(негативное воздействие)
Плату за негативное воздействие на окружающую среду вносят организации, деятельность которых оказывает негативное воздействие на окружающую природную среду.
Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 г. N 632 (кроме п.п. 2,9 указанного постановления Правительства Российской Федерации, признанных недействующими решением Верховного суда Российской Федерации от 12 февраля 2003 г.).
Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления, а также коэффициенты, учитывающие экологические факторы, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2003 г. N 344, которое вступило в силу с 21 июня 2003 г. ("Российская газета", N 120, 21.06.2003).
|
|
Расчет платежей производится организациями (индивидуальными предпринимателями) с применением нормативов платы и коэффициентов, учитывающих экологические факторы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2003 г. N 344. Платежи рассчитываются исходя из объемов загрязнения, указанных в выданных организациям разрешениях на выбросы, сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов.
В соответствии с Порядком определения платы за загрязнение окружающей среды, размещение отходов, другие виды вредной деятельности, введенным постановлением Правительства РФ, с августа 1992 года устанавливаются два вида базовых нормативов платы:
а) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов;
б) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов).
Базовые нормативы платы устанавливаются по каждому ингредиенту загрязняющего вещества (отхода) ввиду вредного воздействия, с учетом степени опасности их для окружающей природной среды и здоровья населения.
Плата за загрязнение окружающей природной среды в размерах, не превышающих установленные природопользователю предельно допустимые нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемы размещения отходов, уровни вредного воздействия, определяется путем умножения соответствующих ставок платы на величину указанных видов загрязнения и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.
|
|
Плата за загрязнение окружающей природной среды в пределах установленных лимитов определяется путем умножения соответствующих ставок платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми выбросами, сбросами загрязняющих веществ, объемами размещения отходов, уровнями вредного воздействия и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.
Плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов, уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножение этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.
В случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная.
Платежи за предельно допустимые выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, уровни вредного воздействия осуществляются за счет себестоимости продукции (работ, услуг), а платежи за превышение их — за счет прибыли, остающейся в распоряжении природопользователя.
Предельные размеры платы за загрязнение окружающей природной среды сверх предельно допустимых нормативов устанавливаются в процентах от прибыли, остающейся в распоряжении природопользователя, дифференцированно по отдельным отраслям народного хозяйства с учетом их экономических особенностей.
Внесение платы за загрязнение окружающей природной среды не освобождает природопользователей от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов, а также от возмещения в полном объеме вреда, причиненного окружающей природной среде, здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству загрязнением окружающей природной среды, в соответствии с действующим законодательством.
Применение базовых нормативов платы осуществляется на основании порядка, утвержденного постановлением Правительства РФ и инструктивно-методических документов (список базовых нормативов платы за выброс в атмосферу загрязняющих веществ по видам веществ, список базовых нормативов платы за сброс в водные объекты загрязняющих веществ, базовые нормативы платы за размещение отходов по классам токсичности и др.)
Дифференцированные ставки платы за загрязнение определяются умножением базовых нормативов платы на коэффициенты, учитывающие экологические факторы по территориям и бассейнам рек. Коэффициенты экологической ситуации и экологической значимости состояния атмосферного воздуха и почвы рассчитаны по данным оценки лаборатории мониторинга природной среды и климата Госкомгидростата РФ и Академии наук. В их основу положен показатель степени загрязнения и деградации природной среды на территории экономических районов РФ в результате присущих этим районам выбросов в атмосферу и образующихся и размещаемых на их территории отходов. Коэффициенты экологической ситуации и экологической значимости состояния водных объектов рассчитаны на основании данных о количестве сброшенных загрязненных сточных вод и категории водного объекта.
Плата за нормативные и сверхнормативные (лимитные и сверхлимитные) выбросы от стационарных и передвижных источников, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, другие виды загрязнений и размещение отходов перечисляются плательщиками в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации в соотношении, определенном федеральным законом о федеральном бюджете РФ на соответствующий год, в бесспорном порядке, предусмотренном Законом РСФСР «Об охране окружающей среды». В 2003 г. это соотношение составляет 19 и 81% соответственно.
|
|
За экологические правонарушения налагаются штрафы органами в области охраны природы, санэпиднадзора и другими специально уполномоченными государственными органами. Расчет сумм по возмещению вреда производится в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии — по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния природного объекта с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
Общая плата за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в атмосферу и водные объекты от стационарных источников определяется по формуле:
Пå = Пн + Пл + Псл,
или
,
где ПН - плата за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в размерах, не превышающих установленные природопользователю предельно допустимые нормативы выбросов;
ПЛ - плата за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в пределах установленных лимитов;
ПСЛ - плата за выброс (сброс) 1 тонны одного загрязняющего вещества сверх установленного лимита;
p1 – 1-й базовый норматив платы, руб/т;
p2 – 2-й базовый норматив платы, руб/т;
М – фактическая масса выбросов, т;
МПДВ – разрешенный объем выбросов, т;
МВСВ – лимитированный или временно согласованный объем выбросов,т;
кЭ – коэффициент экологической ситуации и экологической значимости, учитывающий загрязнение атмосферного воздуха или водных объектов в районе, где производится выброс или сброс загрязнителей.
Плата за сверхлимитный выброс загрязняющих веществ определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязняющих веществ и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.
|
|
При размещении нетоксичных отходов в почве плата определяется по формуле:
,
где p – базовый норматив платы, руб/т;
М – фактическая масса выбросов, т;
МСВ – согласованный объем выбросов, т;
кЭ – коэффициент экологической ситуации, учитывающий загрязнение почв в район, в котором размещен стационарный источник.
Плата за загрязнение атмосферного воздуха передвижными источниками определяется по формуле:
,
где П’Н – плата за транспортные средства, не оборудованные нейтрализаторами, руб.;
П”Н – плата за транспортные средства, оборудованные нейтрализаторами, руб.;
N - общее число транспортных средств одного типа;
n - количество транспортных средств, оборудованных нейтрализаторами;
КП - понижающий коэффициент (0,1);
d – доля транспортных средств, не отвечающих требованиям стандартов;
pб – годовая плата за одно транспортное средство, руб.
В качестве основных нормируемых загрязняющих веществ для передвижных источников рассматриваются: оксиды углерода и азота, углеводороды, сажа, соединения свинца, диоксид серы.
Удельная плата для различных видов топлива определяется в руб/т или в руб/тыс.×м3. При отсутствии данных о количестве израсходованного топлива плата за выбросы загрязняющих веществ от передвижных источников определяется по типам транспортных средств, из расчета ожидаемых условий и места их эксплуатации (среднегодовой пробег, pacход топлива или количество моточасов работы на уровне 85 % обеспеченности, топливо с наиболее экологически неблагоприятными характеристиками и т. д.). Годовая плата предусматривается за транспортное средство и другие источники передвижения в тыс руб/год за 1 транспортное средство.