В каждом варианте экзаменационной работы содержится фрагмент текста, взятого из книг учёных по философии, политологии, социологии и т.д. К этому фрагменту даны 4 вопроса (С4, С5, С6, С7). В каждом варианте эти вопросы специфичны и зависят от содержания самого текста, поэтому можно лишь в самом общем виде дать их классификации.
Задания С4 и С5 оцениваются в 2 балла каждое. Эти задания проверяют умения экзаменующегося адекватно воспринимать содержащуюся в тексте информацию и находить информацию, которая дана в явном виде, интерпретировать текст (определять основную идею текста, формулировать заголовок и т.п.). При ответе на эти задания экзаменующийся должен выписывать какие-то отрывки из текста как можно более полно (чтобы его ответ соответствовал предлагаемым критериям).
С4 предлагает нахождение явной информации в тексте (т.е. выписывание цитаты из текста). С5 - интеграция текста (определение основной идеи, формулирование заголовка и т.п.).
Задания С6 и С7 - задания высокого уровня сложности. Они оцениваются в 3 балла каждое. С6 - это характеристика или интерпретация текста с привлечением дополнительного материала (знаний абитуриента).
С7 похоже на задание С8, так как требует формулировки оценочных суждений и приведение собственных аргументов по проблеме, затронутой в тексте.
Как правило, ответ на данные задания требует не только правильного понимания анализируемого текста, но и дополнительных знаний по теме текста. Эти задания часто содержат требование сформулировать собственное мнение по поводу поднятых в тексте проблем и дать собственную аргументацию (выходящую за пределы информации, данной в анализируемом тексте). Поэтому задания С6 и С7 также близки к требованиям, предъявляемым к С8, о которых мы расскажем ниже.
Анализируя содержание КИМов за 2002-2005 гг., можно сказать, что ответы на задания С4-С7 наиболее сложны. Это связано с неравномерной трудностью текстов, предлагаемых в разных вариантах. В зависимости от специфики текста может меняться и специфика вопросов. Иногда ответы на «двухбалльные» и, по определению, более лёгкие вопросы С4 и С 5 на практике сложнее, чем ответы на С6 и С7. Приводить здесь примеры текстов и вопросов к ним мы считаем излишним, т.к. каждый текст и вопросы к нему неповторимы. Однако можно предложить следующую методику работы над текстом.
1. Приступая к изучению текста, составьте его план. Для этого найдите главную мысль каждого абзаца текста.
2. Используя план, но не глядя в текст, постарайтесь пересказать его как можно полнее.
3. Кратко изложите основную мысль текста и озаглавьте его.
4. Прочитайте все четыре задания к тексту.
5. Выделите в тексте фрагменты, являющиеся ответом на задания С4 и С5.
6. Выпишите эти фрагменты как можно полнее. Помните, что лучше выписать лишнее предложение, чем не упомянуть что-либо. Ведь эксперт будет оценивать ваши задания, сверяясь с критериями, в которых даны фрагменты текста. Если ваш ответ будет не полностью соответствовать критериям, вы получите не «2», а «1» балл.
7. Внимательно читайте задание. Если в нём содержатся фразы, «используя текст и свои знания», «приведите примеры», «выскажите своё мнение» и т.д., вам необходимо выйти за рамки текста и высказать собственное мнение, привести дополнительные сведения, аргументировать свою позицию какими-то примерами, не упомянутыми в тексте.