Социальная структура общества

Социальная структура - своеобразный скелет общества. Под структурой в науке принято понимать - совокупность взаимо­связанных элементов, составляющих внутреннее строение объ­екта

Взгляды на природу и сущность социальной структуры об­щества в современной философии и социологии отображены в нескольких концепциях:

- представители первой концепции рассматривают социаль­ную структуру общества через такие социальные образования, как социальные группы или социальные общности (американ­ские социологи Т. Парсонс, П. Лазарфельд);

- вторые признают в обществе существование классов (мар­ксистская точка зрения);

- третья концепция немецкого философа М.Вебера - теория стратификации.

Сторонники первой концепции считают, что люди, осущест­вляя совместную деятельность, объединяются в различные группы, общности. Все социальные группы объективно возникают в ходе жизнедеятельности людей вне зависимости от их воли и желания. Целью объединения людей является удовлетворение потребности индивидов в осуществлении совместных, солидарных и скоординированных действий. Взаимодействие людей в группах и групп между собой составляет социальную сферу жизнедеятельности общества.

Каждую социальную группу характеризуют определенные связи и общие социально значимые признаки.

Таким образом, под социальной группой, или социальной общностью, принято понимать любую совокупность людей, вы­деленных по социально значимым критериям:

- пол;

- возраст;

- национальность;

- религиозная принадлежность;

- профессия;

- место жительства;

- доход;

- власть,

- образ и стиль жизни и т.д.:

- образование и другие

Таким образом, в широком смысле понятие социальной группы охватывает любое социальное объединение - от семьи и группы сверстников до общества данной страны и даже всего человечества

Исследователи-социологи объясняют возникновение и существование стабильных социальных групп прежде всего обще­ственным разделением труда и специализацией деятельности.

Социальная группа - это посредник между отдельным чело­веком и обществом в целом, но группа - это еще и та среда, в которой возникают и развиваются коллективные процессы

Итогом групповой деятельности человека является.

- способность к абстрактному мышлению;

- речь;

- язык;

- самодисциплина,

- нравственность.

В группе рождаются нормы, правила, обычаи, традиции, ри­туалы, церемонии. Здесь закладывается фундамент социальной жизни. Человек нуждается в группе и зависит от нее. Люди вы­живают только сообща. Социальная структура общества - это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социаль­ных групп, а также социальных институтов и отношений между ними.

Согласно марксистской точке зрения социальная структура общества представлена на основе выделения классов. Классы представляют собой большие группы людей, в которых опреде­ляющим фактором являются отношения собственности, способы и размеры получения людьми доходов. Наиболее полное опре­деление классов в научной литературе было дано В.И. Лениным «Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественно­го производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают». На базе этого определения сложился производственно - экономический подход к социальной структуре общества. Этот подход традиционно использовался в нашей стране.

На его основе в зависимости от исторического периода вы­деляют в качестве основных следующие классы:

- рабов и рабовладельцев;

- феодалов и феодально-зависимых крестьян;

- буржуазию и пролетариат. В социалистический период выделяли два класса: рабочих и крестьян и большой социальный слой - интеллигенция.

Однако «замкнутость» на экономику не может объяснить той многоплановости и объемности, которые в реальной жизни характеризуют социальную структуру общества.

В XX в. широкое распространение получили идеи об обще­стве немецкого мыслителя М. Вебера. Не отрицая понятие клас­са, он предложил расширить круг критериев дифференциации, включив в него отношение к власти и статус. В 60 г. XX в. утверждается теория социальной стратификации, которую активно развивали американские социологи К. Дэвис. У. Мур. В основе этой теории лежит дифференциально-функциональный подход, с уть которого в том, что наряду с производственно-экономическими в круг критериев следует включить образование, пол, возраст, имущественное положение, расу, статус, отношение к власти и т.д. Само понятие стратификации пришло в социологию из геологии, где страта означает геологический пласт. Это понятие является более универсальным и достаточно полно передает содержание социальной структуры.

Страта - это социальная общность, объединяющая людей на каких-то общих позициях или имеющих общее дело. Пред­ставители одной страты (слоя) обычно обладают схожими жизненными возможностями, ценностными ориентирами, часто осознанно относят себя к данной группе.

Представители этой теории утверждают, что понятие класса применялось для анализа социальной структуры прошлых обществ, в том числе индустриального (капиталистического), в современном постиндустриальном обществе оно не работает, потому что изменились отношения собственности (появились акционерные общества - большое количество собственников и в то же время сформировался новый социальный слой – наемные менеджеры).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: