Теория аргументации

Родоначальниками теории аргументации являются X. Перельман, Ф. Ван Еемерен и Р. Гроотендорст. Рас­сматривая в качестве объекта изучения оправдание или опровержение рациональным образом чьей-либо точки зрения, они не смогли описать этот вид деятель­ности средствами наук, традиционно сориентирован­ных на высказывание: логики и лингвистики. Логика оказалась слишком абстрактной, а лингвистика — слишком конкретной для этих целей. Теория аргумен­тации же была рассмотрена не только как теория вы­сказываний, но как теорий речевых актов (т. е. более широко), поскольку общение видится как обмен рече­выми актами разной степени сложности.

Аргументация определяется как «социальная, ин­теллектуальная, вербальная деятельность, необходимая для того, чтобы оправдать или опровергнуть мне­ние, состоящее из набора высказываний и направлен­ное на то, чтобы получить одобрение аудитории». Аргументации, как и PR, присуща ориентация на реальный речевой контекст, а не на теоретические обобщения, которые свойственны логике. Теория ар­гументации оперирует следующими характеристика­ми:

• Экстернализация аргументации – принципи­альная ориентация на вербальную коммуникацию.

• Функционализация аргументации. Аргументация предстает как целенаправленная деятельность, процесс, а не результат (продукт) как в логике.

• Социализация аргументации. Аргументация имеет коммуникативный и интерактивный характер, когда говорящий.и слушающий поочередно меня­ются местами.

• Диалектификация. Независимо от того, идет ли речь о про-аргументации или о контраргумента­ции, всегда один из пользующихся языком обраща­ется к оппоненту, который предположительно за­нимает позицию рационального судьи. Если по­следний реагирует на аргументации критически, то происходит критическая дискуссия.

Поскольку аргументация считается сложным рече­вым актом, то разрешение спора представляет после­довательность четырех стадий:

1. Стадия конфронтации, где выдвигаются и подвер­гаются сомнению точки зрения сторон.

2. Стадия открытия дискуссии, где стороны догова­риваются о правилах дискуссии и защищают/кри­тикуют точку зрения.

3. Стадия аргументации, представляющая собой peальную дискуссию, когда требуется дальнейшая ар­гументация для разрешения сомнений.

4. Заключительная стадия, где устанавливается то, как разрешен спор.

Теоретики аргументации внесли вклад в разработ­ку правил проведения дискуссий. К примеру, требует­ся, чтобы оппоненты 1) установили, какие пропозиции они принимают для начальной стадии совместно, без аргументации, 2) какой процедурой они будут призна­вать совместно правильность аргументов.

Для управления общественными отношениями могут быть интересными следующие положения теории аргументации.

1. Существенное внимание уделяется анализу реаль­ного речевого употребления, а не искусственным примерам.

2. Теория аргументации не просто анализирует рече­вую реальность, но и порождает ее, задавая процес­сы представления аргументов.

3. Собеседник, в отличие от большинства гуманитар­ных наук, воспринимается как равно-активный с говорящим.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: