Задания С4 - С7: методика работы с текстом

В каждом варианте экзаменационной работы содержится фрагмент текста, взятого из книг учёных по философии, полито­логии, социологии и т.д. К этому фрагменту даны 4 вопроса (С4, С5, С6, С7). В каждом варианте эти вопросы специфичны и за­висят от содержания самого текста, поэтому можно лишь в са­мом общем виде дать их классификации.

Задания С4 и С5 оцениваются в 2 балла каждое. Эти задания проверяют умения экзаменующегося адекватно воспринимать содержащуюся в тексте информацию и находить информацию, которая дана в явном виде, интерпретировать текст (определять основную идею текста, формулировать заголовок и т.п.). При ответе на эти задания экзаменующийся должен выписывать какие-то отрывки из текста как можно более полно (чтобы его от­вет соответствовал предлагаемым критериям).

С4 предлагает нахождение явной информации в тексте (т.е. выписывание цитаты из текста). С5 - интеграция текста (опре­деление основной идеи, формулирование заголовка и т.п.).

Задания С6 и С7 - задания высокого уровня сложности. Они оцениваются в 3 балла каждое. С6 - это характеристика или ин­терпретация текста с привлечением дополнительного материала (знаний абитуриента).

С7 похоже на задание С8, так как требует формулировки оценочных суждений и приведение собственных аргументов по проблеме, затронутой в тексте.

Как правило, ответ на данные задания требует не только правильного понимания анализируемого текста, но и дополни­тельных знаний по теме текста. Эти задания часто содержат тре­бование сформулировать собственное мнение по поводу подня­тых в тексте проблем и дать собственную аргументацию (выхо­дящую за пределы информации, данной в анализируемом тек­сте). Поэтому задания С6 и С7 также близки к требованиям, предъявляемым к С8, о которых мы расскажем ниже.

Анализируя содержание КИМов за 2002-2005 гг., можно сказать, что ответы на задания С4-С7 наиболее сложны. Это свя­зано с неравномерной трудностью текстов, предлагаемых в раз­ных вариантах. В зависимости от специфики текста может ме­няться и специфика вопросов. Иногда ответы на «двухбалльные» и, по определению, более лёгкие вопросы С4 и С 5 на практике сложнее, чем ответы на С6 и С7. Приводить здесь примеры тек­стов и вопросов к ним мы считаем излишним, т.к. каждый текст и вопросы к нему неповторимы. Однако можно предложить сле­дующую методику работы над текстом.

1. Приступая к изучению текста, составьте его план. Для этого найдите главную мысль каждого абзаца текста.

2. Используя план, но не глядя в текст, постарайтесь пере­сказать его как можно полнее.

3. Кратко изложите основную мысль текста и озаглавьте его.

4. Прочитайте все четыре задания к тексту.

5. Выделите в тексте фрагменты, являющиеся ответом на задания С4 и С5.

6. Выпишите эти фрагменты как можно полнее. Помните, что лучше выписать лишнее предложение, чем не упомянуть что-либо. Ведь эксперт будет оценивать ваши задания, сверяясь с критериями, в которых даны фрагменты текста. Если ваш от­вет будет не полностью соответствовать критериям, вы получите не «2», а «1» балл.

7. Внимательно читайте задание. Если в нём содержатся фразы, «используя текст и свои знания», «приведите примеры», «выскажите своё мнение» и т.д., вам необходимо выйти за рамки текста и высказать собственное мнение, привести дополнитель­ные сведения, аргументировать свою позицию какими-то при­мерами, не упомянутыми в тексте.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: