Структура человеческой психики

У человека и животного есть общие и отличительные черты. С высшими животными человека роднит наличие психики (от греч. psychika - душевный) - совокупности душевных процессов и явлений, а отличает от животных наличие у человека созна­ния - высшей формы психики.

Психика - особая форма отражения действительности, по­являющаяся на определенной ступени биологической эволюции.

Психические процессы - процессы, происходящие в голо­ве человека и отражающиеся в динамически изменяющихся «психических явлениях: ощущениях; восприятии; воображении; 1>памяти; мышлении; речи и др.

С помощью этих явлений человек познает мир, поэтому их называют познавательными процессами. Другие явления, регу­лирующие его общение с людьми, непосредственно управляю­щие действиями и поступками, называются психическими свойствамии состояниями личности, и включают: потребности, мотивы, цели; интересы; волю; чувства; эмоции; склонно­сти; способности; знания; сознание.

Важную роль в организации психической жизни человека играют инстинкты и рефлексы - то, что совершенно нами не контролируется и полностью задано природой. Самый важный из них - инстинкт самосохранения. Множество человеческих действий обусловлено им (обожглись или укололись и тут же одернули руку). Болевой стресс - это физиологическое предупреждение, что мы переступили черту и нарушили инстинкт са­мосохранения (или, иначе, выживания). Каждое живое сущест­во борется за свою жизнь и сохранение себя.

Потребности — малоуправляемые побудители действий, нужда человека в чем-либо (проголодались - спешим утолить голод, холодно - укрываемся в теплом месте).

Приобретенные способы удовлетворять потребности и реа­гировать на инстинкты называются привычками. Привычки — наши повседневные помощники (ставить бьющиеся предметы на стол, а не бросать, закрывать за собой дверь, обходить сторо­ной высокие препятствия и т.д.). Привычки сродни инстинктам и потребностям только в одном - действуют автоматически, не­осознанно. Но способ их приобретения разный. Привычки надо тренировать. Они складываются после долгого повторения. Привычки - результат научения и обучения, чаще всего сознательного и целенаправленного, реже - стихийного.

Более сложным образованием выступают мотивы - осмыс­ленные побудители действия. Мотив и потребность - не одно и то же. Мотив - разумно объясненная причина поведения, ос­мысленное действие. Потребность - всего лишь ощущаемое, пе­реживаемое состояние организма или психики, сопровождаемое дискомфортом и не имеющее субъективного смысла.

В психике человека расположен огромный мир чувств Они разнообразны по своей природе. От простейших ощущений и промежуточных эмоций-переживаний до сложнейших социаль­ных чувств. Разнообразие мира чувств называют душевным бо­гатством. Их комбинацию именуют темпераментом - типом психического склада индивида.

Другие чувства определяются одновременно социальным окружением и внутренним миром человека. Многие чувства можно и нужно воспитывать, например чувство порядочности, чувство долга, чувство уважения к старшим. Тренируют и вос­питывают также силу воли. Сила воли - способность делать то, что тебе неприятно или в чем нет никакой биологической по­требности, способность преодолевать препятствия. В основе труда, как и в основе воспитания, лежит сила воли. На воле, как на своеобразном жестком каркасе, крепится чуть ли не весь мир чувств. Из аморфного образования благодаря волевому началу они превращаются в стройное целое - характер. Характер чело­века воспитывается.

Высшее проявление человеческого сознания - интеллект, разум, рассудок, дух.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: