В обыденной жизни мы называем способностями любые умения и навыки человека, и врожденные, и приобретенные. Наука же четко различает понятия «задатки» и «способности». Задатки - это врожденные анатомо-физиологические особенности мозга, органов чувств, двигательного аппарата, функциональные особенности организма, которые лежат в основе развития способностей. Природные задатки развиваются в способности только в условиях социального образа жизни в прогрессе общения ребенка со взрослыми. С помощью подражания, учения и обучения из задатков развиваются личные способности человека, часть его индивидуальности. В то же время не развитые вовремя задатки исчезают. В этой связи ученые говорят о двух факторах развития способностей - наследственности и воспитании. Таким образом, способности - это синтез свойств человеческой личности, обеспечивающий высокие показатели в овладений и выполнении конкретного вида деятельности.
Способности, развившись на основе задатков, становятся устойчивыми свойствами людей и определяют их успехи в деятельности. Наука различает общие способности, которые проявляют себя в различных видах деятельности (например, внимательность, память, работоспособность, аккуратность), и специальные - способности к определенным видам деятельности (математические, артистические, музыкальные, лингвистические и др.)
|
|
Важно отметить, что именно в обществе, в сравнении результатов деятельности одного человека с другими обнаруживаются те или иные его способности, происходит признание его таланта или гениальности.
Талант - это высокий уровень развития способностей, результатом которого является получение оригинальных, совершенных и общественно значимых продуктов деятельности. Высший уровень развития способностей, ведущий к осуществлению принципиальных сдвигов в той или иной сфере творчества - это гениальность.