У человека и животного есть общие и отличительные черты. С высшими животными человека роднит наличие психики (от греч. psychika - душевный) - совокупности душевных процессов и явлений, а отличает от животных наличие у человека сознания - высшей формы психики.
Психика - особая форма отражения действительности, появляющаяся на определенной ступени биологической эволюции.
Психические процессы - процессы, происходящие в голове человека и отражающиеся в динамически изменяющихся «психических явлениях: ощущениях; восприятии; воображении; 1>памяти; мышлении; речи и др.
С помощью этих явлений человек познает мир, поэтому их называют познавательными процессами. Другие явления, регулирующие его общение с людьми, непосредственно управляющие действиями и поступками, называются психическими свойствамии состояниями личности, и включают: потребности, мотивы, цели; интересы; волю; чувства; эмоции; склонности; способности; знания; сознание.
Важную роль в организации психической жизни человека играют инстинкты и рефлексы - то, что совершенно нами не контролируется и полностью задано природой. Самый важный из них - инстинкт самосохранения. Множество человеческих действий обусловлено им (обожглись или укололись и тут же одернули руку). Болевой стресс - это физиологическое предупреждение, что мы переступили черту и нарушили инстинкт самосохранения (или, иначе, выживания). Каждое живое существо борется за свою жизнь и сохранение себя.
|
|
Потребности — малоуправляемые побудители действий, нужда человека в чем-либо (проголодались - спешим утолить голод, холодно - укрываемся в теплом месте).
Приобретенные способы удовлетворять потребности и реагировать на инстинкты называются привычками. Привычки — наши повседневные помощники (ставить бьющиеся предметы на стол, а не бросать, закрывать за собой дверь, обходить стороной высокие препятствия и т.д.). Привычки сродни инстинктам и потребностям только в одном - действуют автоматически, неосознанно. Но способ их приобретения разный. Привычки надо тренировать. Они складываются после долгого повторения. Привычки - результат научения и обучения, чаще всего сознательного и целенаправленного, реже - стихийного.
Более сложным образованием выступают мотивы - осмысленные побудители действия. Мотив и потребность - не одно и то же. Мотив - разумно объясненная причина поведения, осмысленное действие. Потребность - всего лишь ощущаемое, переживаемое состояние организма или психики, сопровождаемое дискомфортом и не имеющее субъективного смысла.
В психике человека расположен огромный мир чувств Они разнообразны по своей природе. От простейших ощущений и промежуточных эмоций-переживаний до сложнейших социальных чувств. Разнообразие мира чувств называют душевным богатством. Их комбинацию именуют темпераментом - типом психического склада индивида.
|
|
Другие чувства определяются одновременно социальным окружением и внутренним миром человека. Многие чувства можно и нужно воспитывать, например чувство порядочности, чувство долга, чувство уважения к старшим. Тренируют и воспитывают также силу воли. Сила воли - способность делать то, что тебе неприятно или в чем нет никакой биологической потребности, способность преодолевать препятствия. В основе труда, как и в основе воспитания, лежит сила воли. На воле, как на своеобразном жестком каркасе, крепится чуть ли не весь мир чувств. Из аморфного образования благодаря волевому началу они превращаются в стройное целое - характер. Характер человека воспитывается.
Высшее проявление человеческого сознания - интеллект, разум, рассудок, дух.