double arrow

Что такое «устойчивое развитие»

Сейчас почти все политики, «видные деятели» науки, государства и т.п. – все говорят о необходимости «устойчивости», «стабильнос­ти» во всех сферах жизни людей, отраслях народного хозяйства, в отношениях между странами, в экономике, в финансах и т.д.

С этой целью проводится много «симпозиумов», «конференций», «саммитов» и «брифингов». Но если всех этих «деятелей» спросить, что они понимают под «устойчивым развитием», то не все смогут ответить. Но и те, кто что-то ответит, свой ответ обоснуют мнением официальной науки.

В 1992 году в Рио-де-Жанейро была первая Всемирная конференция по устойчивому развитию всего человечества на Земле, а в 2002 году в Йоханнесбурге – вторая. В их материалах вы найдете много чего: сколько и когда родилось и умерло, сколько выращено зерна, сколько выгорело хлебов и т.п. Но в их материалах вы не найдете одного: а что же такое «устойчивое развитие»? Давайте мы с этим и разберемся.

В «официальной академической» науке под устойчивой системой понимается такая система, которая после воздействия на неё какого-либо возмущения возвращается в исходное положение или на рас­чётную «траекторию движения» (рис. 12-24).

Например, едет автомобиль по дороге к намеченной цели. За ру­лем – водитель. Автомобиль и водитель – это система. Вдруг на до­роге – яма, то есть возмущающее воздействие. Дорога перекрыта. Водитель повел автомобиль в «объезд», сделал крюк и вернулся на нужный маршрут. Всё это – пример устойчивой системы. Здесь воз­мущающее воздействие поступило из внешней среды.

Другой случай. Снова водитель и его машина. Но водитель перед поездкой выпил пива и уснул во время движения. Возмущающее воз­действие – пиво (и как следствие – сон). Машина едет, а водитель спит. Машину потихоньку уводит налево, на полосу встречного дви­жения. Отклонение от нужного курса всё растёт и растёт, но СИС­ТЕМА ЭТОГО НЕ ЗАМЕЧАЕТ, система неустойчива! Поворота руля вправо нет, и в конце-концов – бац! – в кювет или во встречную машину. Это – пример неустойчивой системы. Здесь возмущающее воздействие шло изнутри самой системы (хотя с точки зрения матричного управления и иерархичности управления причины, воз­мущающих воздействий как в первом, так и во втором случаях лежа­ли вне рассматриваемых «систем»).

Вот таким, в популярном изложении, пониманием устойчивости и ограничивается «легитимная» наука. А является ли это понимание достаточно полным? Посмотрим.

Возьмём тот же первый случай. Водитель трезвый, машина исправ­на. Едет по заданию фирмы из южного пункта «А» за 2000 км в сибирс­кий пункт «Б», везёт яблоки. В пункте «Б» «система» должна выгрузить яблоки детям Сибири, загрузить доски, заправиться бензином и возвра­титься обратно. Всё идет хорошо, «система» устойчиво движется к за­данной цели. Но приезжает наша «система» (водитель и его машина) в пункт «Б», а там… – ни досок (которые так нужны на юге), ни детей (которым так нужны яблоки), ни бензина (который нужен нашей «систе­ме» для возвращения назад). Что случилось? А это кто-то из руководи­телей фирмы, будучи пьяным (или просто дураком, или «врагом наро­да»), перепутал пункт назначения. В результате яблоки гниют, а обратно без бензина машина приехать не может. А ведь ехала в пункт назначе­ния «устойчиво»! Здесь была допущена ошибка в выборе цели.

Рассмотрим более сложную систему: завод. Директор – трезвен­ник и умница. Рабочие квалифицированные и ведут здоровый образ жизни. Оборудование в порядке. Директор решил модернизировать производство, но не счёл нужным сказать об этом рабочим. И вот он начинает управлять процессом модернизации. Он заказывает и заку­пает новое оборудование, начинает переучивать персонал … Он от­слеживает возмущающие воздействия внешней среды (от измене­ния рынка сырья и рынка сбыта до погодных условий). Реагирует на технические возмущающие воздействия внутри системы: неисправ­ности, нестыковки, неполадки и т.п. На некотором промежутке вре­мени завод лихорадит: привычный ритм нарушен, зарплата нестабиль­ная. Люди не понимают что происходит, дисциплина падает, качество выпускаемой продукции ухудшается, процесс модернизации пробук­совывает. Почему так получилось? Директор не огласил цель сво­их действий по совершенствованию завода.

Другой пример. Урок математики. Система: «учитель – учени­ки». И учитель вроде неплохой, и ученики старательные, и цель огла­шена: освоение математики. Но освоение учениками предмета ма­тематики идёт плохо. Уроки превращаются во взаимную пытку. Зна­комая картина? А почему так происходит? Потому, что учитель не разъясняет доходчиво и убедительно (а может и сам не знает), за­чем нужна математика человеку, её прикладного смысла и смысла самого процесса освоения математики. А ведь ни одна наука, ни один вид человеческой деятельности не обходится без математики. Ма­тематика, если её правильно преподавать, должна быть самым лег­ким предметом в школе, поскольку всё, что нас окружает в жизни, всё наделено МЕРОЙ, легко измеряется, а результат легко проверя­ется. А математика как раз и помогает наделять мерой все предме­ты и процессы. Не понимая ЦЕЛИ освоения математики, не наделяя эту цель МЕРОЙ понимания, участники «системы обучения» не мо­гут продвигаться успешно и устойчиво к намеченной цели.

А теперь в виде системы рассмотрим наше россионское обще­ство. Управление осуществляется через государственные органы на основе некой «большой идеи» – провозглашённой идеологии (причем отсутствие идеологии – это тоже идеология, да ещё какая!). Эта про­возглашённая идеология «давит» на умы, «овладевает» умами госу­дарственных деятелей и всего общества, управляя ими, выставляя такие, например, «цели»:

наша цель – построение «демократии»;

наша цель – «капитализм с человеческим лицом»;

наша цель – права человека и т.д. и т.п.

Но, не наделив эти слова-лозунги чёткой и полной мерой понима­ния, не разъяснив людям, ЗАЧЕМ это делается, для каких целей, как, какими способами это будет достигнуто, у нас в России ника­ких успехов не наблюдается. Более того, при таком положении мы очень скоро «придём» в тот самый «пункт Б», где «яблоки не нужны, досок нет и нет бензина на обратную дорогу». Можно ли в таком случае считать наше движение «вперёд к демократии» «устойчивым развитием» российского общества в целом?

Увеличим время анализа и продлим его лет до 100-150 назад, или ещё дальше на 1000-2000 лет, и зададимся таким вопросом: «А куда устойчиво движется все человечество Земли»? Люди убивают друг друга в войнах (хотя уже 21 век!), разврат, содомия, богатые ку­паются в роскоши и ваннах с молоком или шампанским, а рядом люди умирают от голода! Что это? Справедливое общество людей? Это – демократия – власть народа? Это – «устойчивое развитие»? Брось­те, «господа»! Никогда бедняк не смирится с рабской участью своей и своих детей! И при первой же возможности он всадит в ненавистного богача вилы! И это вы считаете «устойчивостью»? Для нормальных людей вполне очевидно, что мы «идём не в ту сторону». И это зафик­сировано на конференции в Йоханнесбурге, на которой было признано, что человечество находится в глобальном системном кризисе, кото­рый может привести человечество к самоликвидации.

А кто устанавливает эти «цели»: «права человека», «демокра­тия» и т.п.? И можно ли вообще говорить о какой-то истинной «ко­нечной цели» развития человечества, претендуя на некую «абст­рактную истину»? Кто имеет на это право?

«Что есть истина»

Михаил Афанасьевич Булгаков в своём романе «Мастер и Мар­гарита» в знаменитой сцене, когда Понтий Пилат ведёт допрос Иешуа, поведал об этом так:

«— Зачем же ты, бродяга, на базаре смущал народ, расска­зывая про истину, о которой ты не имеешь представления? Что такое истина?

И тут прокуратор подумал: «О, боги мои! Я спрашиваю его о чём-то ненужном на суде … Мой ум не служит мне боль­ше» И опять померещилось ему чаша с темною жидкостью. «Яду мне, яду!»

И вновь он услышал голос:

Истина прежде всего в том, что у тебя болит голова, и болит так сильно, что ты малодушно помышляешь о смерти. Ты не только не в силах говорить со мной, но тебе трудно даже глядеть на меня. И сейчас я невольно являюсь твоим палачом, что меня огорчает. Ты не можешь даже и думать о чём-ни­будь и мечтаешь только о том, чтобы пришла твоя собака, единственное, по-видимому, существо к которому ты привя­зан. Но мучения твои сейчас кончатся, голова пройдёт.»

Эта сцена знаменательна тем, что в ней Булгаков говорит, что истина всегда конкретна на данный исторический момент времени. И нет какой-то «абстрактной истины», как нет «абстракт­ных» добра и зла. Они всегда конкретны на определённый истори­ческий момент. Так когда-то истиной было, что Земля – блин на трёх слонах, а те на трёх китах. Потом истиной стало, что Земля круглая и Солнце вращается вокруг неё. Затем, что Земля вращает­ся вокруг Солнца. Причем во все эти времена люди жили, трудились, рожали детей, менялись поколения. Поэтому нельзя никому претен­довать на полное, абсолютное понимание «истины». Это посильно только Богу. Но человеку и человечеству нельзя отказываться от поиска истины! При этом следует помнить, что истина всегда конк­ретная на данный исторический момент времени.

На данном историческом этапе смыслом жизни должно быть достижение каждым человеком и всем человечеством в целом че­ловечного строя психики. Нам всем предстоит вырваться из животного типа строя психики, из типа биоробота-зомби и преодолеть в себе демонизм. Это то, что научно обосновано с позиций КОБы на данный исторический момент развития человечества и вполне оче­видно для тех, кто освоил КОБу.

Если же поставить вопрос о предельно возможном в наше время понимании смысла жизни человека и человечества, то КОБа отвеча­ет, что таким предельно возможным пониманием смысла жизни дол­жно быть освоение генетически заложенного потенциала своего раз­вития как каждым отдельным человеком, так и человечеством в целом. Каждый человек обладает генетически обусловленным по­тенциалом развития. В упрощённом понимании – это те заложенные в человека сверхвозможности, которые пока проявляются у каждого человека только в различных экстремальных ситуациях. Примеры таких ситуаций каждый читатель может вспомнить сам. Так, многие побывавшие в автокатастрофах, замечали, что катастрофические события протекали для них как бы в замедленной съемке, они по­мнят мельчайшие детали, хотя сам факт автокатастрофы длился мгновения. Т.е. в генетике каждого человека есть «что-то такое», что пока у абсолютного большинства людей не проявляется в обыч­ной жизни, а проявляется у очень немногих. Этих «немногих» назы­вают «экстрасенсами», «ясновидящими» и т.п. «особенными» людь­ми, хотя таким «особенным» может стать любой человек, если он сможет раскрыть те возможности, которые в него заложены Свыше.

Таким же генетически обусловленным потенциалом развития об­ладает и всё человечество в целом, являясь по современной научной терминологии «суперсистемой», то есть сверх сложной системой.

Отсюда следует, что каждый человек и человечество в целом, раз в них заложены сверхвозможности, заложены некие потенциалы развития, должны иметь своей целью стопроцентное освоение этих возможностей (генетически заложенных в них потенциалов развития).

Известны ли нам сейчас все составляющие этих потенциалов? Нет, пока неизвестны.

Является ли освоение этих потенциалов самой-самой конечной целью существования человека и человечества, самым конечным смыслом жизни? Утверждать это однозначно нельзя. Ведь вполне возможно, что эти потенциалы каким-то образом корректируются (подправляются, развиваются) Свыше.

Но вполне очевидно то, что мы должны осваивать эти потенциа­лы, раз они заложены в нас. А вся культура, в которой мы живём, должна способствовать этому процессу освоения.

И только руководствуясь таким подходом можно говорить о смыс­ле жизни человека, устойчивом развитии всего человечества.

Именно так и утверждается в КОБе при рассмотрении «устойчи­вости по предсказуемости». То есть об устойчивости объекта управления в смысле предсказуемости его поведения в опре­деленной мере под воздействием внешней среды, внутрен­них изменений и управления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: