Содержание верного ответа и указания к оцениванию(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) t | Баллы | ||
При оценивании ответа необходимо выделить следующие элементы: 1) представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы; 2) раскрытие проблемы на теоретическом (в связях и с обоснованиями) или бытовом уровне, с корректным использованием или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа; 3) аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт. | |||
Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и с обоснованиями, с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт. | |||
Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Раскрытие проблемы с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются). Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт. | |||
Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта при формальном использовании обществоведческих терминов. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт без теоретического обоснования. | |||
Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта на бытовом уровне. Аргументация своего мнения слабо связана с раскрытием проблемы. | |||
Собственная точка зрения по поднятой проблеме представлена формально (выражено согласие или несогласие с автором высказывания). Проблема не раскрыта. Аргументация отсутствует / ИЛИ дана информация не в контексте задания. | |||
Максимальный балл | |||
Анализируя критерии С8, можно прийти к следующим выводам. Оценка задания зависит от трёх составляющих: чётко выраженной собственной точки зрения; раскрытия поднятой проблемы на теоретическом уровне; аргументации с опорой на факты. Однако внимательно изучив критерии, мы видим, что 4 и 3 балла за данное задание можно получить, только дав теоретическое обоснование проблемы, когда не просто приведены термины и определения, но и показана их взаимосвязь.
|
|
Из опыта проверки экзаменационных работ можно сделать вывод, что даже интересные логически выверенные сочинения, которые по литературе были бы оценены на «отлично», не заслужат высокой оценки по обществознанию, если в них нет Теоретической обществоведческой базы. Если в эссе нет обществоведческих понятий, то проблема раскрыта на бытовом уровне и сочинение оценивается в 1 балл, вне зависимости от красоты слога и объема сочинения.
|
|
Поэтому хотелось бы обратить внимание на то, что при выборе темы лучше остановиться на той, теория (термины, определения и т.д.) которой вам лучше известна, а не той, которая вам кажется легче и по которой вы можете высказать обыденные суждения. Так, большой популярностью среди абитуриентов пользовались темы об алкоголизме («Алкоголь превращает человека в убийцу и вора», «Алкоголь - самый заклятый враг будущности» и т.д.), однако эта злободневная тема раскрывалась, как правило, на обыденном уровне, без использования таких понятий как «девиантное поведение», «проступок», «преступление» и т.д., оценивались такие ответы невысоко.
Часто возникает вопрос, а можно ли не согласиться с высказыванием, приведённым в С8? Конечно, можно, если вы сможете привести аргументы и теоретически доказать свою точку зрения. Для примера приведём два высказывания: «Политика есть искусство возможного» - Отто фон Бисмарк, «Политика не есть искусство возможного; политика - искусство невозможного» -Вацлав Гавел. Эти высказывания прямо противоположны, и аргументацию можно привести по каждому из них.
При написании эссе можно предложить общий примерный план:
1) Как вы понимаете данное высказывание, что, по вашему мнению, хотел сказать автор? Данный пункт особенно важен, т.к. встречаются сочинения, в которых экзаменующиеся пишут не в контексте задания, т.е. они просто не поняли высказывания и поэтому их ответ может быть оценён только в 0 баллов.
2) Согласны ли вы с приведённым высказыванием? Что Вы сами думаете по этому поводу?
3) Что по данной проблеме говорит наука (учебник «Обществознание»)? Как определяются термины, приведённые в высказывании (или какие термины и определения помогают теоретически обосновать Вашу точку зрения)? При этом следует соотнести между собой выбранное Вами высказывание и название науки. Так, например, высказывание по проблеме неравенства людей из раздела «Социология» и «Экономика» должны раскрываться по-разному, с использованием терминологии и закономерностей соответствующей науки.
4) Какие аргументы (в виде исторических фактов, современных процессов, конкретных случаев из вашей жизни и жизни ваших близких и д.т.) доказывают правоту вашей точки зрения?
Конечно, данный план имеет приблизительный характер и для красоты изложения вы можете поменять его, однако, желательно, чтобы в эссе присутствовали все компоненты плана. При этом на высшую оценку (4 балла) Ваша работа может претендовать, если Вы не ограничиваетесь только одним термином или только одним фактом для аргументации своей точки зрения.
Приведем примеры нескольких эссе, которые заслуживают высшей оценки в четыре балла.
1. «Человеческий ребёнок в момент рождения не человек, а только кандидат в человека».
А. Пьерон
Человек - это высшая ступень живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры, в котором биологическое и социальное начало тесно взаимосвязаны. Новорождённый с биологической точки зрения - человек, а с социальной точки зрения - только кандидат в человека. Поэтому я считаю, что А. Пьерон прав.
В учебнике обществознания подчёркиваются различия между понятиями «индивид» и «личность». Оба термина характеризуют человека, но как? Индивид - это конкретный человек, как целостный, неповторимый представитель человеческого рода с его неповторимыми психофизиологическими чертами (возраст, пол, темперамент, уровень способностей, особенности здоровья и внешности и т.д.). Личность - это человеческий индивид, являющийся субъектом социальной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни. Индивид становится личностью в процессе социализации, который включает воспитание, обучение, общение с другими людьми. Человек в момент рождения - это индивид, но ещё не личность. Только общение с другими людьми дает возможность ребенку научиться говорить, логически мыслить, приобрести культурные навыки. Усвоив опыт человечества, найдя своё место в обществе, своё призвание, он станет человеком в полном смысле этого слова - неповторимой личностью, индивидуальностью.
|
|
В качестве аргументов можно привести известный пример детей - «Маугли». Так, в Индии новорождённая девочка несколько лет провела в стае обезьян. Когда она в 11 -летнем возрасте попала к людям, она не могла говорить, ходила на четвереньках, не могла научиться есть ложкой. Она была больше похожа на животное, чем на человека. С другой стороны, известны случаи, когда дети, родившиеся тяжело больными, инвалидами, с помощью специальных методик развития, путём собственных усилий, при участии родных преодолевали своё биологическое несовершенство и становились известными учёными, политиками и т.п. Таким образом, прав А. Пьерон: глядя на новорожденного, мы ещё не знаем, станет ли он человеком со всеми присущими ему качествами или будет существом, биологически похожим на человека, но лишённым свойственных ему социальных и культурных характеристик.
2. «Конкуренция - единственный метод взаимной координации наших индивидуальных действий без принуждения или произвольного вмешательства со стороны властей».
Ф. Хайек
Поскольку данное высказывание дано в разделе «Экономика», то под конкуренцией следует понимать экономическое соперничество участников хозяйственной деятельности в борьбе за достижение лучших результатов. Мне кажется, что данное автором определение конкуренции точно определяет его сущность. Конкуренция является регулятором не только экономических, но и политических, культурных, межличностных отношений. Конкуренция осуществляет функцию взаимной координации наших действий без вмешательства со стороны властей: люди соперничают за лучшие результаты, большую прибыль, лучшие условия жизни. В ходе конкуренции они объективно изменяют окружающие их предметы, свои отношения, подстраиваются друг под друга, стремятся не отстать от других, т.е. осуществляют взаимную координацию действий. Например, на рынке какой-то товар представлен в избытке, т.е. величина предложения больше величины спроса. Вот здесь и проявляется закон конкуренции: производитель путём повышения эффективности может снизить затраты на производство, уменьшить себестоимость товара, повысить его качество и, в конечном счёте, снизить цены на свой товар. Это «подстегнёт» других производителей к ответным действиям. Снижение цены приведёт к росту величины спроса на этот товар. Таким образом, конкуренция может без всякого вмешательства государства регулировать спрос и предложение, координировать действия различных производителей. Можно привести и другие, не относящиеся к экономике примеры конкуренции: конкурс музыкальных групп, президентские выборы, вступительные экзамены и т.д. Таким образом, конкуренция -универсальный регулятор всей жизни общества.
|
|
3. «Семья - один из шедевров природы».
Дж. Сантаяна
Шедевром принято называть лучшее, неповторимое явление. Почему же Сантаяна считает семью шедевром природы? Чтобы понять это, надо разобраться с определениями.
Семья - это объединение людей, основанное на браке, кровном родстве или усыновлении; людей, связанных между собой общностью быта и взаимной ответственностью. Семья - одновременно и социальный институт, и малая группа, Она кардинально отличается от других социальных групп: этносов, трудовых коллективов и т.д. Только семья выполняет репродуктивную функцию, пополняя ряды человечества новыми членами общества. В семье происходит воспитание и социализация детей; семья является важной ячейкой экономической структуры общества, создаёт эмоциональный комфорт для своих членов. Семья выполняет функции социального контроля, передачи ценностей и традиций, влияет на статус человека, организует его досуг, удовлетворяет его основные потребности (от духовных до сексуальных). Ни один из социальных институтов и ни одна специально созданная организация не может вместить всё это разнообразие и выполняет только часть функций. Так, в школе происходит социализация личности, контролируется поведение школьника, организуется его досуг, но школа не может заменить ребёнку полноценную семью. В детских домах и интернатах на содержание одного ребёнка порой выделяется больше денег, чем могут позволить себе некоторые семьи. Но согласно данным социологов воспитанники детских домов чаще склонны к девиантному поведению, не могут создать своей полноценной семьи, т.к. они не видели положительного примера. Семья необходима и для взрослых людей. Так, известно, что холостяки в среднем живут на 5-10 лет меньше, чем женатые мужчины. Отсутствие душевного комфорта, эмоциональной поддержки приводит к тому, что одинокие люди чаще склонны к суициду, алкоголизму и наркомании. Ценность семьи была высока всегда, она - надёжный тыл человека, источник его силы и от каждой семьи и сегодня зависит, каким будет общество завтра. Таким образом, нельзя не согласиться с Сантаяной. Я считаю, что семья - шедевр природы, её нужно ценить и беречь. Государству необходимо делать всё для поддержания статуса семьи, ибо ни один социальный институт не может её заменить.
«Вследствие разницы климатов, умов, энергии, вкусов, возрастов, зрений равенство среди людей никогда невозможно. Неравенство поэтому следует считатьнепреложным законом природы. Но мы можем сделать неравенство незаметным».
(А. Чехов)
Фридрих Ницше говорил: «Люди не равны. И они не должны быть равны!» Я разделяю мнение немецкого философа и согласна с А.П. Чеховым.
Итак, неравенство, естественное и социальное, является основой стратификационной структуры общества, т. е. расслоения и иерархической организации различных слоев общества.
Само по себе неравенство можно считать явлением как отрицательным (по Марксу, неравенство - наиболее яркое проявление социальной несправедливости), так и положительным, в качестве стимула к совершенствованию общественных отношений. Другой вопрос: устранимо ли неравенство? Учение коммунистов постулирует возможность преодоления «социальной несправедливости», но в противовес этой утопии есть масса антиутопий. Например, роман Е. Замятина «Мы», в котором равенство в обществе достигалось за счет стирания, нивелирования индивидуальных черт, потребностей и ценностей.
Женщин принято считать слабым полом, и тому свидетельствуют факты. Абсолютные рекорды ставят мужчин, поэтому забеги мужчин и женщин проводят отдельно. Естественным неравенством обусловлено и деление борцов по весовым категориям. И, заметьте, мало кто находит такую дифференциацию несправедливой. Вместе с тем, если запретить женщинам участвовать в голосовании, а людям, имеющим вес менее 60 кг, - посещать рестораны, то это будет абсурдно, и ущемление прав приведет к немедленным общественным выступлениям.
Итак, полное равенство нереально, но возможно уменьшение социальной поляризации (что является тенденцией в развитых странах) и уравнение людей в правах, независимо от их естественного различия.
Я думаю, что именно правовые нормы будут и смогут регулировать социальное неравенство, что сделает его менее заметным. Поэтому необходимо совершенствовать социальное законодательство, защищая и оберегая стариков и детей. Надо совершенствовать налоговое законодательство, чтобы перераспределять огромное имущественное неравенство между банкирами и рабочими. Но полностью уравнять людей невозможно и не нужно, ведь наличие в обществе мужчин и женщин, младенцев и мудрых стариков, силачей и интеллектуалов делает нашу жизнь богаче и разнообразнее.
«Избирательный бюллетень сильнее пули».
(А. Линкольн)
Великий американский президент, наверное, хотел сказать, что избиратель может прекратить политическую карьеру любого политического деятеля, не проголосовав за него. При демократическом режиме, когда все органы законодательной власти избираются народом, это действительно так.
В России активное избирательное право граждане получают с 18 лет. Это право осуществляется на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Выборы проводятся на альтернативной основе. Таким образом, каждый гражданин может высказать свое мнение по поводу того или иного кандидата, по поводу программы той или иной политической партии.
Кроме выборов каждый избиратель имеет право участвовать в референдуме (это форма принятия законов и решений наиболее важных вопросов государственной жизни путем всеобщего голосования). Выборы - это своеобразная игра между кандидатом и избирателем, правила которой определены демократической процедурой. В период предвыборной агитации многие кандидаты занимаются популизмом, а затем не собираются выполнять свои обещания. Избранные депутаты не всегда ведут себя честно, позволяют себе безнравственные поступки. Вот для таких популистов и продажных политиков избирательный бюллетень может стать пулей, прекращающей их политическую карьеру. Но чтобы пуля не попала случайно не в того человека, необходима высокая политическая культура избирателя. На выборы нужно идти осознанно, ознакомившись с программой кандидата или политической партии.
Примеры, когда избирательный бюллетень подобен пуле, можно найти в любой демократической стране. Например, Союз правых сил, по-моему, потерпел поражение на прошлых парламентских выборах в России, так как отражал интересы в основном богатой верхушки общества. Но иногда пуля летит не туда (если избиратели плохо разбираются в ситуации). В 1932 году в Германии и коммунисты, и социалисты проиграли. Избиратели отдали свои голоса фашистской партии, и Гитлер пришел к власти. Так что избирателям нужно быть очень мудрыми и осторожными в своем выборе, ведь он подобен пуле.
«Кто, имея возможность предупредить преступление, не делает этого, тот ему способствует».
(Сенека)
Я полностью согласна с утверждением римского философа. Действительно, человек, который может предупредить, избежать преступления и не делает этого, становится его соучастником, пособником. Вспомним, что такое преступление. Это посягающее на правопорядок общественно опасное деяние, предусмотренное Уголовным кодексом. Признаками преступления являются противоправность, особая общественная опасность, виновность, наказуемость. Под выражением «общественно опасное деяние» понимается опасное проявление отклоняющегося поведения, наносящее наибольший ущерб обществу. Однако под деянием понимается не только действие, но и бездействие. Например, человек, ограбивший квартиру, безусловно, преступник, но можно назвать преступником и его приятеля, знавшего о намерениях грабителя и не попытавшегося его остановить или сообщить об этом в органы милиции. Или возьмем автолюбителя, на машине которого барахлят тормоза. Зная об этом, он выезжает на трассу и не справившись с управлением наезжает на прохожего. Он несомненно преступник, хотя техническая экспертиза может признать его невиновным. Для того, чтобы преступлений стало меньше, необходим высокий уровень правовой культуры всех граждан. Ведь правовая культура - это не только знание законов, их неуклонное соблюдение, но и стремление активно способствовать правопорядку, предотвращать преступления. Поэтому каждый гражданин, зная о готовящемся преступлении, обязан попытаться его предотвратить или сообщить об этом в правоохранительные органы.