double arrow

Переход к индустриальной цивилизации

Капитализм свойственен следующей, индустриальной циви­лизации. Переходу к ней от средневековой цивилизации способ­ствовали следующие процессы и явления:

- Возрождение (XIV-XVI вв.) - признание принципов от­крытости, терпимости, свободы научного поиска, уважения лич­ности и самоценности человека;,

- Реформация (XVI в.) - создание этического учения, при­знававшего ценности личной инициативы, профессионального успеха, стремления к прибыли, бережливости;

■ - Промьшшенная революция (60-е гг. XVIII в. - середина XIX в.) - превращение промышленности в основу экономики, рационализация всех сторон общественной жизни, утверждение либерально-демократических ценностей в обществе.

Об особенностях индустриальной цивилизации говорилось выше, когда рассматривался линейно-цивилизационный подход.

Помимо перечисленных можно выделить и другие локаль­ные цивилизации (арабо^исламская, китайско-конфуцианская, индо-буддийская и т.д.).

10. СРАВНЕНИЕ ДВУХ МЕГАСИСТЕМ: ЦИВИЛИЗАЦИИ ЗАПАДА И ВОСТОКА*

Всё многообразие локальных цивилизаций можно свести к противопоставлению двух больших цивилизаций (мегасистем, в которые входят отдельные локальные цивилизации) - западной и восточной.

Ценности Восточной цивилизации. Сложилась на основе первых религиозно-философских учений - даосизма, буддизма, конфуцианства. Мир един, он объединяет все сущее. Человек, как и все сущее, должен следовать его законам, естественному ходу вещей. В этом суть гармонии. Индивид - величина не «очень значимая. Силы человека умножаются, когда он выступа­ет как неотъемлемая часть какого-либо коллектива - семьи, пле­мени, касты, сословия, общины. Личностное начало приглуша­ется, подчиняется принципу коллективизма. Совместный соци­альный мир Востока представлен многочисленными этнически­ми, религиозными, сословно-кастовыми группами (Индия - 200 Групп)- Прослеживается иерархияг рупп. Отношение к труду ценится конкретный труд мастера, профессионала. Труд - это средство удовлетворения насущных потребностей. Поддержка бедных родственников. Сохранение традиций. Уважение к старшим. Особую роль на Востоке играло государство, которое приобретало теократическую форму - верховный правитель яв­лялся и религиозным главой.

Ценности западной цивилизации. В основе ценностей за­падной цивилизации лежат представления о том, что мир.- это хаос - бесформенное состояние, зияющая пустота, в которой все зарождается и все исчезает. Человек должен преодолеть хаос, ему противопоставляется космос - упорядоченный мир. Органи­зованный мир не может возникнуть без усилий со стороны челове­ка, общества. Отсюда следующие черты западной ментальности:

- нацеленность на изменение, переустройство;

- отрыв человека от природы, стремление покорить природу;

- борьба во всех ее проявлениях;

- линейное понимание времени - выделение причинно - следст­венных связей между явлениями. Отношение к труду: труд - призва­ние, важнейшее служение богу, труд ради накопления. Богатство используется для расширения производства. Провозглашается принцип индивидуализма, ведётся развитие духа предпринима­тельства. Отсюда стремление к успеху, признание прав лично­сти, ее свободы, самостоятельности, независимости от государ­ства.

11. ЦИВИЛИЗАЦИЯ РОССИИ*

Рассматривая типологии цивилизаций, необходимо остано­виться на вопросе о характерных чертах российской цивилиза­ции.

Её развитие определили природно-климатические факторы (зона рискованного земледелия, зависимость от капризов пого­ды, короткий цикл сельхозработ). Отсюда особенности нацио­нального характера: способность к крайнему напряжению сил в короткие промежутки времени, но отсутствие навыков к систе­матическому труду; коллективизм, доброта, самопожертвование (ибо в одиночку не выжить).

Геополитические факторы (обширная слабозаселённая, не­защищённая естественными преградами территория) способст­вовали возрастанию роли государства, контролю государства над личностью, приоритету общественного (государственного) над личным.

Восточный (византийский) тип христианства характеризо­вался стремлением к внутреннему единству, коллективному пу­ти спасения, отказу от противопоставления церкви государству, поддержки идеи харизматичности (богоизбранности) власти.

Для социальной организации российской цивилизации ха­рактерны такие черты, как:

- первичная хозяйственно-социальная ячейка корпорации (община, артель, товарищество и т.д.), а не частнособственниче­ское образование, как на Западе;

- государство - не надстройка над гражданским обществом, а «становой хребет», создатель гражданского общества;

- государство, общество, личность не разделены, не авто­номны, а взаимопроницаемы.

В науке существует несколько точек зрения о том, к какому типу цивилизационного развитая (западному или восточному) можно отнести Россию:

- Россия - европейская страна и российская цивилизация близка к западному типу, хотя и имеет свои особенности;

- Россия - самобытная и самодостаточная цивилизация, за­нимающая своё особое место в мире. Это не восточная и не за­падная, а евразийская Цивилизация, для которой характерны суперэтничность, межкультурный обмен, наднациональный харак­тер духовных ценностей;

- Россия - внутренне расколотая, «маятниковая» цивилиза­ция, для которой характерно постоянное противоборство запад­ных и восточных черт. В её истории чётко прослеживаются цик­лы сближения то с западной, то с восточной цивилизациями;

- Россию нельзя считать отдельной цивилизацией. Это цивилизационно неоднородное общество, конгломерат различных цивилизаций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: