Студопедия
МОТОСАФАРИ и МОТОТУРЫ АФРИКА !!!


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Социальная работа за рубежом в ХХ веке




1. Социальная работа в США.

2. Социальная работа в Скандинавских странах.

3. Социальная работа в Европейских странах.

1. США считаются родиной социальной работы, где традиции социальной помощи, как и во всех других странах, закладывались в благотворительной и филантропической деятельности церкви, частных лиц и общественных организаций еще в XVIII–XIX вв. Однако постепенно сам процесс оказания конкретной помощи нуждающимся в разных ее формах сконцентрировался в руках особой категории работников – так называемых социальных работников, которые трудились в детских приютах, лечебницах для неимущих, распределяли разного вида пособия и т.д.

Возникновение социальной работы как профессиональной деятельности непосредственно связано с появлением в 1899 г. книги Мэри Ричмонд «Дружеский визит к беднякам: руководство для работающих в благотворительных организациях», где были заложены научно обоснованные методы социальной работы. Примерно в это же время возникают первые школы по подготовке профессиональных социальных работников.

Действующая в настоящее время в этой стране система социальной помощи населению является гибкой и сложной. Существуют государственные службы, оказывающие разного вида помощь: Управление по социальному обеспечению, Министерство сельского хозяйства, Детское бюро, Служба защиты детей. Помимо этого действует разветвленная сеть частных служб.

Американская модель характеризуется преобладанием либеральной направленности в социальной политике. Однако она не предполагает столь активного влияния государства на социальную сферу и соответствующего участия в социальной защите. Кроме того, приоритетное место в организации социальной работы здесь отводится не муниципалитетам, а благотворительным и некоммерческим (ассоциативным) организациям. Все это позволяет определять американскую систему социальной защиты как либерально-ассоциативную.

Американской модели социальной работы свойственна система признаков. К числу важнейших из них следует отнести:

– наличие сильного либерального компонента в социальной политике;

– преобладающее значение ассоциативных организаций в сфере социальной помощи и поддержки при финансировании со стороны государственных структур;

– важная роль страховых механизмов социальной защиты;

– децентрализация системы социальной работы.

В целом эта система полностью децентрализована и функционирует через разного рода социальные программы, регламентируемые или федеральным законодательством, или законодательством штата, или совместными органами управления. Отдельные программы принимаются и местными властями, что позволяет учитывать потребности в социальной помощи каждого конкретного региона. Сегодня все программы социальной помощи США исходят из концептуальных и теоретических посылок о том, что свобода может быть расширена только путем повышения социальной ответственности.




Практически в каждой школе страны есть школьный социальный работник. Это направление социальной работы получило настолько широкое распространение, что в настоящее время оно рассматривается как отдельная специальность в социальной работе, которая сосредоточивает свое внимание на помощи учащимся в их успешном приспособлении к школе, на координации действий семьи и общины и влиянии на них для достижения этой цели. Школьные социальные работники помогают учащимся, их семьям, учителям и школе в целом в решении таких проблем, как пропуски занятий, социальное отчуждение, агрессивное поведение, недисциплинированность и последствия различных физических, эмоциональных и материальных проблем.

С 1935 г. в США Законом о социальном страховании были установлены два вида страхования – пенсии и медицинское страхование лиц в возрасте 65 лет и старше. Действие указанного закона распространяется также на рабочих и служащих частного сектора. Для железнодорожников, федеральных гражданских служащих, ветеранов войны и военнослужащих установлена особая система социального страхования. Вместе с тем государственным страхованием не охвачены сельскохозяйственные рабочие, работники мелких предприятий, поденщики и некоторые другие категории трудящихся.

Американцы, реформируя пенсионную сферу, продолжают сохранять распределительную систему пенсионного обеспечения как главную государственную пенсионную программу. Она по-прежнему обеспечивает население страны тем уровнем пенсионных выплат, на который оно имеет право по закону. Как показывают расчеты, уже к 2013 г. в США поступления в пенсионный фонд государственного страхования могут оказаться ниже необходимых пенсионных выплат, осуществляемых по распределительной пенсионной системе. Поэтому здесь заблаговременно был взят курс на параллельное использование других пенсионных схем, рассчитанных прежде всего на расширение частного пенсионного страхования, которое создает возможности для довольно существенного увеличения суммарной пенсии.



Система частного пенсионного обеспечения американцев состоит из двух основных видов: частные пенсионные системы (планы) по месту работы и личные пенсионные счета. Во второй половине 90-х гг. 48% работников в возрасте от 25 до 44 лет и 56% в возрасте от 45 до 64 лет были участниками частных пенсионных планов. Такое масштабное участие населения страны в частном пенсионном страховании позволило обеспечить огромные инвестиции. Из пенсионных планов по месту работы наиболее популярной является система с установленными взносами, которая обычно финансируется предпринимателями и наемными работниками в равных долях.

При этом каждый участник такого плана имеет свой персональный счет в пенсионном фонде и право выбора между различными инвестиционными программами, которые предусматриваются управляющими компаниями. Широкое развитие в США получила и система личных пенсионных счетов. Размеры ежегодных взносов здесь ограничены верхним пределом в 2 тысячи долларов. Средства со счета нельзя снять до достижения 59,5 лет, а после достижения 79,5 лет счет закрывается в обязательном порядке.

Отличие частной пенсии от государственной состоит в том, что она выплачивается рабочим и служащим после 10 лет непрерывного стажа в одной фирме, а государственная – независимо от места работы.

Кроме общей федеральной программы, на уровне штатов существуют программы страхования на случай производственного травматизма или профессиональных заболеваний. Компенсация (за увечья на производстве; гибель и т.д.) достигает до 2/3 заработной платы, и в основном она (компенсация) выплачивается частными страховыми компаниями.

Курс на коммерциализацию сферы социальных услуг, развитие самообеспечения дополняется в сфере занятости жесткой рестриктивной политикой на рынке труда. Она проявляется в крайне малом сроке выплаты пособий по безработице (6 месяцев), относительно небольшом размере самого пособия, дифференцированного по разным штатам (в богатейшем городе Сан-Франциско в 90-е гг. ежемесячный размер пособия по безработице составлял 375 долларов). Кроме того, около четверти американских рабочих вообще не были охвачены страхованием по безработице. В случае закрытия предприятия им приходилось обращаться за поддержкой в государственные органы вспомоществования, призванные оказывать хотя бы минимальную социальную помощь.

Что касается вспомоществования бедным, то оно и получило распространение с 1960-х годов и нацелено на обеспечение гарантированного дохода, поддержку семей с детьми, престарелых, инвалидов, многодетных или неполных семей (где глава семьи женщина или безработный), нуждающихся в продовольственной, жилищной и медицинской помощи. Гарантированный государством доход в США соответствует «черте бедности». Он систематически корректируется с учетом уровня инфляции и может быть увеличен за счет бюджетных средств штатов. Продовольственная помощь осуществляется главным образом путем предоставления нуждающимся продуктовых талонов. Их получают лица или семьи, доход которых не превышает 125% от дохода «черты бедности». Талоны предоставляются им бесплатно или по сниженным ценам. Другие формы продовольственной помощи – школьные завтраки, помощь матерям с детьми до 1 года и т.д.

В США довольно широко распространены также дополнительные выплаты (оплата отпусков и больничных листов, дополнительных пособий по безработице, субсидии на продолжение образования и юридические услуги).

Государственные структуры США стимулируют участие в решении проблемы безработицы частные корпорации. Они, получая от государства налоговые и иные льготы для трудоустройства социально уязвимых групп населения, расширяют найм на работу лиц с ограниченной трудоспособностью, трудоустраивают длительно незанятых, внедряют гибкие графики работы, расширяют программы подготовки и переподготовки персонала и др. Однако далеко не всегда такая политика стимулирования частных компаний компенсирует снижение участия самого государства в организации и финансировании деятельности в сфере занятости. Рестриктивные меры оборачиваются обострением некоторых проблем на рынке труда. Так, в течение довольно длительного времени в США не удается существенно снизить уровень молодежной безработицы. Серьезной проблемой остается трудоустройство отдельных категорий инвалидов. Абсолютное большинство американских инвалидов по зрению – более 70% способных к труду слепых не может рассчитывать на поддержку государства в решении вопроса своей занятости, оставаясь нетрудоустроенными.

В США большое число частных агентств задействовано в социальной работе и широко распространена практика платных социальных услуг. Более того, на принципах коммерциализации здесь строится деятельность очень многих социальных учреждений. 80% американских домов для нетрудоспособных приносят прибыль концернам, которые ими владеют. В зависимости от величины оплаты в частных пансионатах для инвалидов и престарелых предоставляются услуги различного уровня. Состоятельные клиенты проживают в роскошных условиях с многочисленным обслуживающим персоналом, а малообеспеченные лица получают минимум услуг, живя с несколькими жильцами в одной комнате.

Платное обслуживание осуществляется и в частных домах для престарелых семейного типа. Такие дома предназначены для тех, кто не в состоянии жить самостоятельно и лишен возможности проживать в семье. Домом семейного типа для пожилых может быть благоустроенное жилье частного лица, изъявившего желание за определенное денежное вознаграждение обслуживать престарелого человека. Лицам, работающим в семейных домах, обычно платят из личных средств клиентов, из их пенсий, пособий.

Так, исследованиями правительства в начале 80-х годов установлено, что треть домов для престарелых не соответствовала необходимым стандартам безопасности и качества. Одна из причин этого – многие дома престарелых находятся в частном владении. Поэтому государство вынуждено лицензировать и инспектировать их деятельность. Другая проблема состоит в том, что на пожилых американцев (12% населения) идет треть всех национальных расходов на здравоохранение. В то же время более 30 млн граждан в более молодом возрасте не имеют страхования здоровья. Поэтому попытка еще увеличить расходы на старшее поколение (а они действительно нужны) может усугубить конфликт поколений, чего нельзя допустить.

Специальные учреждения социальной помощи детям предоставляют (для малообеспеченных семей бесплатно) следующие услуги: организация специальных групп профессионального обучения для родителей, обеспечение помощи по трудоустройству; обеспечение присмотра за детьми работающих в дневное и вечернее время родителей; создание при городских центрах здоровья служб для незамужних матерей; создание и поддержка служб защиты детей, подвергающихся насилию; создание и инспектирование детских домов, работа с приемными семьями, наблюдение за адаптацией ребенка в новой семье; развитие социальных служб помощи детям в получении образования, помощи родителям в ведении домашнего хозяйства и т.д. В экстремальных ситуациях службы берут на себя заботу о детях независимо от уровня доходов семьи. В задачу детских социальных служб входят и вопросы усыновления детей-сирот.

