Методические рекомендации. Индия в 1920—1940-е гг. переживает один из важнейших периодов истории

Индия в 1920—1940-е гг. переживает один из важнейших периодов истории. Её борьба за независимость увенчалась успехом, и она предстает во второй половине века в качестве самостоятельного государства, причем произошло это в результате чисто индийского феномена — ненасильственной борьбы и несотрудничества с колонизаторами на гандистской основе. Махатма Ганди, придя к руководству индийским национально-освободительным движением в начале 20-х годов, оставался духовным лидером индийского народа вплоть до своей трагической гибели в результате террористического акта в феврале 1948 г.

В начале работы изучите основные этапы жизни М. Ганди. Охарактеризуйте африканский период его деятельности. Какую роль он сыграл в становлении его мировоззрения? Дайте анализ социально-экономической и политической обстановки, в которой формировался гандизм, покажите влияние традиционных и националистических факторов. Следует выявить значение индуизма, буддизма, джайнизма, кастовых идей. Какое влияние на его взгляды оказали либеральные и демократические учения Запада (активная политическая борьба, демократическое устройство нового общества), марксистско-ленинская идеология (отрицание частной собственности, социальное равенство и партнерство)? Определите, какую роль в формировании идеологии Ганди сыграли Райчандбхай, Генри Дэвид Торо, Джон Раскин, Л.Н. Толстой? Отметьте насколько гандизм оказался исторически оправданным и соответствовал конкретным условиям страны.

Проанализируйте основные черты гандизма. В чём Ганди видел главную политическую цель? Выделите программу-минимум и программу-максимум Ганди в национально-освободительной борьбе. Что вкладывал Махатма в понятие «сварадж». Выявите прагматизм и утопизм этого принципа. Назовите основные методы и формы борьбы за «сварадж».

Установите истоки принципов «ахимса» и «сатьяграха». Что означают «ахимса» и «сатьяграха»? Какие варианты перевода терминов использовались? Определите общее и различное в «ахимсе» и «сатьяграхе». Где впервые была проведена сатьяграха? На основе обобщения событий национально-освободительного движения начала 20-х гг. ХХ в. отметьте черты сатьяграхи как способа борьбы. Сделайте вывод о том, насколько форма борьбы, предложенная Ганди, соответствовала в тот период уровню сознания масс, индийской национальной традиции, психологическому складу индийцев. Следует подумать также над фразой Ганди: "В моей теории ненасилия есть серьезные изъяны". Разъясните сущность «сарводайи». Установите значение «свадеша» для достижения "свараджа". Объясните цель проводившейся Ганди пропаганды ручной прялки. Для лучшего усвоения идеологической системы Ганди, составьте таблицу, разъясняющие основные принципы его учения:

Не уходи от борьбы (принцип активности). Делай борьбу созидательной (принцип конструктивности). Не применяй насилия (принцип ахимсы). Будь готов пойти на жертвы во имя дела (принцип страдания). Стремись понять оппонента и быть понятым им (принцип понимания). Ищи компромиссов (принцип компромисса).
           

Ответьте на вопрос, как и почему произошло превращение религиозно-этического учения в основу политических действий. Установите связь происходившего в стране подъема национально-освободительного движения с разработанными им формами и методами антиколониальной борьбы: кампании протеста в виде хартала против закона Роулетта, две сатьяграхи. Обратите внимание на сотрудничество в этом движении ИНК с халифатским движением (в защиту прав султана) и в целом на единство действий индусов и мусульман. Проанализируйте решения Калькуттского (сентябрь 1920) и Нагпурского (декабрь 1920) съездов ИНК. Какую роль они сыграли в переводе учения Ганди в политическую практику? Как это сказалось на успехах национально-освободительного движения? Определите роль Ганди во всеиндийских кампаниях гражданского неповиновения (1919—1922, 1930—1933 гг.). В каком качестве он желал выступать: диктатора, духовного лидера, арбитра. Проанализируйте отношение членов ИНК, Мусульманской лиги и других политических сил к тактике Ганди, особенно обратите внимание на оценку решений Ганди прекращения сатьяграх. Выясните, что позволило Ганди достичь успеха. Отметьте значение: великой национальной идеи в его учении, сплотившей народ; опоры на партийный блок ИНК, предоставивший ему материальные средства и возможность вести агитацию и пропаганду; понимание англичанами неизбежности предоставления самоуправления; авторитет самого Ганди как сильного политика с непоколебимыми убеждениями, отсутствием фанатизма; перенасыщенность страны потенциальным насилием, готовым принять непредсказуемые масштабы и понимание этого ведущими политиками. Как Ганди смотрел на проблему мусульманско-индуистского противостояния? Как строились отношения Ганди с лидерами Мусульманской лиги?

Обсудите, в чем состояло значение Ганди как ученого, религиозного деятеля, политика и национального лидера. Интересы каких социальных слоев он отражал? Какое значение имела деятельность Ганди для руководства Конгресса и английских колониальных властей? Раскройте практические результаты деятельности Ганди. Подведите итоги его деятельности и выскажите личное мнение о деятельности этого человека.

Приведите оценки Ганди в исторической науке (Р. Ульяновский, Э. Комаров, А. Литман, О. Мартышин). Как в современной Индии относятся к его учению? Выскажите свое отношение к утверждению о том, что политика национальной буржуазии и гандизм — это два направления индийского национально-освободительного движения, выступавшие на определенном этапе в тесном взаимодействии и под единым руководством (О.Мартышин).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: