В процедурном плане этот метод требует соблюдения следующих условий:
предоставление работнику права голоса при решении проблем;
консультации, поиск согласия;
согласие с окончательным решением;
целенаправленные, систематизированные попытки выявить и использовать индивидуальную и коллективную мудрость;
совместное принятие решения;
действенное делегирование прав;
совместное выявление проблем и определение соответствующих действий;
возможность создать надлежащие условия и установки;
наличие механизма для улучшения сотрудничества и администрации.
Действенность партисипативного метода, заставляющая все чаще использовать его в современном менеджменте, объясняется не только мотивационными, но и многими психологическими причинами. Отметим главные из них. При его использовании возрастает профессиональная зрелость работников, их способность и готовность к труду. Происходит децентрализация управления и начинают проявляться присущие ей преимущества. Возрастает коллективная ответственность за счет оптимального соделегирования и распределения полномочий. Возрастает «средний уровень интеллекта исполнения» в связи с «размораживанием» творческой инициативы. Улучшаются коммуникации в организациях, и поэтому оптимизируется общий климат в них, что, в свою очередь, само по себе является важным источником роста производительности труда. При этом надо учитывать и еще одну закономерность. Все указанные причины непосредственно воздействуют на улучшение деятельности организаций. Однако они содействуют и повышению мотивации исполнителей, а она, в свою очередь, опять-таки имеет своим следствием рост производительности. Таким образом, указанные причины действуют и косвенно — через мотивацию1.
|
|
Второй основной подход к реализации функции мотивирования обозначается как адаптсщионно-организагулонный. Он, од-
1 Одной из распространенных организационных форм данного метода являются, как известно, «кружки качества». Они, как и другие партисипативные методы в целом, дают высокие результаты. Например, на одного работающего японца приходится п среднем 20 рационализаторских предложений в год, а на одного российского работника — 0,05; или иначе: 1 японец делает в год 20 предложений, а 20 россиян — одно [89].