Социальная работа с несовершеннолетними правонарушителями и подростками «группы риска» в США строится на основе целого ряда программ: базовых программ полиции (они предусматривают функционирование полицейских атлетических клубов с целью привлечения несовершеннолетних к полезным делам); базовых программ судов по делам несовершеннолетних (они предусматривают главным образом реабилитацию указанных лиц); базовых программ школ. Последние подразделяются на две группы: программы для нормальных и специальных школ, рассчитанных на «трудных» и осужденных подростков. Созданные в 1967 г. бюро социальных услуг молодежи выступают в роли посредников и контролируют деятельность сервисных организаций с целью соответствия ее потребностям несовершеннолетних.

Одной из важных проблем американского общества остается проблема социальной защиты расовых и этнических меньшинств страны. Сюда относятся лица, находящиеся на низших ступенях социальной жизни, в основном чернокожие американцы, американские индейцы, туземцы Аляски, американцы латиноамериканского и азиатского происхождения. Практика социальной работы с этническими группами в США строится, во-первых, на ценностях, присущих социальной работе вообще, во-вторых, на понимании этнических реалий, в-третьих, на профессиональном подходе, в-четвертых, на практическом опыте. Иначе говоря, эти концепции предполагают необходимость приспособления общих основ и методов социальной работы к этническим реалиям страны.

В 1990-х – начале 2000-х гг. государственной властью предпринимались попытки переориентировать программы помощи различным категориям граждан с социальных выплат на стимулирование их трудовой активности. Средством реализации этой цели стал федеральный закон «О личной ответственности и возможностях трудоустройства», вступивший в силу в конце 90-х гг. Он обязал трудоспособных получателей социальной помощи либо работать, либо проходить профессиональную переподготовку. В соответствии с этим законом выплата различных социальных пособий ограничивалась в США пятилетним сроком. С учетом ужесточения требований к получателям пособий может существенно возрасти значение налоговых льгот для работающих малоимущих. Здесь полагают, что увеличение размеров дохода, не подлежащего налогообложению, будет способствовать ориентации трудоспособных граждан на самообеспечение.

Для стимулирования деятельности частных учреждений и социальных агентств федеральное правительство периодически предоставляет целевые субсидии, реализуемые на уровне штатов в виде конкретных социальных программ. Государственные органы сохраняют за собой право выдачи лицензий частным социальным службам и контролируют соответствие уровня их услуг нормативным требованиям.

Отличительной стороной американской модели социальной работы является преобладающее значение в ее проведении ассоциативных организаций, получающих поддержку государственных структур. В последнее десятилетие в США эффективно действует схема, по которой государство в лице правительственных органов разрабатывает и финансирует социальные программы, а ассоциативные (некоммерческие) организации самостоятельно или совместно с муниципалитетами реализуют их на местах, контролируя справедливое распределение государственных дотаций.

Сегодня в мире лишь Соединенные Штаты Америки имеют такую разветвленную сеть ассоциативных организаций, охватывающих столь большое число людей.

2. В скандинавских странах преобладает государственная модель организации социальной защиты. Как правило, понятие «социальная защита» в этих странах трансформировано в понятие «социального благосостояния». Эта модель включает в себя обязательную социальную политику, регулируемый государством уровень доходов, а также уравнительный, всеобщий характер социальных льгот и выплат. Несмотря на схожие во многом черты социальной политики, скандинавские страны несколько различаются по характеру и организационным формам реализации социальной политики.

Во всех странах Скандинавии социальная политика прочно связана с концепцией «государства благосостояния», которая в последнее время подверглась существенной трансформации. Однако прежде чем говорить о трансформациях, необходимо обратиться к самому понятию социального благосостояния. Понятие социального благосостояния может быть раскрыто в двух вариантах: в широком смысле слова и узком.

В узком смысле слова социальное благосостояние включает в себя гарантированный минимум доходов (материальное вспомоществование) и социальный контроль за благосостоянием детей, а также социальный контроль в отношении асоциальных групп населения, в основном, алкоголиков и наркоманов.

В широкой смысле слова социальное благосостояние включает в себя, помимо вышеперечисленного, разного рода социальные услуги, гарантирующие гражданам социальную безопасность (за исключением социального страхования).

Местные органы власти уполномочены следить за выплатой социальных пособий, соблюдением минимального гарантированного дохода (материальная безопасность), а также за работой местных социальных служб.

Становление и развитие системы социального благосостояния связано с соответствующими законодательными актами, которые были приняты в большинстве скандинавских стран в 1970–80-е годы.

Характерно, что Законы о социальном благосостоянии во всех скандинавских странах являются «рамочными» законодательными актами. Они не фиксируют детали организации социального обслуживания, номенклатуру служб и перечни услуг. Принимая такого рода законы, законодатели считают, что общество сейчас развивается более ускоренными темпами по сравнению с предыдущими периодами, поэтому законодательство может отставать от потребностей дня. Закон о социальном благосостоянии является основным законом, который обязаны соблюдать все без исключения. Кроме того в скандинавских странах действуют специальные, подзаконные акты, которые дополняют основной закон особенно в той части, которая касается прав и статуса особых групп клиентов.

Основной закон обязует местные власти:

1. Предоставить жителям социальные услуги.

2. Гарантировать получение минимального денежного дохода людям, проживающим на территории муниципалитета.

3. Гарантировать жителям социальные пособия.

4. Осуществлять надзор за расходованием минимального денежного дохода и социальных пособий, давать консультации по их правильному использованию.

5. Информировать жителей о системе социального благосостояния и социальной безопасности.

Местные органы власти также несут ответственность за благосостояние детей и молодежи, организацию и содержание детских садов, обслуживание и уход за психическими больными и инвалидами, а также несут ответственность за жизнь наркологических клиентов. В дополнение к выплатам минимального гарантированного пособия местные власти обязаны также выплачивать своим клиентам социальные пособия, которые включают в себя: пособие при рождении ребенка, пособие по беременности и родам, пособие на иждивенцев военнослужащих, пособие на содержание детей, пособие по инвалидности. Родители могут сами выбрать форму пособия на ребенка до 3 лет: в виде услуг детского сада, в денежной форме при содержании ребенка дома.

Норвегию (с населением около 4 млн, человек) часто определяют как государство всеобщего благополучия со смешанной экономикой, основанной на значительных доходах от производства бензина. Финансирование социальной сферы и сферы охраны здоровья составляет 1/3 общего государственного дохода, и каждый десятый трудящийся занят в социальной сфере или сфере охраны здоровья.

Система медицинского страхования финансируется налогами с работающих, работодателей, областей и муниципалитетов. Эта программа включает выплаты: пенсионерам (после 67 лет), вдовам, детям до 18 лет, нетрудоспособным, по болезни, медицинские и повседневные выплаты во время болезни и после родов, еженедельные выплаты по безработице (до 80 недель), за производственные травмы, матерям и отцам-одиночкам.

Каждый муниципалитет должен иметь социальные офисы, которыми могут пользоваться. Социальные офисы предоставляют широкий спектр услуг, основываясь на соответствующих законодательных актах. Социальная защита по акту 1964 г. предусматривает предоставление социально-экономической помощи тем, у кого нет права на какие-либо выплаты, на пенсию по схеме национального страхования и кто не способен поддерживать свое существование. Экономическая помощь может быть оказана в виде пособия, ссуды или дотации, например, для проезда студентов на каникулах. Информация, советы и денежная помощь – главные направления в работе по этому акту.

В муниципалитетах ведется контроль за употреблением алкоголя через его распределение в магазинах, кафе и ресторанах, осуществляются основные профилактические меры, направленные на снижение употребления алкоголя и наркотиков. Профилактическая работа среди молодежи, поддержка и субсидии, выделяемые безалкогольным молодежным клубам, дискотекам и другим подобным заведениям, могут быть конкретными действенными мерами в этой области. Кроме того, среди молодежи, злоупотребляющей алкоголем и наркотиками, проводится также так называемая «работа на улице».

Цель основных профилактических мер – улучшать жизненные условия детей. Применительно к практической социальной работе это выполняется через общественную работу, открытие детских площадок, детских садов, молодежных клубов или решение транспортных проблем, восстановление домов и т.д. Это основные профилактические меры выходят за пределы работы социальных офисов и включаются в общие планируемые процессы административных систем в муниципалитетах.

В семьях, где дети живут «в неблагоприятных условиях», которые негативно влияют на их здоровье, профилактические меры таковы: семейный надзор, поддержка и совет семье, экономическая поддержка, помощь в решении каких-либо школьных проблем или обеспечение местами в яслях или детском саду для улучшения ситуации в семье, чтобы родители получили возможность дать детям необходимое воспитание. Но если родители не могут заботиться о своих детях, отдел по защите детей берет на себя ответственность по их защите, воспитанию и помещению в приемные семьи или детские дома. В большинстве случаев эти меры временные, так что если ситуация меняется к лучшему, то ребенок может вернуться обратно в семью. Существуют различные виды институтов, которые используются в таких ситуациях: дома матери и ребенка, детские дома, молодежные дома, семейные дома, институты для наркоманов и т.д. Примерно 0,3% всех детей постоянно находится под муниципальным присмотром.

В социальной работе в Норвегии выделяют три профессиональных уровня и образования:

1) социальный работник (соционом) – работа в городских социальных конторах, направленная на обеспечении социальной безопасности;

2) социальный педагог – профессионально работает с детьми в детских институтах;

3) социальный работник, специализирующийся на работе с инвалидами внутри и вне социальных институтов.

В Нидерландах первый, весьма ограниченный социальный закон, который касался бедных, был издан еще в 1848 г. И с этого времени началось развитие социальной работы. Однако особенно интенсивный характер оно приобрело после Второй мировой войны, когда при активном финансовом участии США началось восстановление страны из руин. В этот период очень сильно было американское влияние и в области социальной работы: американцы разрабатывали методы и формы оказания социальной помощи, подготовки кадров. По всей стране появились школы социальных работников.

В 1965 г. было создано Министерство социальной работы, которая все больше приобретала статус профессии. При финансовой поддержке министерства появилось по американскому образцу множество институтов, агентств, организаций, которые занимались различными проблемами людей. Постоянно возникали разнообразные идеи и проекты, однако в целом вся эта деятельность носила бессистемный характер. Тогда парламентом страны был поставлен вопрос о координации деятельности всех учреждений данного профиля, и сам он взял на себя роль распределителя финансов и координатора, что во многом способствовало упорядочению сферы социальной работы, приданию ей характера системы. В настоящее время в стране существует разветвленная сеть социальных служб разного профиля, в том числе и направленных на решение проблем детства, — как традиционных, встречающихся практически во всех странах, так и имеющих инновационный характер.

Например, в последнее время в Нидерландах наряду с детскими домами и приютами для детей и подростков с психосоциальными проблемами появились и такие формы социальной работы, как помещение ребенка в другую семью, проживающую в том же месте, или дневная помощь. Возникновение таких форм социально-педагогической помощи было связано с осознанием того, что удаление подростков из домашней обстановки и привычного окружения имеет много недостатков.

Программа дневной помощи была создана для работы с подростками в возрасте от 12 до 21 года, как правило, бросившими школу и не нашедшими места работы, имеющими минимальную социальную поддержку и желающими изменить ситуацию. Реализуется эта программа через центр по оказанию социальной помощи молодежи, где с подростками, которые остаются жить в семье, работают по группам (10 человек в группе). Во время реализации программы дневной помощи учение временно отодвигается на второй план, и акцент переносится на оказание именно социальной помощи. Финансируется программа дневной помощи на 100 % государством.

Представляет интерес и такой учебно-производственный проект, как «Гаагские учебные мастерские». Они начали работу в 1989 г. по инициативе муниципалитета Гааги, поэтому целиком относятся к его компетенции и предназначены для молодых людей, в течение длительного времени не имеющих работы. Суть проекта заключается в том, что молодые люди из числа безработных обучаются в мастерских и по окончании четырех-пятимесячного курса получают удостоверение, гарантирующее им рабочее место или возможность продолжать учение. Во время обучения они сохраняют статус безработных, а поэтому за ними остается право на получение пособия по безработице. Цель проекта – повысить мотивацию молодых людей и их активность на рынке труда. Это осуществляется путем индивидуализированного подхода и дифференцированного подбора учебной траектории для каждого.

В рамках проекта применяется так называемый рамочный подход, предназначенный для молодых людей с различным уровнем отставания в учении и профессиональной подготовке. Примером социального учреждения нового типа, созданного по частной инициативе, может служить пансион «Зейзихт» для работы с бездомной молодежью. Он был открыт в 1990 г. и оказывает помощь в тех случаях, когда обычная сеть социальных служб не справляется с задачей. В пансионе бездомные подростки могут найти приют за сравнительно небольшую плату, которую они выплачивают из средств, получаемых в качестве пособия (в Нидерландах все молодые люди, достигшие 18 лет, имеют право на пособие). Условия пребывания в пансионе сравнимы с гостиничными, однако принципиальной особенностью является то, что работа здесь строится на доброжелательной по отношению к клиентам основе.

В Финляндии первые специализированные законы о социальной защите, которые касались проблем защиты ребенка, алкоголизма, бродяжничества и которыми государство стремилось предотвратить развитие нежелательных тенденций в социальной жизни общества, были изданы в 1936 г. Профессиональная подготовка социальных работников была начата в 1942 г. в школе общественных наук г. Хельсинки.

Социальная политика на протяжении всех этих лет разрабатывалась и претворялась в жизнь государством и коммунами. В 1980-х годах возникла идея о муниципальной социальной политике, по этой проблеме был проведен ряд дискуссий. По данным исследований, среди всех видов социального обслуживания самыми высокими темпами в Финляндии развивается организованный уход за ребенком в дневное время, который осуществляется детскими учреждениями, отдельными семьями, а также путем организации социальными работниками игр и детской самодеятельности. Широкое распространение получили группы надомного обслуживания, оказывающие бытовые услуги на дому семьям с маленькими детьми, престарелыми, работающими родителями.

Государственная политика Финляндии направлена на выравнивание доходов семей, имеющих детей, и бездетных граждан путем перераспределения доходов. Доплата на детей, пособия на воспитание малолетних, пособия на рождение ребенка и его содержание – важнейшая часть перераспределения доходов в пользу семьи. Муниципалитеты могут дополнительно увеличивать пособие на прожитье, солдатское пособие для жен и детей военнослужащих.

Финская социальная политика стремится изменить свою стратегию. До недавнего времени проблемы безработицы решались при помощи страхования доходов и «активных» мер по обеспечению занятости. Поддержка безработных осуществлялась в форме обучения и реабилитации с использованием фондов занятости. Если люди в течение длительного времени не работали, то их просто принуждали работать, а люди предпенсионного возраста получали пособия по безработице.

В 1990 г. Финляндия отказалась от политики принудительной занятости.

Летом 1993 г. в Финляндии ВОЗ проводила семинар, посвященный влиянию экономических изменений на состояние здоровья и на социальное благосостояние. Одной из главных обсуждаемых проблем было предотвращение роста уровня социального беспокойства, патологической тревожности среди населения в связи с ростом безработицы. Было сделано заключение о том, что, если умело применить соответствующую социальную политику, рост безработицы не обязательно должен привести к социальной нестабильности. Были рекомендованы три типа действий: продолжить проведение мероприятий, направленных на укрепление доходов в соответствии с заработной платой, сохранить тактику диверсифицикации или градации по категориям в секторе безработных на рынке рабочей силы, и поддерживать действия, направленные на мобилизацию самих безработных на активный поиск работы и новых сфер занятости. Эти меры могут помочь избежать опасных для стабильности социальных потрясений.

3. Британскую модель социальной работы можно охарактеризовать как либерально-традиционную. Либеральная составляющая социальной политики здесь остается определяющей. Однако при этом в сфере социальной защиты Великобритании традиционно сохраняется государственное влияние. В социальном обслуживании нуждающихся в Великобритании активно используются такие рыночные механизмы, как платные услуги, деятельность частных социальных агентств. На социальные услуги здесь установлена дифференцированная оплата в зависимости от места жительства и средств, которыми располагают лица, нуждающиеся в них. Стоимость услуг в разных графствах страны неодинакова. Чтобы меньше платить социальным службам за услуги, их клиенты должны своевременно представить документы о доходах.

В Англии расширяется численность частных социальных служб и агентств, обслуживающих пожилых и инвалидов. После закрытия в 90-е гг. XX в. большого количества специализированных больниц, оказывавших стационарную помощь таким людям, эти функции взяли на себя некоторые частные социальные службы. Система платных социальных услуг, функционирование частных агентств в сфере обслуживания имеют место во многих странах мира.

Максимальный размер государственной пенсии сегодня составляет чуть менее 80 фунтов в неделю (около 150 долларов), что меньше необходимого прожиточного минимума. Корпоративно-профессиональные пенсионные системы не являются в Великобритании обязательными. Более того, права их участников в течение первых двух лет страхования практически не защищены. В связи с этим значительная часть британцев для обеспечения достойного уровня жизни в старости вкладывает деньги в частные страховые фонды. Государство в свою очередь стремится поддерживать это, выдавая некоторым частным страховым фондам необходимые субсидии.

Право на пенсию по системе государственного страхования имеют в Англии мужчины по достижении 65-летнего, а женщины – 60-летнего возраста при условии выплаты страховых взносов в государственный Национальный страховой фонд в течение
35 лет. У тех, стаж работы меньше, сокращается и пенсионное пособие. Англичане могут выходить на пенсию и несколько раньше или позже установленного возраста. В данном случае соответственно уменьшается или увеличивается размер пенсионного довольствия. Причем большинство пенсионеров так и делают. В начале 2000-х гг. средний возраст выхода на пенсию составлял в Великобритании: 62,6 лет для мужчин и 63,4 лет для женщин.

Не каждая англичанка может рассчитывать на получение женского пособия. Оно полагается ей лишь в том случае, если женщина проработала не менее двух лет. Молодые матери, не успевшие еще приобрести такой стаж, на рубеже 1990-х – 2000-х гг. оставались за пределами действовавших норм, лишаясь права на получение соответствующего пособия.

Отличительной особенностью британской модели социальной работы является приоритетная социальная роль муниципалитетов при сохранении существенного влияния государства в социальной защите. Как уже отмечалось, частные агентства занимают важное место в системе социального обслуживания Англии. Однако основным субъектом в сфере социальной работы здесь являются муниципалитеты.

В течение последних трех десятилетий при городских и сельских советах функционируют муниципальные социальные учреждения – отделы индивидуальных услуг населению, выполняющие основной объем социальной работы на местах. Большая часть британских социальных работников трудится именно здесь.

Муниципальные социальные учреждения Англии предоставляют услуги на дому после внимательной оценки потребностей клиента, которому оказывается помощь в ведении домашнего хозяйства, уборке жилых помещений, приобретении продуктов, стирке белья, доставке обедов на дом. Для наиболее немощных лиц горячее питание доставляет специальная служба, называемая «передвижной столовой». В практике социального обслуживания на дому пожилых и инвалидов используются инновационные технологии. Одной из них является схема самообслуживания, разработанная и апробированная во второй половине 90-х гг. департаментом социальных служб графства Хэмпшир. По этой схеме обслуживаемый вправе сам нанять себе до семи человек – помощников: один, например, может помогать инвалиду одеваться ежедневно в течение часа, другой – помогать мыться, третий – закупать продукты и готовить пищу, четвертый – регулярно убирать жилье и т.д.

Профессиональный социальный работник, задействованный в Великобритании в муниципальных службах социального обслуживания, чаще всего выступает в роли менеджера, организующего оказание услуг со стороны сиделок, добровольцев и др. Кроме того, он оценивает качество и объем их предоставления. Им составляются индивидуальные программы обслуживания клиентов. В течение года они несколько раз пересматриваются. Изменения в составе услуг осуществляются с учетом состояния и пожеланий обслуживаемых.

С 1987 г., во всей Великобритании необходимым условием для занятия должности социального работника стало наличие соответствующей квалификации.

В Германии, в отличие от США и ряда других европейских стран, социальная работа и социальная педагогика являются хотя и тесно взаимосвязанными, но все же самостоятельными областями науки и профессиональными сферами деятельности. В то же время сегодня границу между ними провести довольно сложно.

XIX век – это век начала социальной работы в Германии. Становлению и развитию социальной работы способствовала индустриализация страны, так как с последней связано резкое обнищание семей рабочих, и, как следствие, большее число людей стало пользоваться социальным обеспечением. В 1880 г. по инициативе Германского конгресса по благотворительности был основан Германский благотворительный союз заботы о бедных. Он был переименован в Германский союз государственного и частного попечительства. Сначала он находился в Берлине, затем во Франкфурте-на-Майне. Это центральный союз, объединяющий государственные, частные, общественные учреждения, а также отдельных лиц, занимающихся реализацией социальной работы в ФРГ.

После объединения ГДР и ФРГ (3 октября 1990г.) число его участников возросло до 3000. Со стороны государства сюда вошли представители на федеральном уровне, уровне федеральных земель, свободных городов и округов. От общественных организаций в союз входят Объединения благотворительности для рабочих, католический «Каритас», Паритетный союз, Германский Красный Крест, Союз милосердия Евангелической церкви и т.д.
В него также вошли социальные работники, управленцы, руководители правлений и объединений, известные общественные деятели. В работе Союза участвуют учебные заведения, исследовательские институты, учреждения практической социальной работы.

