double arrow

Способности и задатки

В обыденной жизни мы называем способностями любые умения и навыки человека, и врожденные, и приобретенные. Наука же четко различает понятия «задатки» и «способности». Задатки - это врожденные анатомо-физиологические особенно­сти мозга, органов чувств, двигательного аппарата, функцио­нальные особенности организма, которые лежат в основе разви­тия способностей. Природные задатки развиваются в способно­сти только в условиях социального образа жизни в прогрессе общения ребенка со взрослыми. С помощью подражания, учения и обучения из задатков развиваются личные способности чело­века, часть его индивидуальности. В то же время не развитые вовремя задатки исчезают. В этой связи ученые говорят о двух факторах развития способностей - наследственности и вос­питании. Таким образом, способности - это синтез свойств че­ловеческой личности, обеспечивающий высокие показатели в овладений и выполнении конкретного вида деятельности.

Способности, развившись на основе задатков, становятся устойчивыми свойствами людей и определяют их успехи в дея­тельности. Наука различает общие способности, которые проявляют себя в различных видах деятельности (например, внима­тельность, память, работоспособность, аккуратность), и специаль­ные - способности к определенным видам деятельности (матема­тические, артистические, музыкальные, лингвистические и др.)

Важно отметить, что именно в обществе, в сравнении результатов деятельности одного человека с другими обнаружи­ваются те или иные его способности, происходит признание его таланта или гениальности.

Талант - это высокий уровень развития способностей, ре­зультатом которого является получение оригинальных, совер­шенных и общественно значимых продуктов деятельности. Высший уровень развития способностей, ведущий к осуществ­лению принципиальных сдвигов в той или иной сфере творчест­ва - это гениальность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: