов чувств, а возможности этих органов ограничены. Мы можем лишь составлять карты окружающей реальности на основе информации, которую получаем через органы чувств, а также взаимосвязей между этой информацией и нашими личными воспоминаниями.
Важно понимать, что у каждого есть собственное мировоззрение, основанное на индивидуальных нейролингвистических картах. Таким образом, если дополнить или расширить свою «карту мира», в той же реальности можно обнаружить гораздо больше возможностей для выбора.
Техника рефрейминга считается основной техникой изменения в НЛП и позволяет иначе интерпретировать те или иные проблемы и находить новые решения. С психологической точкой зрения произвести рефрейминг – значит преобразовать смысл чего-либо, поместив это в новую рамку или контекст, отличный от исходного.
Рамка (фрейм) вокруг рисунка является хорошей метафорой, позволяющей понять суть и механизм рефрейминга. В НЛП рефрейминг заключается в установлении новой психологической рамки вокруг содержания какого-либо переживания или ситуации, а затем в расширении нашего восприятия этой ситуации для поиска выхода из нее.
Выделяют несколько видов рефрейминга: изменение размеров, фрейма, рефрейминг контекста, рефрейминг содержания, рефрейминг критиков и критики.
Идея рефрейминга применительно к позиции «другого», человека извне, находит отражение в метафоре. «Главнейшим требованием, предъявляемым к метафоре в отношении ее эффективности, является то, чтобы она встречала клиента в его модели мира. Это не означает, что содержание метафоры обязательно должно совпадать с содержанием ситуации клиента. «Встретить клиента в его собственной модели мира» означает лишь то, что метафора должна сохранять структуру данной проблемной ситуации».
Один из базовых инструментов НЛП – три позиции восприятия, с которых осуществляется сбор и интерпретация информации:
1. Первая позиция – мы видим, слышим и чувствуем с собственной точки зрения.
2. Вторая позиция – мы ощущаем себя «в шкуре» моделируемого человека, пытаясь думать и действовать максимально приближенно к мыслям и поступкам другого человека.
3. Третья позиция – мы отстраняемся от ситуации и наблюдаем моделируемого человека во взаимодействии с другими людьми, оставаясь незаинтересованным наблюдателем.
Существует также четвертая позиция восприятия, которая предполагает своего рода интуитивный синтез всех этих ракурсов и подразумевает системно рассмотрение.
Итак, НЛП построено на следующем базисе: человек получает информацию по ряду коммуникативных каналов (аудио, визуальный и т. д.), но для каждого из нас тот или иной канал является доминирующим, ведущим. Мы как бы сориентированы на него и даже привычно описываем ситуации, часто не обращая на это внимания, словами из одного набора. В рамках НЛП предлагается следующий список для визуального наблюдения за собеседником:
1. Руки индивида.
2. Движения индивида.
3. Ноги и ступни ног индивида.
4. Паттерны фиксаций при движении глаз (под этим имеются в виду отмеченные движения глаз при запуске доступа к информации).
5. Взаимосвязь голова/шея/плечи.
6. Выражение лица, в особенности брови, рот и лицевые мышцы.
Поскольку индивид достаточно жестко сориентирован на один канал (такова основная гипотеза НЛП), то управляемое извне переключение на другой канал может привести к интересным результатам. Так, Дж. Гриндер и Р. Бэндлер приводят в качестве примера прием одного шамана, который просил обратившемуся к нему человеку с головной болью пять минут смотреть на лист бумаги. И боль отступила. Их интерпретация такова: ощущение боли идет по одному каналу, переключение на иной освобождает от боли.
И ещё одна техника НЛП – «якорь». Прикосновение, звук, визуальные символы, запах, сопрягаясь первоначально с опытом, потом и сами по себе могут вызывать необходимые переживания. Подробно описанная на индивидуальном уровне, эта техника работает и с коллективным поведением. Звуковыми якорями могут быть национальный гимн, звук кремлевских курантов, ассоциируемый со встречей Нового года на всей территории России. «Якорь» может как стимулировать нужное поведение, так и останавливать нежелательное.
Очень интересно, что подобные позитивные якоря издавна используются рекламой и оттуда были заимствованы PR. Это использование детей, домашних животных, на которых у аудитории исключительно положительная реакция. Маргарет Тэтчер использовала для этого даже чужую собаку, прогуливаясь с ней перед камерой по пустынному пляжу.