Но ведь и Солнце, и вся наша галактика, подвержены влиянию со стороны других галактик! Получается, что и весь огромный Космос оказывает своё управляющее воздействие на нас! (А может быть это воздействие и есть то, что люди называют Богом? Пока это – «информация к размышлению». Об этом поговорим далее в книге.)
Вот мы и подошли к следующему элементу схемы управления – управляющему воздействию. Что это такое?
За счёт чего субъект может удерживать объект «в повиновении», то есть «заставлять» его делать то, что хочет субъект? Это можно делать за счёт выдачи «команд». Например, извозчик молча хлестнул свою кобылу кнутом, и она побежала быстрее. Так извозчик добился того, что ему нужно было от кобылы. Удар кнутом – это управляющее воздействие, которое несло для кобылы соответствующую информацию: «надо бежать быстрее».
Но можно воздействовать на объект и «чисто» «информационно». «Инн ооо… милая…», крикнул извозчик (субъект), а результат оказался тот же – кобыла побежала быстрее. В этом случае звук (колебания) с определённым смыслом механически воздействовал на перепонки ушей кобылы, а от ушей на мозг.
|
|
«Шагом марш!» – скомандовал командир роты, и сто человек дружно, строем, в ногу, двинулись на стрельбище.
«Завтра дождливая погода» – объявил диктор по радио. И почти все жители города «N», уходя завтра утром на работу, захватят с собой зонтики.
Внимательный читатель уже обратил внимание на то, что во всех случаях для управления объектом субъект использует определённую информацию. Вот где нам теперь пригодится понимание триединства материи – информации – меры!
Смотрите, что происходит! Петя говорит другу Васе: «Слышь, Вась! Я вчера по телевизору видел, что на Западе сейчас модно носить очень короткие причёски. Смотрятся прикольно!». После этого Вася быстренько обрежет свои длинные волосы. При передаче информации от человека к человеку происходит вот что. Передаваемое сообщение несёт в себе какой-либо смысл (информацию). Это сообщение (информация) наделено соответствующей мерой, оно раз- мере -но, то есть, изложено словами, состоящими из букв. (А любое слово – это определённый код, т.е. определённая мера.)
И эта размеренная информация «держится» на материальном носителе – на бумаге (книга, газета), «на воздухе» (звуки-слова – это колебания, звуки в вакууме не распространяются, звуки распространяются в воздухе, в воде, в металле…), на экране телевизора, на экране компьютера и т.д.
Теперь, внимание! Когда один человек передаёт информацию другому, то эта новая «попавшая в мозг человека» информация каким-либо образом неизбежно изменяет весь тот объём информации, который «сидел» в его голове ранее, «до того». Раз изменилась информация, «сидевшая» в человеке, то это изменение неизбежно и вполне определённым образом приводит и к изменению его меры (в самом общем смысле – к изменению меры понимания о каком-либо явлении, предмете, мнении и т.д.). А раз изменились информация и мера, то неизбежно изменится и «материальный носитель» (Вася постригся наголо!).
|
|
Вот где нам теперь, повторюсь, очень пригодилось понимание триединства «материя-информация-мера»! Именно это позволяет понять смысл любого процесса управления. Процесс передачи любой информации от одного элемента к другому есть процесс управления, поскольку переданная информация изменяет информационное состояние этого другого элемента (приёмника), что неизбежно приводит к изменению его меры, а это в свою очередь приводит к изменению материального состояния этого другого элемента (приёмника).
Таким образом, управляющее воздействие – это передача информации (наделённой мерой и на определённом материальном носителе) от субъекта управления к объекту управления. В результате такого управляющего воздействия меняется состояние объекта управления (изменяется его триединство «материя-информация-мера», которое было у него до момента получения управляющего воздействия).
Управляющее воздействие называется по научному «прямая связь»: связь ОТ субъекта К объекту.