double arrow

Качество управления

В самом-самом элементарном первоначальном понимании под качеством управления можно считать «вектор ошибки».

Мы уже ранее рассмотрели, что любой процесс управления несёт в себе «вектор целей управления», которому в каждый текущий мо­мент времени соответствует «вектор состояния». Разница между пер­вым и вторым векторами представляет «вектор ошибки управления».

Этот «вектор ошибки» состоит из списка «частных ошибок» по всему перечню целей, который входит в «вектор целей». Это хоро­шо видно из рисунка 12-47.

Вообще говоря, опять же в самом-самом общем случае, все ошиб­ки управления определяются субъективно, то есть зависят от «субъек­та», который определяет, что «хорошо», а что «плохо». А поскольку у «субъектов» различное понимание обо всём, что происходит вокруг них (вспоминайте «мозаику» и «калейдоскоп»), то и понимание того, что «хорошо», а что «плохо» у них разное.

Вот «залепили», «занавесили» столицу нашей Родины рекламны­ми щитами, плакатами, афишами, вывесками и другой мишурой, и Москва исчезла. Её не видно. Люди видят одну яркую, цветную ог­ромную-преогромную кляксу! Демократизаторы радуются: успех налицо! Мэр Москвы – хозяйственник! (То, что творится «внутри» Москвы, её нравственной деградации, скрытой преступности и всего прочего – тема отдельная. Здесь только один пример – «внешний облик» Москвы).

А другие люди с горечью отводят глаза и не могут без слёз смот­реть на эту «кляксу», за которой не видно ни зелени деревьев и скве­ров (которых, кстати, всё меньше и меньше), ни красоты архитекту­ры домов, даже дорожные указатели водителям трудно увидеть за рекламными афишами (а это – увеличение числа аварий).

Или взять другой пример уже государственного масштаба, кото­рый очень здорово виден в Москве. Транспорт. Одни люди считают, что каждый должен иметь свой автомобиль, а ещё лучше несколько, чтобы эти автомобили были разного цвета и марок. Другие люди счи­тают, что надо развивать общественный транспорт. Сейчас первое мнение и мнение демократизаторов взяло вверх над вторым. В резуль­тате Москва стала одной большой-пребольшой пробкой. Автомоби­лей много, но они не нужны, поскольку передвигаться на них возможно либо с большим трудом и потерей времени, либо просто невозможно. В результате даже «крутые бизнесмены» всё чаще ездят на метро, чтобы не опоздать на деловую встречу. Вопрос: качество управления в этом случае хорошее или плохое? А если к этому добавить экологию? Думается, что для нормальных людей, не потерявших разум, ответ очевиден. К определению качества в этом конкретном случае ещё вернёмся, в том числе и в главе 14 «Тайны экономики».

Размерность всех 3-х векторов (целей, состояния и ошибки) мо­жет быть очень велика. Напомним, что «вектор» может быть не толь­ко двумерным, когда его можно представить обыкновенным «спис­ком». Вектор может быть и многомерным, когда один параметр (ча­стная цель) зависит от одного или сразу нескольких других парамет­ров (целей). Так вот, когда размерность векторов велика, то пользо­ваться таким многомерным вектором ошибки для сравнения различных вариантов управления по достижению одного и того же вектора целей– это очень неудобно. Поясню это подробнее.

Есть один большой вектор целей, который составил некий заказ­чик. Например, строительство какого-то крупного завода. Заказчик делает заказ трём проектным организациям спланировать ход строи­тельства, дать ему расчёты хода строительства и что он получит «на выходе»: что получится хорошо, какие будут возможные недо­статки, убытки и т.д.

Каждая проектная организация приносит заказчику свой вариант строительства со своим «вектором ошибки», в котором по каждому пункту есть результат: что получится хорошо, где будет «не очень», какой убыток и т.п. И таких пунктов – несколько десятков.

Вопрос: у кого из проектировщиков вариант лучше? Согласитесь, уважаемые читатели, что сравнивать в этом случае все варианты между собой очень трудно.

Вот чтобы сравнивать было удобнее, то лучше было бы иметь какую-то «обобщающую оценку» всего получившегося «вектора ошибки». И было бы неплохо, если эта «оценка» полученного «векто­pa ошибки» отвечала бы сама о том «хорошо или плохо?» то, что предлагается. И ещё – какой из вариантов «лучше, а какой «хуже».

Вот такая всего «одна оценка» вектора ошибки называется «ка­чество управления». То есть «качество управления» – это обоб­щающая оценка всех частных ошибок, входящих в вектор ошибок. Иначе – это мера – мера вектора ошибки.

Всё это отображено на рисунке 12-47. Там же в самом низу ото­бражён порядок того, как можно достигнуть такой обобщённой оцен­ки. Делается это так.

Например, мы составляем вектор целей развития государства. В него входят и сельское хозяйство, и машиностроение, и образование и многое-многое другое. Причём, например, в вектор целей сельско­го хозяйства входят цели и по зерновым, и по животноводству, и по овцам конкретно, и т.д.

Подобное делается и в машиностроении, в котором определяет­ся в частности, сколько надо комбайнов для села.

Подобное делается и в науке, где выставляется цель развития животноводства. И т.д.

Вот этот полный перечень целей управления можно разбить на группы:

Одна группа – то, что связано с селом.

Другая группа – то, что связано с армией.

Третья группа – то, что связано с образованием.

И т.д.

Для каждой такой группы можно построить частную оценку ка­чества управления, после чего свести всё это в новый вектор ошиб­ки, который будет гораздо меньше размером, чем первый. Приклад­ная математика и компьютерная техника позволяет это сделать дос­таточно быстро.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: