Родоначальниками теории аргументации являются X. Перельман, Ф. Ван Еемерен и Р. Гроотендорст. Рассматривая в качестве объекта изучения оправдание или опровержение рациональным образом чьей-либо точки зрения, они не смогли описать этот вид деятельности средствами наук, традиционно сориентированных на высказывание: логики и лингвистики. Логика оказалась слишком абстрактной, а лингвистика — слишком конкретной для этих целей. Теория аргументации же была рассмотрена не только как теория высказываний, но как теорий речевых актов (т. е. более широко), поскольку общение видится как обмен речевыми актами разной степени сложности.
Аргументация определяется как «социальная, интеллектуальная, вербальная деятельность, необходимая для того, чтобы оправдать или опровергнуть мнение, состоящее из набора высказываний и направленное на то, чтобы получить одобрение аудитории». Аргументации, как и PR, присуща ориентация на реальный речевой контекст, а не на теоретические обобщения, которые свойственны логике. Теория аргументации оперирует следующими характеристиками:
• Экстернализация аргументации – принципиальная ориентация на вербальную коммуникацию.
• Функционализация аргументации. Аргументация предстает как целенаправленная деятельность, процесс, а не результат (продукт) как в логике.
• Социализация аргументации. Аргументация имеет коммуникативный и интерактивный характер, когда говорящий.и слушающий поочередно меняются местами.
• Диалектификация. Независимо от того, идет ли речь о про-аргументации или о контраргументации, всегда один из пользующихся языком обращается к оппоненту, который предположительно занимает позицию рационального судьи. Если последний реагирует на аргументации критически, то происходит критическая дискуссия.
Поскольку аргументация считается сложным речевым актом, то разрешение спора представляет последовательность четырех стадий:
1. Стадия конфронтации, где выдвигаются и подвергаются сомнению точки зрения сторон.
2. Стадия открытия дискуссии, где стороны договариваются о правилах дискуссии и защищают/критикуют точку зрения.
3. Стадия аргументации, представляющая собой peальную дискуссию, когда требуется дальнейшая аргументация для разрешения сомнений.
4. Заключительная стадия, где устанавливается то, как разрешен спор.
Теоретики аргументации внесли вклад в разработку правил проведения дискуссий. К примеру, требуется, чтобы оппоненты 1) установили, какие пропозиции они принимают для начальной стадии совместно, без аргументации, 2) какой процедурой они будут признавать совместно правильность аргументов.
Для управления общественными отношениями могут быть интересными следующие положения теории аргументации.
1. Существенное внимание уделяется анализу реального речевого употребления, а не искусственным примерам.
2. Теория аргументации не просто анализирует речевую реальность, но и порождает ее, задавая процессы представления аргументов.
3. Собеседник, в отличие от большинства гуманитарных наук, воспринимается как равно-активный с говорящим.