По уставу, утвержденному собранием членов Союза 2 октября 1991 г, в Хейльбронне, главная цель союза – воплощение идей социальной работы. Его основными задачами являются: выдвижение инициатив в области социальной политики, выработка практических рекомендаций по осуществлению государственной, общественной и частной социальной работы; экспертная деятельность в области социального права; создание информационного банка для специалистов; повышение квалификации ведущих кадров и сотрудников в социальной сфере, поддержка значимых для социальной работы наук; изучение опыта и оценка развития социальной работы в других странах, развитие международного сотрудничества и обмена опытом; издание трудов и прочих публикаций по вопросам социальной сферы.

Во главе Союза стоит председатель, имеющий четырех заместителей. Эксперты разделены по комиссиям:

1) социальная помощь и социальная политика;

2) помощь молодежи, продвижение молодежи, молодежная политика;

3) оказание помощи семье, политика способствования семейным отношениям;

4) помощь здравоохранению, политика в области здравоохранения;

5) помощь людям преклонного возраста;

6) помощь инвалидам с детства;

7) помощь инвалидам, ставшим таковыми в результате несчастного случая;

8) социальные профессии;

9) организация социальных служб;

10) планирование в области социальной работы.

Осознание того, что для социальной работы нужны свои кадры, привело к открытию социальных школ. В 1905 г. появилась первая христианская социальная женская школа. В течение последующих четырех лет начали работу еще 13 других социальных школ, где девушки из буржуазных семей изучали профессий попечительницы благотворительного учреждения. Во время Первой мировой войны эстафета заботы о жертвах войны в Германии перешла от благотворительных независимых организаций к государству.

После войны все социальное обеспечение было объединено в благотворительное ведомство. В начале 20-х годов независимые благотворительные союзы объединялись в Имперское Сообщество основных независимых союзов по благотворительности. В середине 1920-х годов в больших немецких городах возникли органы государственного социального обеспечения, существующие и до сегодняшнего дня. Структурно социальное обеспечение разделялось на благотворительное ведомство (городской отдел социального обеспечения) и городское управление по здравоохранению и управление по делам молодежи.

Первые шаги по разработке методики социальной работы были сделаны в Германии на основе изучения опыта работы в США. Речь идет о патронажном методе, использованном в Веймарской республике в связи с последствиями войны, безработицей, массовым обнищанием населения. Расширенная концепция этого метода включала в себя прежде всего вопрос о причинах нужды.

Метод базируется на принципах уважения человеческой личности; активности и сознательного участия клиентов в преодолении своих трудностей; знания социальным работником своих собственных сильных и слабых сторон, ответственности отдельных лиц перед обществом. В 1926 г. Алиса Саломон опубликовала в Германии труд по социальной работе «Социальный диагноз», идеи которого были почерпнуты из одноименной книги М. Ричмонд. С приходом фашистов к власти в Германии было приостановлено демократическое развитие страны. Социальная работа была сведена к жесткому контролю над населением и стала одним из политических орудий нацистов.

С середины 1960-х годов в социальной сфере был выработан единый подход к работе с коллективами клиентов в зависимости от вида и степени социального поражения. 1970-е годы стали годами переосмысления социальной работы в ФРГ. Ученые пришли к выводу о недостаточности использования классических методов социальной работы, а также о малом использовании терапевтических средств в тех случаях, когда речь шла об охвате и решения проблемы в целом. В ФРГ проводят границу между социальной работой и социальной педагогикой. Социальный работник концентрируется на социальных проблемах клиентов, на путях и средствах, которые помогут ему решить насущные вопросы клиента. Социальный педагог участвует в повседневной жизни клиента, оказывает на нее педагогическое влияние.

В ФРГ специалист с дипломом по социальной работе чаще находит рабочее место в благотворительных учреждениях, оплачиваемых из бюджета общин, на средства церкви, реже из государственных средств. Задача социального работника как профессионала – оказать поддержку лицам, попавшим в бедственное социальное положение. В деятельности социального работника на практике воплощается социальная политика государства.

Развитие социальной работы в 1960-х – начале 1970-х годах дало толчок для образования крупных организаций по оказанию социальных услуг населению. Только к середине 1990-х годов наблюдается некоторый спад роста таких учреждений.

Социальный работник в Германии может работать как:

- помощник социального работника по уходу за пожилыми людьми;

- социальный работник по уходу за престарелыми;

- психотерапевт по детским и юношеским проблемам;

- дипломированный педагог;

- помощница по ведению домашнего хозяйства на селе, консультант по семейным вопросам;

- воспитатель;

- помощник по семейному быту;

- помощница в деле воспитания детей;

- социальный работник по уходу за инвалидами;

- воспитатель детского дома;

- организатор досуга детей и молодежи;

- ответственный работник с молодежью на местах;

- работник по делам детей и юношества;

- консультант по вопросам реабилитации;

- социальный педагог;

- социальный работник по делам иностранцев.

В ФРГ, как и в других странах, профессия социального работника имеет преимущественно «женское» лицо. Она малооплачиваема, недостаточно престижна.

Национальная система социальной защиты в странах ЕС складывалась постепенно по мере формирования соответствующих социально-экономических и политических предпосылок. Особенно бурно эти процессы проходили в послевоенное время. За последние 15 лет сгладились различия в характере систем и расходах ЕС на социальную защиту граждан. Южные страны увеличили эти расходы, а северные (Бельгия, Германия, Нидерланды) стабилизировали, достигнув оптимального уровня.

В бюджетах ЕС расходы на социальную сферу колеблются от 20% в Португалии до 32% в Нидерландах. Гораздо более дифференцированы в странах Европы выплаты в связи с безработицей. В Дании, Бельгии, Нидерландах пособие по безработице составляет в среднем от 70 до 80% ВНП на душу населения, а в Италии лишь 10%. В последней стране в случае увольнения работник получает другие компенсационные выплаты и пособия. Самый низкий уровень пособий по безработице в Италии, Англии и Греции. Причины разницы – количество людей, получающих пособие; соотношение пособия к покупательской способности. В Греции и Португалии трудоспособным, но не работающим пособие не выплачивается.

Значительны различия и в пособиях по болезни. В Бельгии, Германии, Греции, Люксембурге выплачивается полный размер зарплаты; в Дании, Испании, Нидерландах и Португалии только три четверти от зарплаты, а в Англии одну треть. Самые большие расходы на социальную защиту в Нидерландах.

ЕС делятся на группы по системе социальной защиты:

1. Германия, Франция, Бельгия, Люксембург – страны, где доминируют страховые принципы, где размеры выплат и пособий связаны с индивидуальными страховыми взносами, т.е. выплаты из страхового фонда зависят от зарплаты. Государство берет на себя обязательство, чтобы доходы гражданина не опускались ниже определенного гарантированного минимума.

2. Англия, Дания – размеры пособий соответствуют индивидуальным потребностям, а финансирование из налоговых фондов. Социальные выплаты распределяются равномерно.

3. Нидерланды, Италия – смешанная система социального обеспечения, но более близкая к первой.

4. Испания, Португалия, Греция – формируется система социальной защиты, нет гарантированного минимального дохода, социальное обслуживание доступно не всем.

Среди ЕС есть различия по выплатам семейных пособий. Греция, Италия, Португалия и Испания тратят менее 1% ВНП. Германия и Нидерланды 2%. Франция, Англия, Люксембург более 2%. Большинство ЕС озабочено сокращением рождаемости. В последние 10 лет страны внесли изменения в свою семейную политику. Во Франции приняты законы на поддержание многодетных семей (семья с тремя детьми получает пособие в размере трети средней зарплаты). В Ирландии увеличены пособия на пятого ребенка в 1989 г. и на четвертого в 1991 г. Во Франции сумма выплат на детей увеличивается, начиная со второго ребенка.

И только в Дании снижается. Во многих странах были увеличены пособия по беременности и родам. Это было связано не столько с низкой рождаемостью, сколько с поддержкой социального статуса женщин, возрастанием их роли в обществе. Такая политика направлена на то, чтобы создать наилучшие условия для сочетания производительной работы, социальной карьеры, и заботой о доме и семье. В этой связи в течение последних пяти лет во многих странах была увеличена продолжительность отпуска по беременности и родам.

Во многих странах для родителей, которые хотели бы находиться с ребенком более продолжительное время, социальные пособия весьма низки, а то и вообще отсутствуют.
В трех странах – Германии, Бельгии и Италии – существуют такие пособия. В Германии оно составляет лишь 22% от заработной платы по достижении ребенком возраста 2 лет, в Бельгии – 30–25% до одного года, и 34% в течение 9 месяцев в Италии. В других странах помощь может быть оказана при определенных обстоятельствах. Так, во Франции для одиноких матерей выплачивается 59% от последней заработной платы в течение 3 лет.

Проблема неполных семей в странах Европы важна. В Греции пособие может получить не только мать, но и одинокий отец, в Испании и Португалии лишь и отдельных провинциях местные власти вообще выплачивают такие пособия. Во Франции эта сумма составляет 50% (до 3-летнего возраста), и других же странах гораздо меньше. Только в Дании и Нидерландах эта сумма превышает 60%.

Таким образом, в ХХ веке в странах США и Европы сложилась разветвленная сеть государственных и общественных организаций помощи нуждающимся.

Вопросы для самоконтроля:

1. Чем характеризуется децентрализация системы социальной защиты в США?

2. Как оказывается помощь нуждающимся категориям населения в США?

3. В чем состоит влияние государства на функционирование системы социальной защиты в Англии?

4. Как Германия борется с проблемой безработицы?

5. Проведите сравнительный анализ основных направлений социальной защиты в европейских странах?





Дата добавления: 2013-12-28; просмотров: 9006; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома - страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 8807 - | 7165 - или читать все...

Читайте также:

  1. I. Социальная сущность войны и ее взаимосвязь с политикой на примере уроков Второй мировой войны
  2. III. ИНВАЛИДНОСТЬ КАК МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА
  3. III. ИНВАЛИДНОСТЬ КАК МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА. ЭПИДЕМИОЛОГИЯ ИНВАЛИДНОСТИ
  4. IV. Срезовая контрольная работа
  5. PR-технологии в коммерческой деятельности. Профессиональная демонстрация. Подготовка к распространению презентации (печать, упаковка). Расширенные возможности программы (работа с
  6. V-: {{8}} 08. Социальная политика Петра I
  7. VI этап. Работа с созданной базой данных
  8. XII. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ И СПАСАТЕЛЕЙ ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
  9. А работа с мегалитами выглядит так
  10. А. В. Виннер — Как работать над пейзажем масляными красками
  11. АГРОНОМИЧЕСКАЯ НАУКА В XX ВЕКЕ. чтобы уничтожить вредную чересполосицу и дать крестьянам возможность работать на отрубных участках и перейти к хуторской системе. Кроме того, раз и навсегда


 

18.204.48.199 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.024 сек.