Старшая Эдда (скандинавский эпос) о древних народах

«Одного конунга в Трое звали Мунон или Меннон. Он был женат на дочери верховного конунга Приама, ее звали Троан. У них был сын по имени Трор, мы его зовем Тором, он воспитывался во Фракии…» [5]

Так начинается родословная скандинавских богов – предков Асов. Значит, они были родом с юга, с Балкан (Фракия) и из Малой Азии (Троя)! Только потом Тор странствовал на Севере и там женился на прорицательнице Сивилле (сокращенно Сив). И только в 18-м колене его потомков родился Один (Воден), Вождь Асов. Недаром В Щербаков упорно ищет и находит следы героев скандинавского эпоса Асов и Ванов в этих южных местах. На Северном Кавказе, а также в Туркмении он нашел остатки Валгаллы – легендарного зала, где пировали Асы (и, по Эдде – не только на небесах, Валгалла была и на земле!). Что ж, мои друзья-ОСетины тоже утверждают, что произошли от Асов! И что Ваны – это Иваны, самоназвание русских! Да, скорее можно поверить в это, чем в происхождение старинного русского имени (и действительно, нарицательного!) от древнееврейского Йоханаан… Тем более, что семиты как цивилизация вышли на арену истории значительно позже, чем славянские культуры в Европе и Малой Азии.

Кавказ – действительно, котел, в котором варились многие нации и языки Евразии. Мы это еще докажем в следующей книге. А то, что народы Европы сложились в ледниковый период (30-12 тыс. лет до н. э.) на юге Европы и в Малой Азии – доказательства не требует. Север Европы в то время был накрыт ледником. Хотя находки 20-тысячелетней давности в районе Владимирской области (Сунгирь), доказывают, что все-таки жили здесь наши предки и в столь отдаленные времена.

В русском фольклоре до сих пор жива память о Трое. Есть в наших сказках (и не только благодаря Пушкину) и чудная белка, родня скандинавской белке Рататоск (Грызозуб). О Толкине и его героях там напоминают глава карликов Дурин (у Толкина гномы имеют имена типа Торин, Глоин и т.п.), кстати, Торин и Двалин взяты им, похоже, прямо из «Старшей Эдды». Или же он просто воссоздал реальные события… Оттуда же имя Гандальв (Гендальф просто другая русская транскрипция). Конечно, события Старшей Эдды, и особенно финальные главы – Сказания о Нибелунгах (Нифлунгах-гномах!), Вульфингах (древнегерманском племени, считавшем своим тотемом волка), Сигмунде (основателе германской нации Зигмунде) и др. королях поздних Асов, уже скорее – германцев – это уже раннее Средневековье, начиная с 7 века, достаточно поздние времена. И что ж удивляться, что здесь среди конунгов фигурируют славянские имена Ярицлейв (Ярослав!) и Ярицкар (Ярошкар?). Однако к этому времени на описываемых землях Европы, одновременно с Атиллой и Германарихом не перевелись еще великаны, светлые альвы (Эльфы!), гномы со своим родовыми сокровищами, драконы и змеи… Руны, вырезанные на дереве, имеют огромную колдовскую силу, а люди скрывают свои истинные имена, понимая их уязвимость (как Сигурд перед змеем Фафниром). Многие умершие герои тут же воплощаются вновь и все их узнают… Из диалога Тора с Альвисом (последним Эльфом, «живущим под камнем») можно выяснить многое о разных народах и расах:

«…названьем каким зовется земля в разных мирах?

– Землей – у людей и Долом у асов, Путями – у ванов, Зеленой у турсов (великанов), Родящей – у альвов (эльфов)…»

(небо:) «У людей это – Небо, а Твердь – у богов, Ткач Ветра – у ванов, Верх мира – у турсов и Кровля – у альвов, Дом Влажный – у гномов…»

(месяц:) «Месяц он у людей, Луна – у богов, а в Хель – Колесо,

у карликов – Светоч, Спешащий – у турсов, у альвов – Счет Лет»

(ночь:) «Ночь – у людей, Мгла – у богов, Покров – у божеств,

у ётунов – Тьма, у альвов – Сна Радость…»

Я не привожу здесь весь диалог – он велик. Из всего этого рисуется психология Богов – как Всеведающих, Эльфов – как мудро-романтичных (примерно такими же представляются Ваны, наши предки). Обитатели Хель (Подземного Мира Мертвых) показаны грубыми и примитивными, недалеко от них ушли в восприятии мира и гномы, и великаны.

Про Ванов в другом месте прямо сказано, что они «судьбу провидят», в третьем – что они более древнего роду, чем даже сами Асы… А один из Ванов, Ньерд, взятый заложником Асами после перемирия, всю жизнь живет среди Асов и слывет у них мудрым и уважаемым. О нем есть даже такие строки:

«Ньерд себе там построил палаты,

Людей повелитель, лишенный пороков, владеет святилищем».

Итак, мир у Асов делится традиционно на три уровня (плана бытия): внизу – Хель, Мир Мертвых. Средний мир людей – Мидгард (Среднеземье Толкина!). И, наконец, вверху – Асгард, Мир Высший. Хотя Асы себя явно к богам не причисляют… Выше – только Валгалла, прекрасные покои, в которых пируют погибшие в боях герои. Видимо, где-то рядом и боги: Тор Громовержец со своим молотом Мьёльнир (молния!) – Отец Богов, прообраз Зевса. Его потомок Один, восстановивший ценой своего глаза письменность в виде рун (утраченных давно!) – главный герой и вождь Асов. Один – оборотень, легко обращающийся в волка, коня, орла и др. животных. Он – Первый среди равных. Не оттого ли у нас, славян – один, первое число в ряду, начало счета? Восток и для Асов – опасное место, там живут великаны и др. нелюди, и ездить туда воевать отваживаются далеко не все даже из Асов…

Однако, очевидно по отрывочности повествования и обилию «всем известных» раньше, но не понятных теперь персонажей, что Эдда – это только поздние обрывки, малая часть несохранившегося огромного очень древнего эпоса скандинавских и германских народов. Не оставляет ощущение, что многое в Эдде уже искажено до сказочной абсурдности тысячелетними пересказами. Такова еще более поздняя Младшая Эдда, записанная в XIII веке Снорри Стурлусоном на основе исландских саг). И «Сильмариллион» Толкина по составу богов и даже их именам весьма сходный с Эддой, выглядит рядом с Эддой как мудрый всезнающий старик рядом с легкомысленным ребенком… Явно Толкин знал много и восстановил Единую картину Творения не по Эдде и др. легендам, а по своим Первоисточникам…

И наглядно видно на примере Эдды и особенно Толкина – как была устроена древняя система культуры народа: Единый общий Свод Эпоса в виде песен и баллад, включавший в себя ВСЕ ЗНАНИЕ – и сказы о Творении мира, о Богах, Эльфах, гномах, великанах и их отношениях с разными народами, баллады о героях и великих битвах, просто курьезные случаи (как похождения Лемминкайнена, местного донжуана, в Калевале). Понятно, что эти баллады звучали по вечерам в каждом кабачке, бывшем местным центром культуры, где их пели все кто мог и знали все сызмальства. Передаваемая из уст в уста, такая Культура живет тысчелетия, она неуничтожима! Понятно, что вытравить подобное Знание славян (как «языческое»!) удалось только каленым железом и – клин-клином! – вытеснив его ЧУЖИМ и сомнительным (учитывая выясненные выше имена их «бога») эпосом иудеев (Ветхий Завет)…



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: