Плата за загрязнение окружающей среды. (негативное воздействие)

(негативное воздействие)

Плату за негативное воздействие на окружающую среду вносят организации, деятельность которых оказывает негативное воздействие на окружающую природную среду.

Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 г. N 632 (кроме п.п. 2,9 указанного постановления Правительства Российской Федерации, признанных недействующими решением Верховного суда Российской Федерации от 12 февраля 2003 г.).

Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления, а также коэффициенты, учитывающие экологические факторы, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2003 г. N 344, которое вступило в силу с 21 июня 2003 г. ("Российская газета", N 120, 21.06.2003).

Расчет платежей производится организациями (индивидуальными предпринимателями) с применением нормативов платы и коэффициентов, учитывающих экологические факторы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2003 г. N 344. Платежи рассчитываются исходя из объемов загрязнения, указанных в выданных организациям разрешениях на выбросы, сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов.

В соответствии с Порядком определения платы за загряз­нение окружающей среды, размещение отходов, другие виды вредной деятельности, введенным постановлением Прави­тельства РФ, с августа 1992 года устанавливаются два вида базовых нормативов платы:

а) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов;

б) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах уста­новленных лимитов (временно согласованных нормативов).

Базовые нормативы платы устанавливаются по каждому ингредиенту загрязняющего вещества (отхода) ввиду вред­ного воздействия, с учетом степени опасности их для окру­жающей природной среды и здоровья населения.

Плата за загрязнение окружающей природной среды в размерах, не превышающих установленные природопользователю предельно допустимые нормативы выбросов, сбро­сов загрязняющих веществ, объемы размещения отходов, уровни вредного воздействия, определяется путем умноже­ния соответствующих ставок платы на величину указанных видов загрязнения и суммирования полученных произведе­ний по видам загрязнения.

Плата за загрязнение окружающей природной среды в пределах установленных лимитов определяется путем ум­ножения соответствующих ставок платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми выбросами, сброса­ми загрязняющих веществ, объемами размещения отходов, уровнями вредного воздействия и суммирования получен­ных произведений по видам загрязнения.

Плата за сверхлимитное загрязнение окружающей при­родной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установлен­ных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов разме­щения отходов, уровней вредного воздействия над установ­ленными лимитами, суммирования полученных произведе­ний по видам загрязнения и умножение этих сумм на пяти­кратный повышающий коэффициент.

В случае отсутствия у природопользователя оформленно­го в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса за­грязняющих веществ учитывается как сверхлимитная.

Платежи за предельно допустимые выбросы, сбросы за­грязняющих веществ, размещение отходов, уровни вред­ного воздействия осуществляются за счет себестоимости про­дукции (работ, услуг), а платежи за превышение их — за счет прибыли, остающейся в распоряжении природополь­зователя.

Предельные размеры платы за загрязнение окружающей природной среды сверх предельно допустимых нормативов устанавливаются в процентах от прибыли, остающейся в распоряжении природопользователя, дифференцированно по отдельным отраслям народного хозяйства с учетом их эко­номических особенностей.

Внесение платы за загрязнение окружающей природной среды не освобождает природопользователей от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и рационально­му использованию природных ресурсов, а также от возме­щения в полном объеме вреда, причиненного окружающей природной среде, здоровью и имуществу граждан, народно­му хозяйству загрязнением окружающей природной среды, в соответствии с действующим законодательством.

Применение базовых нормативов платы осуществляется на основании порядка, утвержденного постановлением Правительства РФ и инструктивно-методических документов (список базовых нормативов платы за выброс в атмосферу загрязняющих веществ по видам веществ, список базовых нормативов платы за сброс в водные объекты загрязняю­щих веществ, базовые нормативы платы за размещение от­ходов по классам токсичности и др.)

Дифференцированные ставки платы за загрязнение оп­ределяются умножением базовых нормативов платы на ко­эффициенты, учитывающие экологические факторы по тер­риториям и бассейнам рек. Коэффициенты экологической ситуации и экологической значимости состояния атмосфер­ного воздуха и почвы рассчитаны по данным оценки лабора­тории мониторинга природной среды и климата Госкомгидростата РФ и Академии наук. В их основу положен показа­тель степени загрязнения и деградации природной среды на территории экономических районов РФ в результате прису­щих этим районам выбросов в атмосферу и образующихся и размещаемых на их территории отходов. Коэффициенты эко­логической ситуации и экологической значимости состоя­ния водных объектов рассчитаны на основании данных о количестве сброшенных загрязненных сточных вод и кате­гории водного объекта.

Плата за нормативные и сверхнормативные (лимитные и сверхлимитные) выбросы от стационарных и передвижных источников, сбросы загрязняющих веществ в поверхност­ные и подземные водные объекты, другие виды загрязне­ний и размещение отходов перечисляются плательщиками в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации в соотношении, определенном федеральным законом о федеральном бюджете РФ на соответствующий год, в бесспорном порядке, предусмотренном Зако­ном РСФСР «Об охране окружающей среды». В 2003 г. это соотношение составляет 19 и 81% соответственно.

За экологические правонарушения налагаются штрафы органами в области охраны природы, санэпиднадзора и дру­гими специально уполномоченными государственными орга­нами. Расчет сумм по возмещению вреда производится в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии — по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния природного объекта с учетом поне­сенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Общая плата за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в ат­мосферу и водные объекты от стационарных источников определяется по фор­муле:

Пå = Пн + Пл + Псл,

или

,

где ПН - плата за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в размерах, не превышающих установленные природопользователю предельно допустимые нормативы выбросов;

ПЛ - плата за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в преде­лах установленных лимитов;

ПСЛ - плата за выброс (сброс) 1 тонны одного загрязняющего вещества сверх установленного лимита;

p1 – 1-й базовый норматив платы, руб/т;

p2 – 2-й базовый норматив платы, руб/т;

М – фактическая масса выбросов, т;

МПДВ – разрешенный объем выбросов, т;

МВСВ – лимитированный или временно согласованный объем выбросов,т;

кЭ – коэффициент экологической ситуации и экологической значимости, учитывающий загрязнение атмосферного воздуха или водных объектов в районе, где производится выброс или сброс загрязнителей.

Плата за сверхлимитный выброс загрязняющих веществ определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов над установленными лимитами, суммирования полученных про­изведений по видам загрязняющих веществ и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.

При размещении нетоксичных отходов в почве плата определяется по формуле:

,

где p – базовый норматив платы, руб/т;

М – фактическая масса выбросов, т;

МСВ – согласованный объем выбросов, т;

кЭ – коэффициент экологической ситуации, учитывающий загрязнение почв в район, в котором размещен стационарный источник.

Плата за загрязнение атмосферного воздуха передвижными источниками определяется по формуле:

,

где П’Н – плата за транспортные средства, не оборудованные нейтрализаторами, руб.;

П”Н – плата за транспортные средства, оборудованные нейтрализаторами, руб.;

N - общее число транспортных средств одного типа;

n - количество транспортных средств, оборудованных нейтрализаторами;

КП - понижающий коэффициент (0,1);

d – доля транспортных средств, не отвечающих требованиям стандартов;

pб – годовая плата за одно транспортное средство, руб.

В качестве основных нормируемых загрязняющих веществ для передвижных источников рассматриваются: оксиды углерода и азота, углеводороды, сажа, соединения свинца, диоксид серы.

Удельная плата для различных видов топлива определя­ется в руб/т или в руб/тыс.×м3. При отсутствии данных о ко­личестве израсходованного топлива плата за выбросы заг­рязняющих веществ от передвижных источников определя­ется по типам транспортных средств, из расчета ожидаемых условий и места их эксплуатации (среднегодовой пробег, pacход топлива или количество моточасов работы на уровне 85 % обеспеченности, топливо с наиболее экологически неблагоп­риятными характеристиками и т. д.). Годовая плата предус­матривается за транспортное средство и другие источники передвижения в тыс руб/год за 1 транспортное средство.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: