Автомобильный транспорт. Автомобильный транспорт представляет собой мощный источник загрязнения окружающей среды, поставляющий в среднем около 60 % всех токсичных веществ

Автомобильный транспорт представляет собой мощный источник загрязнения окружающей среды, поставляющий в среднем около 60 % всех токсичных веществ, загрязняющих атмосферу индустриальных центров.

Автомобильный транспорт выбрасывает в воздух с отработанными газами около 200 различных химических веществ. Особая опасность выбросов автотранспорта обусловлена тем, что они поступают непосредственно в активную зону биосферы, где скорость ветра незначительна и газы плохо рассеиваются. Основными факторами, определяющими

содержание загрязняющих веществ в выхлопных газах, являются состав топлива, тип двигателя и режим его работы, а также условия, в которых происходит движение автотранспорта.

Автотранспорт как источник загрязнения окружающей среды характеризуется тем, что он является движущимся источником горячих выбросов с четко выраженной локализацией зон загрязнения. Кроме того, автомобиль представляет собой источник шумового и электромагнитного загрязнения. До 60–80 % шумов, воздействующих на человека в его жилище, создают транспортные потоки. Еще одним отрицательным моментом является возникновение при движении автотранспорта вибраций, которые не только отрицательно влияют на водителя и пассажиров, но и передаются через дорожное покрытие в окружающее пространство. Длительные вибрации даже небольшого уровня могут приводить к повреждению зданий и сооружений в придорожной полосе.

В общем загрязнении атмосферного воздуха токсичными выбросами автотранспорта доля двигателей с искровым зажиганием составляет 96,2 %, а доля дизельных двигателей – 3,8 %. Это объясняется тем, что выбросы дизельных двигателей имеют меньшую концентрацию по ряду токсичных компонентов и, что более существенно, доля дизельных автомобилей в общем автопарке значительно меньше.

Таблица: «Эмиссия токсичных компонентов при сгорании топлива».

Компонент Вид топлива
  бензин дизтопливо сжиженный газ сжатый газ, т/1000 м3
Диоксид углерода 0,44 0,125 0,44 0,22
Углеводороды 0,08 0,055 0,08 0,05
Оксиды азота 0,025 0,035 0,025 0,025
Сажа 0,0006 0,015
Диоксид серы 0,002 0,02
Свинец 0,3 кг
Бенз(а)пирен 0,23 г 0,31 г

Продукты эмиссии двигателей и картеров автомашин, износа их механических частей и покрышек, дорожного покрытия, материалы, используемые для зимнего содержания автодорог, придорожная пыль и другие факторы образуют комплекс соединений, загрязняющих воздух и биологические объекты придорожных полос. Часть их взаимодействует с компонентами биогеоценоза, образуя более сложные вещества, часть из которых разрушается либо поступает в почву и растения.

При этом образуются выпадения, более крупная фракция которых оседает на поверхности растений и почвы, а мелкая с турбулентными массами воздуха перемещается на более далекие расстояния.

Основными токсичными загрязняющими веществами отработанных газов автомобильного транспорта являются: диоксид углерода, оксиды азота, углеводороды, свинец и его соединения, альдегиды, сажа, бенз(а)пирен, оксиды серы (табл. 5.2, 5.3). Значительная их часть, выбрасываемая автотранспортом в атмосферу, выпадает на земную поверхность с атмосферными осадками или в сухом виде, а зимой накапливается в снежном покрове.

Таблица: «Состав отработанных газов различных типов двигателей».

Компонент Единица измерения Тип двигателя
карбюраторный дизельный
Азот % от общего объема 74–77 76–78
Кислород   0,3–8,0 2–18
Пары воды   3,0–5,5 0,5–4,0
Тетраоксид углерода   5,0–12,0 1,0–10,0
Диоксид углерода   1,0–10,0 0,01–0,50
Оксиды азота   0,0–0,8 0,001–0,4
Углеводороды   0,2–3,0 0,01–0,1
Альдегиды   0,0–0,2 0,001–0,009
Тетраоксид серы   0,0–0,002 0,0–0,03
Сажа мг/м3 0,0–40 10–1500
Бенз(а)пирен мкг/м3 10–20 до 10

Весь автомобильный парк г. Кобрин можно условно разбить на 6 групп, которые помимо прочего различаются по удельным выбросам вредных веществ.


Таблица: «Условная классификация автомобилей».

Состав Удельные выбросы вредных веществ, г/kм
  СО2 CmHn NOx
Легковые автомобили: индивидуального пользования 17,9 2,1 2,6
служебные и специальные 18,7 2,3 2,7
Грузовые и специальные грузовые автомобили: с бензиновыми двигателями 61,9 13,3 8,0
с дизельными двигателями 15,0 6,4 8,5
Автобусы: с бензиновыми двигателями 57,5 10,7 8,0
с дизельными двигателями 15,0 6,4 8,5

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: