Капитализм свойственен следующей, индустриальной цивилизации. Переходу к ней от средневековой цивилизации способствовали следующие процессы и явления:
- Возрождение (XIV-XVI вв.) - признание принципов открытости, терпимости, свободы научного поиска, уважения личности и самоценности человека;,
- Реформация (XVI в.) - создание этического учения, признававшего ценности личной инициативы, профессионального успеха, стремления к прибыли, бережливости;
■ - Промьшшенная революция (60-е гг. XVIII в. - середина XIX в.) - превращение промышленности в основу экономики, рационализация всех сторон общественной жизни, утверждение либерально-демократических ценностей в обществе.
Об особенностях индустриальной цивилизации говорилось выше, когда рассматривался линейно-цивилизационный подход.
Помимо перечисленных можно выделить и другие локальные цивилизации (арабо^исламская, китайско-конфуцианская, индо-буддийская и т.д.).
10. СРАВНЕНИЕ ДВУХ МЕГАСИСТЕМ: ЦИВИЛИЗАЦИИ ЗАПАДА И ВОСТОКА*
|
|
Всё многообразие локальных цивилизаций можно свести к противопоставлению двух больших цивилизаций (мегасистем, в которые входят отдельные локальные цивилизации) - западной и восточной.
Ценности Восточной цивилизации. Сложилась на основе первых религиозно-философских учений - даосизма, буддизма, конфуцианства. Мир един, он объединяет все сущее. Человек, как и все сущее, должен следовать его законам, естественному ходу вещей. В этом суть гармонии. Индивид - величина не «очень значимая. Силы человека умножаются, когда он выступает как неотъемлемая часть какого-либо коллектива - семьи, племени, касты, сословия, общины. Личностное начало приглушается, подчиняется принципу коллективизма. Совместный социальный мир Востока представлен многочисленными этническими, религиозными, сословно-кастовыми группами (Индия - 200 Групп)- Прослеживается иерархияг рупп. Отношение к труду ценится конкретный труд мастера, профессионала. Труд - это средство удовлетворения насущных потребностей. Поддержка бедных родственников. Сохранение традиций. Уважение к старшим. Особую роль на Востоке играло государство, которое приобретало теократическую форму - верховный правитель являлся и религиозным главой.
Ценности западной цивилизации. В основе ценностей западной цивилизации лежат представления о том, что мир.- это хаос - бесформенное состояние, зияющая пустота, в которой все зарождается и все исчезает. Человек должен преодолеть хаос, ему противопоставляется космос - упорядоченный мир. Организованный мир не может возникнуть без усилий со стороны человека, общества. Отсюда следующие черты западной ментальности:
|
|
- нацеленность на изменение, переустройство;
- отрыв человека от природы, стремление покорить природу;
- борьба во всех ее проявлениях;
- линейное понимание времени - выделение причинно - следственных связей между явлениями. Отношение к труду: труд - призвание, важнейшее служение богу, труд ради накопления. Богатство используется для расширения производства. Провозглашается принцип индивидуализма, ведётся развитие духа предпринимательства. Отсюда стремление к успеху, признание прав личности, ее свободы, самостоятельности, независимости от государства.
11. ЦИВИЛИЗАЦИЯ РОССИИ*
Рассматривая типологии цивилизаций, необходимо остановиться на вопросе о характерных чертах российской цивилизации.
Её развитие определили природно-климатические факторы (зона рискованного земледелия, зависимость от капризов погоды, короткий цикл сельхозработ). Отсюда особенности национального характера: способность к крайнему напряжению сил в короткие промежутки времени, но отсутствие навыков к систематическому труду; коллективизм, доброта, самопожертвование (ибо в одиночку не выжить).
Геополитические факторы (обширная слабозаселённая, незащищённая естественными преградами территория) способствовали возрастанию роли государства, контролю государства над личностью, приоритету общественного (государственного) над личным.
Восточный (византийский) тип христианства характеризовался стремлением к внутреннему единству, коллективному пути спасения, отказу от противопоставления церкви государству, поддержки идеи харизматичности (богоизбранности) власти.
Для социальной организации российской цивилизации характерны такие черты, как:
- первичная хозяйственно-социальная ячейка корпорации (община, артель, товарищество и т.д.), а не частнособственническое образование, как на Западе;
- государство - не надстройка над гражданским обществом, а «становой хребет», создатель гражданского общества;
- государство, общество, личность не разделены, не автономны, а взаимопроницаемы.
В науке существует несколько точек зрения о том, к какому типу цивилизационного развитая (западному или восточному) можно отнести Россию:
- Россия - европейская страна и российская цивилизация близка к западному типу, хотя и имеет свои особенности;
- Россия - самобытная и самодостаточная цивилизация, занимающая своё особое место в мире. Это не восточная и не западная, а евразийская Цивилизация, для которой характерны суперэтничность, межкультурный обмен, наднациональный характер духовных ценностей;
- Россия - внутренне расколотая, «маятниковая» цивилизация, для которой характерно постоянное противоборство западных и восточных черт. В её истории чётко прослеживаются циклы сближения то с западной, то с восточной цивилизациями;
- Россию нельзя считать отдельной цивилизацией. Это цивилизационно неоднородное общество, конгломерат различных цивилизаций.