Динамика физической подготовленности студентов в процессе обучения дисциплине «физическая культура» в вузе

Федякина Л. К., Авсарагов Г. Р., Баскаева Ф. Г.

Сочинский государственный университет,

Сочинский институт Российского университета дружбы народов,

Сочи, Россия

В последнее время отмечается устойчивая тенденция снижения уровня физической подготовленности и ухудшение состояния здоровья абитуриентов, поступающих в вуз. Занятия физической культурой в вузе должны быть направлены на исправление создавшегося положения. В ходе педагогического эксперимента предполагалось выявить особенности динамики показателей физической подготовленности студентов разных курсов, произошедшие под воздействием академических занятий физической культурой.

Таблица 1 – Показатели физической подготовленности студентов в процессе обучения в вузе, `Х±s

Тестовые упражнения Исходный результат Конечный результат Р
Динамика физической подготовленности студентов первого курса
Бег на 100 м, с 17,17±0,90 14,33±0,97 16,73±1,37 13,77±1,00 p<0,01 p<0,05
Бег на 2000 м и 3000 м, с 724,80±17,50 833,50±14,70 664,30±16,60 758,80±15,50 p<0,01 p<0,01
Поднимание и опускание туловища из положения лежа, раз (девушки) 31±4,11 34±4,20 p<0,01
Подтягивание на высокой перекладине, раз (юноши) 8±1,13 10±1,10 p<0,05
Динамика физической подготовленности студентов второго курса
Бег на 100 м, с 17,13±0,88 13,99±1,00 16,66±1,11 13,43±0,68 p<0,05 p<0,05
Бег на 2000 м и 3000 м, с 702,60±15,70 791,00±17,50 668,10±15,30 742,20±17,90 p<0,05 p<0,05
Поднимание и опускание туловища из положения лежа, раз (девушки) 32±3,90 35±3,80 p<0,05
Подтягивание на высокой перекладине, раз (юноши) 10±0,95 12±0,84 p<0,05
Динамика физической подготовленности студентов третьего курса
Бег на 100 м, с 16,93±0,88 14,01±0,98 17,03±0,98 14,00±0,97 p>0,05 p>0,05
Бег на 2000 м и 3000 м, с 688,20±13,80 806,70±19,30 684,70±14,10 799,50±16,20 p>0,05 p>0,05
Поднимание и опускание туловища из положения лежа, раз (девушки) 32±3,32 33±3,23 p>0,05
Подтягивание на высокой перекладине, раз (юноши) 11±0,97 13±0,91 p<0,05
Динамика физической подготовленности студентов четвертого курса
Бег на 100 м, с 17,13±1,01 13,81±0,75 17,43±1,17 13,93±0,81 p<0,05 p>0,05
Бег на 2000м и 3000 м, с 708,10±14,40 776,60±15,90 704,40±15,20 779,80±16,10 p>0,05 p>0,05
Поднимание и опускание туловища из положения лежа, раз (девушки) 31±3,10 33±3,13 p<0,05
Подтягивание на высокой перекладине, раз (юноши) 11±1,01 13±1,21 p<0,05

Примечание: верхняя строка – показатели девушек, нижняя строка – юношей

Под воздействием академических занятий физической культурой на первом и втором курсах вуза у студентов произошли достоверные положительные изменения показателей в тестовых упражнениях, характеризующих физическую подготовленность девушек и юношей (таблица 1). По-видимому, это обусловлено тем, что вчерашние школьники, поступившие в вуз, увеличили в два раза время, которое отводится на занятия физической культурой в рамках учебного расписания. Следует отметить, что посещаемость занятий по физической культуре на первом и втором курсах вуза у студентов составляла более 90%.

За время обучения на третьем курсе уровень физической подготовленности у студентов вуза (юношей и девушек) по результатам в беге на 100 м, на 2000 и 3000 м, поднимания туловища из положения лежа на спине (у девушек), имеет тенденцию к улучшению, однако, эти изменения статистически не достоверны. Улучшились результаты в подтягивании из виса на высокой перекладине у юношей (p<0,05), что связано, по-видимому, с дополнительными самостоятельными занятиями по улучшению силовых способностей.

Динамика показателй физической подготовленности студентов четвертого курса характеризуется достоверным ухудшением результатов в беге на 100 метров у девушек, что, возможно, связано со значительным снижением двигательной активности студенток. Результаты в остальных тестах у девушек и у юношей, за время обучения на четвертом курсе, достоверно не изменились.

Достоверные (p<0,05) положительные изменения результатов у юношей в подтягивании из виса на высокой перекладине не связаны с направленностью академических занятий, так как, занимаясь один раз в неделю невозможно добиться улучшения силовых способностей, для этого необходимы дополнительные самостоятельные занятия.

На рис. 1-3 представлена относительная величина изменения показателей физической подготовленности студентов в %.

В беге на 100 метров, как у девушек, так и у юношей за первые два курса обучения в вузе отмечается наибольшая величина положительных изменений результатов теста. Затем, на третьем и четвертом курсах обучения в вузе наблюдается значительное снижение темпов прироста результатов, и даже, отрицательная динамика результатов в беге на 100 м как у девушек, так и у юношей, что свидетельствует о необходимости включения дополнительных (факультативных) занятий для студентов старших курсов.

Рис. 1. Динамика показателей физической подготовленности студентов в беге на 100 м по курсам обучения, в %

Аналогичную картину наблюдаем и с динамикой результатов в беге на 2000 м (девушки) и 3000 м (юноши). На первых двух курсах темпы улучшения результатов в беге на 2000 м (девушки) и 3000 м (юноши) самые высокие, затем на третьем курсе, результаты у девушек улучшились на 0,51%, а у юношей на 0,89%, т.е., практически не изменились (рис. 2). За время обучения на четвертом курсе наблюдается незначительная отрицательная динамика. Следует отметить, что данные тесты являются самыми нелюбимыми у студентов и во многом их отношение влияет на результаты тестирования. Выполнив норматив на тройку, студенты не предпринимают попыток его улучшить, что, по-видимому, связано с необходимостью проявления волевых усилий.

Динамика показателей физической подготовленности студентов в тестах силовой направленности (подтягивание на высокой перекладине у юношей и поднимание – опускание туловища из положения лежа у девушек) несколько отличается. На каждом курсе обучения наблюдаются положительные изменения в уровне физической подготовленности. При этом на первом и втором курсах величина положительных изменений в результатах этих тестов значительно выше, чем на третьем и четвертом курсах обучения и составляет 20-25% у юношей и 9% у девушек (рис. 3). По-видимому, это обусловлено тем, что девушки и юноши дополнительно самостоятельно выполняют эти физические упражнения силовой направленности во внеучебное время. Поддержанию и развитию силы определенных мышечных групп (мышц живота – девушки и сгибателей рук – юноши) студентами всех курсов уделяется повышенное внимание, что было установлено нами в ходе устного опроса.

Рис. 2. Динамика показателей физической подготовленности студентов в беге на 2000 м (девушки) и 3000 м (юноши) по курсам обучения, в %

Рис. 3. Динамика физической подготовленности студентов в подтягивании на высокой перекладине (юноши) и поднимании – опускании туловища из положения лежа на спине в процессе обучения в вузе, в %

К особенностям динамики физической подготовленности студентов следует отнести тенденцию снижения всех результатов обязательных тестов за время летней зачетно-экзаменационной сессии и каникул. Это проявляется более выражено на третьем и четвертом курсах обучения. По-видимому, это связано с изменением двигательной активности студентов в различные периоды учебного процесса, с тем, что большинство студентов работает на каникулах, а работа не связана с движениями и т.д.

Таким образом, анализ результатов исследования позволяет сделать заключение о том, что основными особенностями динамики показателей физической подготовленности студентов в процессе обучения в вузе являются:

· позитивные изменения на первом и втором курсах обучения, что объясняется воздействием двухразовых академических занятий физической культурой в неделю;

· значительное снижение показателей на третьем и четвертом курсах, что связано с уменьшением времени, отводимого на академические занятия физической культурой в рамках учебного расписания. Это снижение более выражено в результатах тестов, характеризующих развитие выносливости;

· снижение результатов обязательных тестов за время летней зачетно-экзаменационной сессии и летних каникул.

Уменьшение показателей вариативности (значений стандартного отклонения) к четвертому курсу обучения в вузе косвенно свидетельствует о том, что произошло повышение уровня физической подготовленности преимущественно у «слабых» студентов. Поэтому, необходим поиск организационно-методических условий, которые позволят повысить тренировочное воздействие академических занятий физической культурой на студентов с высоким уровнем физической подготовленности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: