double arrow

Структура деятельности. В структуре деятельности следует различать субъект и объ­ект деятельности



В структуре деятельности следует различать субъект и объ­ект деятельности.

Субъект - тот, кто осуществляет деятельность, объект - это то, на что она направлена. Субъектом деятельности может быть человек, группа людей, организация, государственный орган.

Объектом могут быть природные материалы, различные предме­ты, сферы или области жизни людей.

Деятельность человека имеет следующую структуру:

- потребность;

- мотив,

- цель,

- средства,

- действия,

- результаг.

Упрощенно структуру человеческой деятельности можно представить следующим образом:

Потребность- это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности. Иными словами, потребность- это нужда в чем-либо Потребность обычно направлена на какой-либо пред­мет (например, голод - это нужда в пище). Потребности можно разделить на три группы (по Л.Н.Боголюбову):

- биологические, или естественные, физиологические(нужда в питании, воде, дыхании, теплообмене, движении, самоохранении, сохранении рода и другие потребности, связанные с биологической организацией человека);




- социальные,порожденные обществом (самореализация, самоутверждение, общественное признание достоинств лично­сти);

- идеальные, или духовные(познавать окружающий мир в целом и в его частностях, осознавать свое место в нем, смысл и предназначение своего существования).

Приведенная классификация не единственная в научной ли­тературе. Американский психолог А.Маслоу выделил следую­щие потребности:

- физиологические:в воспроизводстве рода, пище, дыха­нии, одежде, жилище, отдыхе и т.д.;

- экзистенциальные(от лат. «существование»): в безопас­ности своего существования, постоянстве условий жизнедея­тельн ости, уверенности в завтрашнем дне;

- социальные:в социальных связях, общении, привязанно­сти, заботе о другом и внимании к себе, участии в совместной деятельности с другими;

- престижные:в самоуважении, уважении со стороны дру­гих, признании, достижении успеха и высокой оценки, служеб­ном росте;

- духовные:в самоактуализации, самовыражении. Согласно теории Маслоу первые два типа потребностей - первичные (врожденные), следующие три - вторичные (приоб­ретенные).

Потребности человека проявляются в мотивах деятельности. Мотив(с фр. «побудительная причина, повод к какому-либо действию») - побуждение к деятельности, связанное с удовле­творением потребности, осознаваемая причина, которой обу­словлен выбор действий и поступков. Психологи под мотивом понимают то, что побуждает деятельность человека, ради чего она совершается. В роли мотивов могут выступать:



- потребности;

- социальные установки;

- убеждения;

- интересы;

- увлечения и эмоции;

- идеалы людей.

Наряду с потребностями важнейшим мотивом являются со­циальные установки- общая ориентация человека на определенный социальный объект, выражающая предрасположенность к действию определенным образом относительно данного объ­екта (например, человек либо расположен к созданию семьи, либо не расположен).

Важнейшую роль в мотивах деятельности играют убежде­ния- устойчивые взгляды на мир, идеалы и принципы, а также стремление воплотить их в жизнь через свои действия и поступки.

В формировании мотивов деятельности особую роль играют интересы(что-то объективно значимое, нужное для индивида, группы или общества).

С интересами связаны идеалы. Общественный идеал - это образ совершенного общества, в котором находят отражение интересы и стремления определенной социальной группы.

Цель- осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность человека (на­пример, вначале в голове художника возникает образ, затем он материализуется). Когда цель определена, ее достижения или неуспех деятельности зависят от средств.

Средства- совокупность элементов, необходимых для дос­тижения цели. Средства должны соответствовать цели.

Любая деятельность состоит из отдельных действий.

Немецкий социолог М. Вебер (1864-1920) разработал клас­сификацию действий на основе зависимости от их мотивов

Действия Сущность Возможные примеры
Целерациональные Ориентированность на рационально постав­ленную и продуман­ную цель Выполнение трудовых или учебных задач
Ценностно-рациональные Следование своим убеждениям и нравст­венным ценностям Забота о престарелых
Аффективные Обусловленность эмо­циональным состоя­нием индивида Ярость в бою
Традиционные Основано на длитель­ной привычке Создание запасов продуктов

В действииможно усмотреть цель, средство, результат. Так, учебная деятельность включает в себя разнообразные действия:

- запись лекций,

- чтение книг,

- решение задач.

Любая деятельность - это цепь действий. Результат - это осуществленная цель деятельности. Деятельность человека принципиально отличается от актив­ности животных:

1) активность животных вызвана естественными потребно­стями, а деятельность человека порождается искусственными по­требностями. Эти потребности реализуются в познании (научном и художественном), творчестве, в нравственном самосовершенство­вании и других, т.е. она носит творческий характер;

2) деятельность человека преобразует его самого, его спо­собности, потребности, условия жизни. Активность животных направлена не на изменение, а на приспособление к окружаю­щему миру;

3) предметная деятельность людей с рождения им не дана, она формируется в процессе обучения и воспитания. Активность животных изначально задана инстинктами.



Сейчас читают про: